Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2010 года
постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2010 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В., Дубининой Т.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу муниципального учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N 6" (ответчика) на решение от 24.03.2010 Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.А.) и постановление от 10.06.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зиновьева Т.А., Гергель М.В., Глухих А.Н.) по делу N А46-23661/2009.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ "Ленинское" (далее - ООО "ЖКХ "Ленинское") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Детская городская поликлиника N 6" (далее - МУЗ "Детская поликлиника N 6", поликлиника), муниципальному образования "Город Омск" (далее - МО "Город Омск") в лице департамента здравоохранения администрации города Омска (далее - департамент здравоохранения) и департамента имущественных отношений администрации города Омска (далее - департамент имущественных отношений) о взыскании 119 392 руб. 21 коп. задолженности за содержание и ремонт общего имущества.
Исковые требования мотивированы необоснованным отказом ответчика по несению расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Третьими лицами без самостоятельных требований к участию в деле привлечены администрация города Омска (далее - администрация), департамент финансов и контроля администрации города Омска (далее - департамент финансов и контроля).
Решением от 24.03.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 10.06.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, с МУЗ "Детская поликлиника N 6" взыскан предъявленный истцом долг.
Кроме того, при недостаточности денежных средств у МУЗ "Детская поликлиника N 6" взыскание истребуемых денежных средств возложено на МО "Город Омск" в лице департамента здравоохранения за счет казны муниципального образования.
В удовлетворении исковых требований к департаменту имущественных отношений отказано.
В кассационной жалобе МУЗ "Детская поликлиника N 6" просит отменить вынесенные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, судами не учтено, что МУЗ "Детская поликлиника N 6" представило доказательства об оплате работ обслуживающего персонала, работающего в поликлинике, в сумме 374 045 руб., а на ремонт имущества поликлиники в 2007 - 2009 годах потрачено 876 500 руб.
Не согласен заявитель с тем, что произведенные им работы не относятся к работам по содержанию и ремонту многоквартирного дома.
Кроме этого ссылается на необоснованность применения при расчете исковых требований постановлений мэра города Омска от 28.11.2006 N 327-П, от 22.11.2007 N 897-П, от 21.11.2008 N 1041-П, которыми утверждена плата за содержание и ремонт жилых помещений.
Ссылаясь на необоснованность доводов кассационной жалобы, ООО "ЖКХ "Ленинское" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить без изменения принятые судебные акты.
ООО "ЖКХ "Ленинское", МУЗ "Детская поликлиника N 6", МО "Город Омск" в лице департамента здравоохранения и в лице департамента имущественных отношений, администрация, департамент финансов и контроля о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что за поликлиникой на праве оперативного управления закреплены находящиеся в муниципальной собственности города Омска нежилые помещения 1П (номера на поэтажном плане: 1-23 на первом этаже, 1-21 на втором этаже), общей площадью 635,20 м , литера А, в жилом доме, расположенном по адресу: г. Омск, пр. Маркса, д. 80 (свидетельство о государственной регистрации права N 231639 от 14.06.2006).
На внеочередном общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по вышеназванному адресу, путем заочного голосования было принято решение об управлении жилым домом управляющей организацией, которой выбрано ООО "ЖКХ "Ленинское" (протокол от 28.04.2007 N 6/1).
Департамент имущественных отношений, действующий от имени собственников нежилых помещений в многоквартирном доме N 80, в том числе поликлиники, также голосовал за избрание упомянутой управляющей организации.
При этом собственники жилых и нежилых помещений установили, что цена договора на управление многоквартирным домом включает в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества и устанавливается в размере, определенном постановлением мэра города Омска от 28.11.2006 N 327 "О плате за содержание и ремонт жилого помещения".
01.06.2007 между ООО "ЖКХ "Ленинское" (управляющей организацией) и собственниками жилых помещений указанного многоквартирного дома был заключен договор N 6/1, в соответствии с которым на управляющую организацию возложены полномочия по управлению многоквартирным домом N 80 по пр. Маркса в городе Омске, включая выполнение работ и оказание услуг по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Перечень работ определен в приложении N 2 к настоящему договору.
МУЗ "Детская поликлиника N 6" договор с управляющей компанией не заключала.
Вместе с тем ООО "ЖКХ "Ленинское" оказывало услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, что подтверждается актами выполненных работ за периоды с 01.06.2007 по 31.12.2007 и с 01.01.2008 по 31.12.2008.
Поскольку ответчик отказывается от участия в несении совместных расходов на содержание и ремонт общего имущества дома, истец предъявил настоящий иск.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 249 Гражданского кодекса установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Аналогичная норма содержится и в Жилищном кодексе Российской Федерации, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 1 статьи 158).
В соответствии с пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Понятие "размера платы за содержание и ремонт жилого помещения" дано в пункте 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, в силу которого это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 м2 общей площади жилого помещения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 5 Постановления от 03.04.1998 N 10-П, уклонение части домовладельцев от заключения договоров на техническое обслуживание и ремонт общего имущества не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиумом в целях его содержания и эксплуатации.
Следовательно, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности и расходов на коммунальные услуги.
В связи с чем содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, не освобождает собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку управляющая организация в лице ООО "ЖКХ "Ленинское" и плата за содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома, исходя из тарифов, утвержденных органом местного самоуправления, выбраны как собственниками жилых, так и нежилых помещений, то МУЗ "Детская поликлиника N 6", владея нежилыми помещениями в жилом доме на праве оперативного управления, обязано было ежемесячно производить возмещение издержек за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что обязанность нести расходы на содержание общего имущества собственником помещения многоквартирного дома не зависит от наличия или отсутствия договора на управление многоквартирным домом между управляющей компанией и собственником нежилого помещения.
Ввиду подтверждения ООО "ЖКХ "Ленинское" несения им затрат по содержанию многоквартирного дома суды обоснованно удовлетворили исковые требования.
Учитывая, что учредителем МУЗ "Детская поликлиника N 6" является МО "Город Омск" в лице департамента здравоохранения, суды правомерно признали его субсидиарным ответчиком при недостаточности денежных средств у непосредственного должника.
Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя относительно фактических обстоятельств спора, установленных судами первой и апелляционной инстанций, не могут быть предметом переоценки суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 24.03.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 10.06.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-23661/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 06.08.2010 ПО ДЕЛУ N А46-23661/2009
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2010 г. по делу N А46-23661/2009
резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2010 года
постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2010 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В., Дубининой Т.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу муниципального учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N 6" (ответчика) на решение от 24.03.2010 Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.А.) и постановление от 10.06.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зиновьева Т.А., Гергель М.В., Глухих А.Н.) по делу N А46-23661/2009.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ "Ленинское" (далее - ООО "ЖКХ "Ленинское") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Детская городская поликлиника N 6" (далее - МУЗ "Детская поликлиника N 6", поликлиника), муниципальному образования "Город Омск" (далее - МО "Город Омск") в лице департамента здравоохранения администрации города Омска (далее - департамент здравоохранения) и департамента имущественных отношений администрации города Омска (далее - департамент имущественных отношений) о взыскании 119 392 руб. 21 коп. задолженности за содержание и ремонт общего имущества.
Исковые требования мотивированы необоснованным отказом ответчика по несению расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Третьими лицами без самостоятельных требований к участию в деле привлечены администрация города Омска (далее - администрация), департамент финансов и контроля администрации города Омска (далее - департамент финансов и контроля).
Решением от 24.03.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 10.06.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, с МУЗ "Детская поликлиника N 6" взыскан предъявленный истцом долг.
Кроме того, при недостаточности денежных средств у МУЗ "Детская поликлиника N 6" взыскание истребуемых денежных средств возложено на МО "Город Омск" в лице департамента здравоохранения за счет казны муниципального образования.
В удовлетворении исковых требований к департаменту имущественных отношений отказано.
В кассационной жалобе МУЗ "Детская поликлиника N 6" просит отменить вынесенные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, судами не учтено, что МУЗ "Детская поликлиника N 6" представило доказательства об оплате работ обслуживающего персонала, работающего в поликлинике, в сумме 374 045 руб., а на ремонт имущества поликлиники в 2007 - 2009 годах потрачено 876 500 руб.
Не согласен заявитель с тем, что произведенные им работы не относятся к работам по содержанию и ремонту многоквартирного дома.
Кроме этого ссылается на необоснованность применения при расчете исковых требований постановлений мэра города Омска от 28.11.2006 N 327-П, от 22.11.2007 N 897-П, от 21.11.2008 N 1041-П, которыми утверждена плата за содержание и ремонт жилых помещений.
Ссылаясь на необоснованность доводов кассационной жалобы, ООО "ЖКХ "Ленинское" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить без изменения принятые судебные акты.
ООО "ЖКХ "Ленинское", МУЗ "Детская поликлиника N 6", МО "Город Омск" в лице департамента здравоохранения и в лице департамента имущественных отношений, администрация, департамент финансов и контроля о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что за поликлиникой на праве оперативного управления закреплены находящиеся в муниципальной собственности города Омска нежилые помещения 1П (номера на поэтажном плане: 1-23 на первом этаже, 1-21 на втором этаже), общей площадью 635,20 м , литера А, в жилом доме, расположенном по адресу: г. Омск, пр. Маркса, д. 80 (свидетельство о государственной регистрации права N 231639 от 14.06.2006).
На внеочередном общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по вышеназванному адресу, путем заочного голосования было принято решение об управлении жилым домом управляющей организацией, которой выбрано ООО "ЖКХ "Ленинское" (протокол от 28.04.2007 N 6/1).
Департамент имущественных отношений, действующий от имени собственников нежилых помещений в многоквартирном доме N 80, в том числе поликлиники, также голосовал за избрание упомянутой управляющей организации.
При этом собственники жилых и нежилых помещений установили, что цена договора на управление многоквартирным домом включает в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества и устанавливается в размере, определенном постановлением мэра города Омска от 28.11.2006 N 327 "О плате за содержание и ремонт жилого помещения".
01.06.2007 между ООО "ЖКХ "Ленинское" (управляющей организацией) и собственниками жилых помещений указанного многоквартирного дома был заключен договор N 6/1, в соответствии с которым на управляющую организацию возложены полномочия по управлению многоквартирным домом N 80 по пр. Маркса в городе Омске, включая выполнение работ и оказание услуг по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Перечень работ определен в приложении N 2 к настоящему договору.
МУЗ "Детская поликлиника N 6" договор с управляющей компанией не заключала.
Вместе с тем ООО "ЖКХ "Ленинское" оказывало услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, что подтверждается актами выполненных работ за периоды с 01.06.2007 по 31.12.2007 и с 01.01.2008 по 31.12.2008.
Поскольку ответчик отказывается от участия в несении совместных расходов на содержание и ремонт общего имущества дома, истец предъявил настоящий иск.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 249 Гражданского кодекса установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Аналогичная норма содержится и в Жилищном кодексе Российской Федерации, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 1 статьи 158).
В соответствии с пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Понятие "размера платы за содержание и ремонт жилого помещения" дано в пункте 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, в силу которого это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 м2 общей площади жилого помещения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 5 Постановления от 03.04.1998 N 10-П, уклонение части домовладельцев от заключения договоров на техническое обслуживание и ремонт общего имущества не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиумом в целях его содержания и эксплуатации.
Следовательно, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности и расходов на коммунальные услуги.
В связи с чем содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, не освобождает собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку управляющая организация в лице ООО "ЖКХ "Ленинское" и плата за содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома, исходя из тарифов, утвержденных органом местного самоуправления, выбраны как собственниками жилых, так и нежилых помещений, то МУЗ "Детская поликлиника N 6", владея нежилыми помещениями в жилом доме на праве оперативного управления, обязано было ежемесячно производить возмещение издержек за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что обязанность нести расходы на содержание общего имущества собственником помещения многоквартирного дома не зависит от наличия или отсутствия договора на управление многоквартирным домом между управляющей компанией и собственником нежилого помещения.
Ввиду подтверждения ООО "ЖКХ "Ленинское" несения им затрат по содержанию многоквартирного дома суды обоснованно удовлетворили исковые требования.
Учитывая, что учредителем МУЗ "Детская поликлиника N 6" является МО "Город Омск" в лице департамента здравоохранения, суды правомерно признали его субсидиарным ответчиком при недостаточности денежных средств у непосредственного должника.
Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя относительно фактических обстоятельств спора, установленных судами первой и апелляционной инстанций, не могут быть предметом переоценки суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 24.03.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 10.06.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-23661/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ
С.И.ШУЙСКАЯ
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Т.Н.ДУБИНИНА
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Т.Н.ДУБИНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)