Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.03.2011 N 17АП-1382/2011-АК ПО ДЕЛУ N А71-12591/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2011 г. N 17АП-1382/2011-АК

Дело N А71-12591/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.,
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.
при участии:
- от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "УК Доверие" (ОГРН 1091840000966, ИНН 1834046759): Бабайлова А.В., предъявлен паспорт, доверенность от 14.09.2010;
- от заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ОГРН 1071840007909, ИНН 1833046562): не явились;
- лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "УК Доверие"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 28 декабря 2010 года
по делу N А71-12591/2010,
принятое судьей Сидоренко О.А.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "УК Доверие"
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска
о признании действий незаконными и понуждении утвердить расчетный норматив потребления тепловой энергии,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "УК Доверие" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании действий (бездействия) Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска (далее - заинтересованное лицо) незаконными и понуждении утвердить расчетный норматив потребления тепловой энергии в размере 0,016 Гкал/кв. м в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "УК Доверие" и имеющих приборы учета, расположенных по адресу: ул. Новостроительная, 25, 27, 27а, 35, ул. Воровского 102, 104, ул. Ворошилова 18, 32, 52, 48, 58, 62, 64, ул. Красноармейская 164, 166, 173, 175, ул. Карла Либкнехта 72, ул. Краева, 31, ул. Восточная, 34, ул. Молодежная 19, 21, 25, 27, 29, 31, 39, 41, 43, 45, 49, 51, 54, 54а, 92, 92а, ул. 40 лет Победы 74, 76, 80, ул. Союзная 39, 51, 81, 85, ул. Труда 16, 36, 70, ул. Клубная, 54, ул. Орджоникидзе 17.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 декабря 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование своих требований заявитель жалобы указывает на то, что ни ст. 157 ЖК РФ, ни п. 3 Правил N 306 не предусмотрено, что органы государственной власти утверждают норматив потребления тепловой энергии только при отсутствии приборов учета. Полагает, что рассчитывать размер оплаты и определять количество потребленного коммунального ресурса на период выхода из строя прибора учета можно только основываясь на норматив потребления услуг. Считает, что бездействие Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска, выразившегося в отказе установления расчетного норматива потребления тепловой энергии для многоквартирных домов, оборудованных приборами учета тепловой энергии, не основано на нормах действующего законодательства, тем самым нарушает права ООО "УК Доверие" в части осуществления расчетов за отопление с поставщиком энергоресурсов на основании обоснованного норматива и права жильцов многоквартирных домов на расчет по обоснованному нормативу потребления тепловой энергии в размере 0,016 Гкал за кв. м при выходе из строя узла учета тепловой энергии.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Заинтересованное лицо против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, ссылаясь на то, что утверждение нормативов потребления коммунальных услуг относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Полагает, что действия Управления ЖКХ нельзя признавать незаконными, поскольку заявитель обращался за утверждением нормативов по домам, имеющим приборы учета, а согласно действующему законодательству нормативы утверждаются на дома, в которых приборы учета отсутствуют.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "УК Доверие" в мае 2010 г. обратилось в Администрацию г. Ижевска с просьбой утвердить нормативы потребления тепловой энергии для многоквартирных домов г. Ижевска, находящихся в его управлении, в том числе, для домов, имеющих приборы учета, объясняя это тем, что утверждение нормативов для таких домов необходимо для их использования на период выхода из строя приборов учета, ссылаясь при этом на Постановление Администрации г. Ижевска от 10.08.2009 г. N 746 с учетом Рекомендаций по расчету нормативов потребления тепловой энергии на отопление, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306, Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
15 июля 2010 г. общество повторно обратилось с указанной просьбой к Главе Администрации г. Ижевска и Управлению ЖКХ (л.д. 14-15 т. 1).
Письмом от 26.07.2010 г. N 01-21-4667 Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска сообщило, что нормативы потребления для многоквартирных домов расположенных по указанным выше адресам: ул. Новостроительная, 25, 27, 27а, 35, ул. Воровского 102, 104, ул. Ворошилова 18, 32, 52, 48, 58, 62, 64, ул. Красноармейская 164, 166, 173, 175, ул. Карла Либкнехта 72, ул. Краева, 31, ул. Восточная, 34, ул. Молодежная 19, 21, 25, 27, 29, 31, 39, 41, 43, 45, 49, 51, 54, 54а, 92, 92а, ул. 40 лет Победы 74, 76, 80, ул. Союзная 39, 51, 81, 85, ул. Труда 16, 36, 70, ул. Клубная, 54, ул. Орджоникидзе 17 не утверждены в связи с наличием в этих домах приборов учета.
Полагая, что указанные действия (бездействие) Управления не соответствуют требованиям законодательства, ООО "УК Доверие" обратилось с настоящими требованиями в суд с заявлением о признании действия (бездействие) Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска незаконными и понудить заинтересованное лицо утвердить расчетный норматив потребления тепловой энергии в размере 0,016 Гкал/кв. м в указанных выше многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "УК Доверие" и имеющих приборы учета.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на день рассмотрения требований Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска не относится к органам, уполномоченным в соответствии с законом на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, кроме того, на основании ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 нормативы потребления утверждаются для домов, в которых отсутствуют приборы учета.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и доводы отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действующей в спорный период) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
В соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 15.11.2010 N 1000-р "Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики по разработке нормативно правовых актов Удмуртской Республики, устанавливающих нормативы потребления коммунальных услуг" полномочия по установлению нормативов потребления холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления (теплоснабжения) возложены на Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР с дальнейшим утверждением Правительством УР.
Постановлением Правительства УР от 07.02.2011 N 26 были внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства УР от 20.08.2007 N 132 "О Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политике УР".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на день рассмотрения заявленных обществом исковых требований, Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска не относилось к органам, уполномоченным в соответствии с требованиями действующего законодательства на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, следовательно, оснований для удовлетворения заявления общества о понуждении Управления к утверждению таких нормативов не имеется.
Согласно статье 157 ЖК РФ, в редакции, действовавшей на момент обращения общества к Управлению ЖКХ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такие Правила N 306 утверждены Правительством Российской Федерации 23 мая 2006 г.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", руководствуясь Уставом города Ижевска, Администрацией г. Ижевска 10.08.2009 г. принято Постановление N 746 "Об установлении нормативов потребления энергии на отопление", которым утверждены Рекомендации по расчету нормативов потребления тепловой энергии на отопление.
При этом, расчет норматива потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме или жилом доме производится при отсутствии приборов учета (п. 1 рекомендаций).
Таким образом, выводы суда 1 инстанции о том, что согласно Правил, нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги в указанных случаях.
Следовательно, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются для домов, в которых отсутствуют приборы учета.
В связи с вышеизложенным, оснований признавать незаконными действия Управления по неустановлению нормативов для домов, в которых имеются приборы учета, у суда 1 инстанции не имелось.
Кроме того, заявителем апелляционной жалобы не приведено правовое обоснование обязанности уполномоченного органа по утверждению норматива потребления тепловой энергии на отопление в отношении индивидуально-определенных жилых домов.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Таким образом, судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы материалы дела, выяснены обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Иных влекущих отмену обжалуемого судебного акта ООО "УК Доверие" не приведено.
С учетом вышеизложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена вопреки требованиям ст. 333.21 НК РФ в размере 2 000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 декабря 2010 года по делу N А71-12591/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие" - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей за рассмотрение апелляционной жалобы, излишне уплаченную по платежному поручению N 50 от 20.01.2011 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
С.П.ОСИПОВА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)