Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.06.2010 N 06АП-2211/2010 ПО ДЕЛУ N А16-315/2010

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2010 г. N 06АП-2211/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в заседании:
- от общественной организации "Общество охотников и рыболовов Еврейской автономной области": Паневин Виктор Михайлович, председатель правления, протокол от 12.08.2006 б\\н; Урядников Константин Александрович, представитель по доверенности от 16.02.2010 б\\н;
- от Управления по охране и использованию объектов животного мира Правительства Еврейской автономной области: Ненько Татьяна Владимировна, представитель по доверенности от 17.05.2010;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления по охране и использованию объектов животного мира Правительства Еврейской автономной области
на решение от 05.04.2010
по делу N А16-315/2010
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Яниной С.В.
по заявлению общественной организации "Общество охотников и рыболовов Еврейской автономной области"
к Управлению природных ресурсов Правительства Еврейской автономной области,
об оспаривании постановления от 12.03.2010 N 44 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 8.37, статье 7.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей
установил:

Общественная организация "Общество охотников и рыболовов Еврейской автономной области" (далее - общество ОиР ЕАО, общественная организация) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением об оспаривании постановления Управления природных ресурсов правительства Еврейской автономной области (далее - Управление) от 12.03.2010 N 44 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 8.37, статье 7.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 05.04.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме
23.04.2010 Управление природных ресурсов правительства Еврейской автономной области реорганизовано путем выделения из него Управления по охране и использованию объектов животного мира Правительства Еврейской автономной области. Созданное юридическое лицо является его правопреемником.
Не согласившись с решением суда, Управление по охране и использованию объектов животного мира Правительства Еврейской автономной области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального права.
Представитель Управления в судебном заседании поддержала доводы изложенные в апелляционной жалобе.
Общество ОиР ЕАО в отзыве и его представители в судебном заседании отклонили требования и доводы заявителя жалобы, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООиР ЕАО 01.07.1999, на основании постановления губернатора ЕАО от 19.04.1999 N 97, выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии XX N 3260, сроком действия до 19.04.2024. Лицензия выдана Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных ЕАО. Разрешенным видом пользования животным миром, согласно лицензии, является охота.
Условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования объектами животного мира, являются неотъемлемой частью настоящей лицензии.
В 2009 году долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира переоформлена.
07 октября 2009 года общественной организации Управлением природных ресурсов выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серия О N 0003839, разрешенным видом пользования животным миром является охота; границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром определены в приложении N 2, являющимся неотъемлемой частью лицензии. Приложением N 3 к лицензии является договор от 07.10.2009 о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира ЕАО (том 1 л.д. л.д. 86 - 98).
В период с 11 сентября по 25 декабря 2009 года общество ОиР ЕАО, в нарушение установленных правил и норм пользования объектами животного мира выписывала и выдавала гражданам: Гвоздеву А.Н., Мелешко А.В., Алексееву Е.Г., Ирисбаеву А.Т., Иванову И.М., Подлетенному А.И., Усову А.С., Ташлыкову СВ., Иванченко В.А., Подлиннову В.В., Цыкину А.В., Абросимову Е.Б., Поддубовскому В.А., Спртакову В.В., Усову В.Н., Кондратенко В.Ф., Балфинову СВ., Борохович Е.Л., Белкову И.А., Коцарь СИ., Синягину С.А., Паневину А.М., Паневину С.А., Паневину А.В., Пещкову Г.В., Лобову Ю.И., Коренюк Е.В., Мариловец С.С, Водзинскому А.И. именные разовые лицензии на добычу диких животных - косули, изюбря и кабана, соответственно серии А-79 NN 000276, 000241, 000240, 000233, 000231, 000222, 000207, 000206, 000201, 000190, 000189, 000183, 000163, 000139, 000107, 000080; серии А-79 N N 00043, 000040, 000038, 000036; серии А-79 N N 000087, 000088, 000153, 000154, 000155, 000156, 000174, 000179, 000190, 000191, 000193, 000198 на территорию Димитровского участка Биробиджанского района ЕАО и Грищенко А.Т. серии А-79 N N 000091, 000094, 000093, 000100, 000099, 000098, 000097; серии А-79 N 000049; серии А-79 N 000157 на территорию Даурского охотничьего хозяйства Ленинского района ЕАО, границы и площадь которых не определены в приложениях N 2 к вышеуказанным долгосрочным лицензиям, ограничивая тем самым права и законные интересы охотников.
Заявки ООиР ЕАО на необходимое количество бланков лицензий на добычу охотничьих животных в сезоне охоты 2009 - 2010 на границы и площади территорий Даурского охотничьего хозяйства и Димитровского участка Биробиджанского района ЕАО не определенных приложением N 2, не подавались.
Кроме того, разовые лицензии, выданные на добычу кабана серии А-79 N 000086, N 000160; косули серии А-79 N N 00268, 00353, 000186, 000212, 000130, 000060, 000247, 000343, 000223, 000290, 000146, 000102, 000214, 000197, 000178, 000145, 000147; изюбря серии А-79 N 000032 - не заверены подписью руководителя (ответственного лица), выдавшего лицензию. В лицензиях, выданных на добычу косули серии А-79 N 000230, изюбря серии А-79 N 000032, кабана серии А-79 N 000197, на добычу фазана серии В-79 N 000947 - не проставлены имена и отчества граждан, которым они выданы. В лицензиях, выданных на добычу фазана серии В-79 N N 002325, 002323, 002322, 002374, 002541, 001910, 000947, 0001049, 002920, 001028, кабана серии А-79 N 000157 не проставлен номер удостоверения на право охоты.
Усмотрев в действиях общественной организации признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37, статьей 7.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление 04.03.2010 составило протокол об административном правонарушении N 44.
12.03.2010 Управлением вынесено постановление N 44 о привлечении общества ОиР ЕАО к административной ответственности по части 3 статьи 8.37, статье 7.11 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общественная организация обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Пользование животным миром - это юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира; пользователями животным миром являются граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами РФ и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ предоставлена возможность пользоваться животным миром; специальным разрешением на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира выступает долгосрочная лицензия (статья 1 Федерального закона N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон).
Согласно статьи 33 Закона (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.
Одним из видов пользования юридическими лицами и гражданами объектами животного мира является охота (статья 34 Федерального закона N 52-ФЗ).
В силу части 3 статьи 35 Закона пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами РФ, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 40 Закона пользователи животным миром имеют право, в том числе, выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов, и обязаны соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром. Аналогичные положения содержит договор от 07.10.2009, пункты 2.4 и 3.2 договора соответственно.
Статьей 33 Закона установлено, пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
Согласно статьи 35 Закона пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.
Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок.
Согласно пункту 1.6.2 Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 04.01.2001 N 3 (далее - Положение) лицензии выдаются, в том числе, юридическими лицами, на территории, акватории, предоставленные им решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления пользования охотничьими животными на основании долгосрочной лицензии.
В соответствии с пунктом 3.8 Положения лицензии выдаются на конкретное место, имеющее четко выраженные внешние границы (урочище, егерский обход, охотничье хозяйство) и на определенный срок. Для производства охоты в другие сроки и на другом месте необходимо получить другую лицензию в порядке, определенном настоящим Положением.
Как следует из приложения N 2 к лицензии, выданной как в 1999 году, так и 2009 году, ООиР ЕАО осуществляет пользование животным миром в следующих границах и на следующих территориях: Амурзетское, Аурское, Смидовичское, Инское, Пашковское, Лондоковское, Митрофановское, Ушумунское, Биробиджанское, Ленинское, Унгунское охотничьи хозяйства.
Пунктом 3.10 договора от 19.04.1999 была предусмотрена обязанность ООиР ЕАО в срок до 2002 года провести внутрихозяйственное устройство охотничьих угодий с привлечением независимых специалистов охотничьего хозяйства и предоставить материалы устройства на экспертизу в Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных ЕАО. последующие внутрихозяйственные охотустройства проводить не реже одного раза в 8 лет.
На основании указанного пункта договора, общественной организацией на собрании, проведенном 04.10.2002, принято решение, согласно которому для организации и обеспечения охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира выделило в рамках предоставленной ей территории еще два участка - Даурский и Димитровский.
Проекты Унгунского, Даурского, Ленинского охотхозяйства, выполненные Дальневосточным отделением Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житникова Российской академии сельскохозяйственных наук предоставлен Управлению по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных ЕАО 06.04.2004 года.
Пункт 3.10 аналогичного содержания содержится и в договоре от 07.10.2009.
Следовательно, охотпользователю предоставлена возможность проводить внутрихозяйственное устройство выделенных ему территорий.
Димитровский участок Биробиджанского района; Даурское охотхозяйство Ленинского района находятся в пределах территорий, предоставленных общественной организации. Данное обстоятельство подтверждается картами-схемами и не оспаривается самим административным органом.
Таким образом, ООиР ЕАО выдавая именные разовые лицензии на право охоты в названных участках, не вышло за границы и площадь территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, определенные Приложением N 2 к долгосрочной лицензии.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно не установлено нарушений общественной организацией требований статей 33, 35, 40 Федерального закона N 52-ФЗ и пунктов 1.6, 1.6.2 и 3.8 Положения.
В соответствии с пунктом 3.7 Положения юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие выдачу лицензий гражданам, проставляют на этих лицензиях: срок и место действия лицензии; Ф.И.О. гражданина и номер его удостоверения на право охоты. Лицензия заверяется подписью руководителя (ответственного лица), юридического лица, индивидуального предпринимателя, выдавшего лицензию, ставится дата выдачи лицензии.
Статьей 7.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи.
Материалами дела подтвержден и заявителем по существу не оспаривается факт выдачи организацией именных разовых лицензий гражданам-охотникам с нарушениями требований пункта 3.7 Положения, указанные лицензии не оформлены надлежащим образом, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного как частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, так и статьей 7.11 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.11 КоАП РФ (статья включена в главу 7 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны собственности") составляет два месяца с момента выдачи лицензии. Последняя лицензия, выданная с нарушением правил об ее заполнении, датирована 22.12.2009 серии N А-79 N 000230, в связи с чем привлечение к административной ответственности по статье 7.11 КоАП РФ было возможно до 20.02.2010 (том 2 л.д. 2).
Годичный срок давности, привлечения к административной ответственности за нарушение правил пользования объектами животного мира (часть 3 статьи 8.37 КоАП РФ), предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, исчисляемый с момента выдачи лицензий, административным органом соблюден.
Заявитель в судебном заседании первой инстанции просил признать правонарушение, выразившееся в нарушении требований пункта 3.7 Положения, малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что с нарушением порядка заполнения выдано 34 лицензии (всего в 2009 году ООиР ЕАО выдано 3 220 именных разовых лицензий), что составляет 10,5% от общего количества выданных лицензий; в лицензиях, не заверенных подписью руководителя (ответственного лица), выдавшего лицензию, проставлена печать общественной организации; отсутствие в лицензиях имен и отчеств граждан, которым они выданы, и не проставление номера удостоверения на право охоты, не может повлечь каких-либо вредных последствий, поскольку охотник в обязательном порядке имеет при себе и охотничий билет, путевку. Путевки с указанием имен и отчеств, номеров охотничьего билеты выданы каждому охотнику, копии путевок имеются в материалах дела; отсутствие вредных последствий совершенного правонарушения и ущерба; степень общественной опасности; на момент проведения проверки данные лицензии уже были сданы гражданами-охотниками и находились в административном органе; а также с учетом конкретных обстоятельств дела, и обоснованно принято решение признать совершенное общественной организацией правонарушение малозначительным.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (пункт 17).
Таким образом, в полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 05 апреля 2010 года по делу N А16-315/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ

Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Е.И.САПРЫКИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)