Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 20.05.2009 N Ф09-3034/09-С1 ПО ДЕЛУ N А60-4086/2009-С9

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2009 г. N Ф09-3034/09-С1


Дело N А60-4086/2009-С9

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Василенко С.Н., Слюняевой Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Асбестовского муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.03.2009 по делу N А60-4086/2009-С9.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Думы Малышевского городского округа четвертого созыва (далее - Дума) - Беда В.И. (доверенность от 15.05.2009);
- предприятия - Белова П.А. (доверенность от 09.02.2009 б/н), Попова Л.Н. (доверенность от 09.02.2009 б/н).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим решения Думы от 13.11.2008 N 94 "Об установлении ставок платы за жилое помещение в Малышевском городском округе на 2009 год".
Решением суда от 16.03.2009 (судьи Плюснина С.В., Воронин С.П., Морозова Г.В.) в удовлетворении заявления предприятия отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприниматель просит указанные судебные акты отменить по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела, решением Думы от 13.11.2008 N 94 "Об установлении ставок платы за жилое помещение в Малышевском городском округе на 2009 год" с 01.01.2009 утверждены ставки платы за пользование жилым помещением (платы за наем) по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; за содержание и ремонт жилого помещения, сбор и вывоз жидких и твердых бытовых отходов, уборку придомовой территории.
Полагая, что указанный нормативный акт не соответствует п. 1, п. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку установленные тарифы не обеспечивают возмещение понесенных затрат, связанных с оказанием услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, предприятие обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из соответствия оспариваемого нормативного акта указанным правовым нормам.
Выводы суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В ст. 23 Устава Малышевского городского округа, утвержденного решением Думы Муниципального образования "Поселок Малышева" от 21.06.2005 N 83, предусмотрено отнесение к компетенции Думы кроме прямо названных в Уставе полномочий и иных полномочий, которые установлены федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними Уставом Свердловской области, законами Свердловской области и данным Уставом.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с указанным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе, правоотношения, возникающие в сфере внесения платы за жилое помещение.
На основании подп. 4 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Проанализировав вышеизложенные нормы, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Думы от 13.11.2008 N 94, которым установлены ставки платы за жилое помещение в соответствующем муниципальном образовании на 2009 год в отношении предприятия, принято Думой в пределах предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентирует структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Для собственников помещения в многоквартирном доме, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 7 - 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно п. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пунктом 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления
Статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 156, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с данной статьей.
Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 08.02.2007 N 288-О-П, 291-О-П указано на недопустимость превышения максимального индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по субъекту Российской Федерации, при определении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации максимального индекса по муниципальному образованию, если иное прямо не предусмотрено законодательством.
Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлено, что предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья и затрат на оказание коммунальных услуг.
Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2009 год установлены постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК) от 20.08.2008 N 103-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2009 год". В соответствии с данным постановлением предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение по Малышевскому городскому округу на 2009 г. составляет 127,0%.
Согласно названному постановлению РЭК плата за жилое помещение включает в себя:
1) для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за содержание и ремонт жилого помещения;
2) для собственников помещения в многоквартирном доме, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, плату за капитальный ремонт жилого помещения и плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг.
На основании постановления РЭК от 20.08.2008 N 103-ПК Думой принято оспариваемое решение от 13.11.2008 N 94, которым установлена ставка за пользование жилым помещением (плата за наем) по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в размерах, действовавших в 2008 году без применения индекса, определенного постановлением РЭК от 20.08.2008 N 103-ПК.
Таким образом, размер платы по жилищным услугам, установленный Думой на 2009 год, по сравнению с предшествующим годом не повысился, индекс изменения размера названной платы составил 100%.
Поскольку в ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" отсутствует запрет на установление органом местного самоуправления индекса изменения размера платы за жилищные услуги ниже, чем размер соответствующего предельного максимального индекса, определенного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд сделал правильный вывод о том, что действия Думы по установлению размера платы за жилищные услуги на уровне предыдущего года с применением индекса 100% соответствуют требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд правомерно указал, что оспариваемое решение от 13.11.2008 N 94 принято Думой в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий, в соответствии с п. 1, 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Судом правомерно отклонен довод предприятия о том, что оспариваемым нормативным актом нарушены его права и законные интересы.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Из ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 210-ФЗ следует, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования (ч. 2, 3, 7 ст. 9 Федерального закона N 210-ФЗ).
Из материалов дела видно, что Думой было направлено письмо предприятию с просьбой представить копии расчетных материалов для утверждения тарифов на услуги жилищно-коммунального комплекса для предприятия.
Доказательств направления предприятием в Думу необходимых расчетов и обоснования условий для обязательного изменения тарифов для предприятия в материалы дела не представлено.
Суд обоснованно указал, что права заявителя могут быть реализованы путем обращения в течение текущего финансового года в Думу с заявлением о необходимости повышения установленного тарифа с приложением соответствующих расчетов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.03.2009 по делу N А60-4086/2009-С9 оставить без изменения, кассационную жалобу Асбестовского муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Председательствующий
ЧЕРКЕЗОВ Е.О.

Судьи
ВАСИЛЕНКО С.Н.
СЛЮНЯЕВА Л.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)