Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ковалевой Н.В., Кузнецова С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саниной Е.А.
при участии:
- от истца - представитель Сюсюкина М.В. по доверенности от 30.12.2011;
- от ответчика - представитель Ефимова А.В. по доверенности от 05.03.2012; председатель правления Харченко В.Н., протокол заседания правления;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Надежда" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2011 по делу N А53-14485/2011
по иску ООО "Донэнергосбыт"
к ответчику - ТСЖ "Надежда"
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Мартыновой С.И.
установил:
открытое акционерное общество "Донэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к товариществу собственников жилья "Надежда" о взыскании задолженности в размере 220302 руб. 88 коп.
Решением от 20.12.2011 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 220302 руб. 88 коп. задолженности.
Решение мотивировано тем, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Факт поставки электрической энергии подтвержден надлежащими доказательствами, количество энергии определено по показаниям приборов учета, принятых как расчетные.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что с 15.12.2010 истец необоснованно прекратил принимать оплату за потребленную электрическую энергию с жильцов многоквартирного дома и начисляет плату ТСЖ "Надежда" в нарушение заключенных с гражданами договоров. В решении приведена недействующая редакция подпункта "г" статьи 25 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации". По мнению заявителя жалобы, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам не распространяют свое действие на ранее возникшие отношения между гражданами - потребителями энергии и энергоснабжающей организацией. После реорганизации ГУП "Донэнерго" и вступлением в действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам новые письменные договоры с гражданами не оформлялись, но оплата от граждан принималась, что свидетельствует о существовании между жильцами дома и ООО "Донэнергосбыт" отношений по поставке электрической энергии. Не является основанием для изменения и прекращения отношений между гражданами и ООО "Донэнергосбыт" заключение договора энергоснабжения между сторонами настоящего спора. По мнению заявителя, обязанность по оплате электрической энергии, потребленной жильцами дома, у ТСЖ "Надежда" отсутствует, товарищество обязано оплачивать только потребление энергии на общедомовые нужды. Заявитель также указал на то, что прибор учета, по которому определено количество потребленной энергии, установлен на подстанции и его показания включают потери в сети. Представленные истцом документы в подтверждение показаний прибора учета со стороны ТСЖ "Надежда" не подписаны.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал.
Представитель истца доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 09.01.2007 между ООО "Донэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ТСЖ "Надежда" (потребитель) заключен договор энергоснабжения N 117 (т. 1 л.д. 12 - 19), согласно которому гарантирующий поставщик обязался подавать потребителю электрическую энергию, качество которой соответствует требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов - обязательным требованиям государственных стандартов, на условиях, предусмотренных настоящим договором, а потребитель обязался оплачивать фактически полученное за расчетный период количество электрической энергии в порядке, установлено разделом седьмым настоящего договора.
В пункте 3.1 договора гарантирующий поставщик обязался подавать электрическую энергию и мощность потребителю по адресам (приложение N 2 - т. 1 л.д. 26), и в объеме (приложение N 1 - т. 1 л.д. 20 - 25), установленным настоящим договором, а также обеспечивать передачу электрической энергии.
В соответствии с пунктом 7.1 договора расчетным периодом является один календарный месяц. Окончательный расчет за электроэнергию, поставленную по настоящему договору в расчетном периоде, осуществляется потребителем не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета выписываемого гарантирующим поставщиком (пункт 7.2.3).
К договору стороны подписали дополнительные соглашения N 1 от 01.01.2008, N 2 от 01.08.2008, N 3 от 01.10.2008, N 4 от 01.04.2009, N 5 от 01.04.2009, N 6 от 27.07.2009, N 7 от 24.09.2010 (т. 1 л.д. 28 - 46).
Во исполнение названного договора, гарантирующий поставщик в период с 01.12.2010 по 30.06.2011 поставлял электрическую энергию в многоквартирный дом, находящийся в управлении ТСЖ "Надежда", расположенный по адресу: г. Батайск, ул. Кирова, 30.
Количество электрической энергии определено по показаниям приборов учета, акты снятия показаний средств учета потребителем не подписаны (т. 1 л.д. 48 - 53).
В связи с неисполнением потребителем обязательств по оплате поставленной энергии, ООО "Донэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
ТСЖ "Надежда" осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Батайск, ул. Кирова, 30. Следовательно, ТСЖ "Надежа", являясь исполнителем коммунальных услуг для граждан, в отношениях с энергоснабжающей организацией выступает покупателем электрической энергии.
В пункте 7.2.3 спорного договора энергоснабжения предусмотрено, что окончательный расчет за электроэнергию, поставленную по настоящему договору в расчетном периоде, осуществляется потребителем не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании выставленного гарантирующим поставщиком счета.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, под точкой поставки на розничном рынке понимается место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
В пункте 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В приложении N 2 к спорному договору при его заключении стороны согласовали перечень приборов учета, по которым ТСЖ "Надежда" осуществляет расчеты за потребленную электрическую энергию. (т. 1 л.д. 15). В перечне указано два прибора учета, установленных в распределительном устройстве, находящимся в многоквартирном жилом доме. По одному прибору учета определяется потребленное количество энергии, поставленной для нужд насосной станции, по второму - на общедомовые нужды и лифты.
Впоследствии, 28.06.2010 ТСЖ "Надежда" согласован с сетевой организацией - ОАО "Донэнерго" акт N 167 разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, по которому граница балансовой принадлежности электросетей между потребителем и сетевой организацией устанавливается в месте присоединения отпаек в сторону жилого дома, расположенных по адресу: ул. Кирова, 30, к нижним контактам рубильника РПС, расположенных в РУ-0,4 кВ, РП-1, Л-135, БТ-1 (т. 1 л.д. 27 - 28). Расчетный прибор учета установлен не на границе балансовой принадлежности (СН-2).
Таким образом, расчет за потребленную энергию производился в период с 01.12.2010 по апрель 2011 года по прибору учета, установленному в трансформаторной подстанции, принадлежащей сетевой организации.
Довод заявителя жалобы о том, что количество потребленной энергии в указанном периоде неправомерно определен по прибору учета, расположенному в подстанции, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как место установки прибора учета согласовано ТСЖ "Надежда" с сетевой организацией. Акт разграничения балансовой принадлежности электросетей подписан без возражений и замечаний председателем ТСЖ "Надежда".
Подпись председателя ТСЖ "Надежда" в указанном акте не оспорена, о фальсификации доказательств в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде первой инстанции ответчиком не заявлялось.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что энергоснабжающая организация правомерно использовала для определения количества потребленной энергии ТСЖ "Надежда" прибор учета, установленный в подстанции, поскольку место установки прибора учета согласовано товариществом. В законодательстве не установлен запрет на установку прибора учета электрической энергии не на границе балансовой принадлежности.
Ссылка заявителя на включение в количество потребленной энергии потерь в электрических сетях, признается судом апелляционной инстанции не состоятельной, поскольку согласно пункту 143 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.
В спорном договоре стороны не согласовали методику определения потерь в сетях при определении места установки прибора учета не на границе балансовой принадлежности.
Между ОАО "Донэнерго" и ТСЖ "Надежда" подписан акт N 192 разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности от 03.05.2011, в соответствии с которым потребитель рассчитывается за потребленную электрическую энергию по трем приборам учета, установленных в распределительном устройстве дома: для потребления насосной станции, для общедомовых нужд и на квартирную группу. С момента согласования нового акта разграничения балансовой принадлежности и принятия к расчету показаний прибора учета, установленного в электрощитовой дома, разногласия между сторонами по количеству потребленной энергии отсутствуют.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что энергоснабжающая организация неправомерно прекратила принимать оплату за потребленную собственниками квартир энергию от граждан, а также на отсутствие у ТСЖ "Надежда" полномочий на принятие от собственников квартир оплаты за потребленную электроэнергию.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В пункте 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, установлено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В письме Министерства регионального развития РФ от 29.11.2007 N 21492-СК/07 "О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациям" указано, что пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам обязателен для сторон договора ресурсоснабжения, поскольку положения пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам направлены на обеспечение соответствия условий договоров ресурсоснабжения и основанных на данных Правилах обязательств исполнителей.
В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что исполнитель коммунальных услуг - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
ТСЖ "Надежда" является исполнителем коммунальных услуг для граждан - собственников квартир спорного жилого дома, следовательно, обязано оказать коммунальную услугу электроснабжения не только для общедомовых нужд, но и для собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07, разъясняющем порядок применения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, указано, что согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии со статьями 161 и 164 Жилищного кодекса Российской Федерации договоры энергоснабжения многоквартирных жилых домов могут быть заключены энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домом собственниками помещений), либо с управляющей организацией (товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом и иной организацией).
Согласно пункту 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан, в частности, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Приведенные разъяснения согласуются со статьями 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающими ответственность товарищества собственников жилья за обслуживание внутридомовых инженерных систем, в силу чего они являются исполнителями коммунальных услуг в отношении потребителей.
Таким образом, при выборе способа управления домом товариществом собственников жилья договор энергоснабжения для общедомовых нужд и потребления собственниками и нанимателями жилых помещений с энергоснабжающей организацией может быть заключен только с товариществом собственников жилья.
В отношении ресурсоснабжающей организации, подающей энергоресурсы, товарищество является абонентом, непосредственно приобретающим права и обязанности по договору энергоснабжения.
При таких условиях, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что обязанность по оплате потребленной собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме у товарищества собственников жилья, количество потребленной энергии определено по приборам учета, которые согласованы с ответчиком, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Довод заявителя жалобы о неправомерном отказе истца от принятия оплаты за потребленную электрическую энергию от собственников квартир, отклоняется судом апелляционной инстанции. Предметом настоящего спора является взыскание задолженности за потребленную коммунальную услугу, наличие признаков (либо их отсутствие), свидетельствующих о вине кредитора в неисполнении обязательства должников в данном случае не имеет правового значения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2011 по делу N А53-14485/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
Н.В.КОВАЛЕВА
С.А.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.03.2012 N 15АП-1262/2012 ПО ДЕЛУ N А53-14485/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2012 г. N 15АП-1262/2012
Дело N А53-14485/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ковалевой Н.В., Кузнецова С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саниной Е.А.
при участии:
- от истца - представитель Сюсюкина М.В. по доверенности от 30.12.2011;
- от ответчика - представитель Ефимова А.В. по доверенности от 05.03.2012; председатель правления Харченко В.Н., протокол заседания правления;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Надежда" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2011 по делу N А53-14485/2011
по иску ООО "Донэнергосбыт"
к ответчику - ТСЖ "Надежда"
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Мартыновой С.И.
установил:
открытое акционерное общество "Донэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к товариществу собственников жилья "Надежда" о взыскании задолженности в размере 220302 руб. 88 коп.
Решением от 20.12.2011 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 220302 руб. 88 коп. задолженности.
Решение мотивировано тем, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Факт поставки электрической энергии подтвержден надлежащими доказательствами, количество энергии определено по показаниям приборов учета, принятых как расчетные.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что с 15.12.2010 истец необоснованно прекратил принимать оплату за потребленную электрическую энергию с жильцов многоквартирного дома и начисляет плату ТСЖ "Надежда" в нарушение заключенных с гражданами договоров. В решении приведена недействующая редакция подпункта "г" статьи 25 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации". По мнению заявителя жалобы, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам не распространяют свое действие на ранее возникшие отношения между гражданами - потребителями энергии и энергоснабжающей организацией. После реорганизации ГУП "Донэнерго" и вступлением в действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам новые письменные договоры с гражданами не оформлялись, но оплата от граждан принималась, что свидетельствует о существовании между жильцами дома и ООО "Донэнергосбыт" отношений по поставке электрической энергии. Не является основанием для изменения и прекращения отношений между гражданами и ООО "Донэнергосбыт" заключение договора энергоснабжения между сторонами настоящего спора. По мнению заявителя, обязанность по оплате электрической энергии, потребленной жильцами дома, у ТСЖ "Надежда" отсутствует, товарищество обязано оплачивать только потребление энергии на общедомовые нужды. Заявитель также указал на то, что прибор учета, по которому определено количество потребленной энергии, установлен на подстанции и его показания включают потери в сети. Представленные истцом документы в подтверждение показаний прибора учета со стороны ТСЖ "Надежда" не подписаны.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал.
Представитель истца доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 09.01.2007 между ООО "Донэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ТСЖ "Надежда" (потребитель) заключен договор энергоснабжения N 117 (т. 1 л.д. 12 - 19), согласно которому гарантирующий поставщик обязался подавать потребителю электрическую энергию, качество которой соответствует требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов - обязательным требованиям государственных стандартов, на условиях, предусмотренных настоящим договором, а потребитель обязался оплачивать фактически полученное за расчетный период количество электрической энергии в порядке, установлено разделом седьмым настоящего договора.
В пункте 3.1 договора гарантирующий поставщик обязался подавать электрическую энергию и мощность потребителю по адресам (приложение N 2 - т. 1 л.д. 26), и в объеме (приложение N 1 - т. 1 л.д. 20 - 25), установленным настоящим договором, а также обеспечивать передачу электрической энергии.
В соответствии с пунктом 7.1 договора расчетным периодом является один календарный месяц. Окончательный расчет за электроэнергию, поставленную по настоящему договору в расчетном периоде, осуществляется потребителем не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета выписываемого гарантирующим поставщиком (пункт 7.2.3).
К договору стороны подписали дополнительные соглашения N 1 от 01.01.2008, N 2 от 01.08.2008, N 3 от 01.10.2008, N 4 от 01.04.2009, N 5 от 01.04.2009, N 6 от 27.07.2009, N 7 от 24.09.2010 (т. 1 л.д. 28 - 46).
Во исполнение названного договора, гарантирующий поставщик в период с 01.12.2010 по 30.06.2011 поставлял электрическую энергию в многоквартирный дом, находящийся в управлении ТСЖ "Надежда", расположенный по адресу: г. Батайск, ул. Кирова, 30.
Количество электрической энергии определено по показаниям приборов учета, акты снятия показаний средств учета потребителем не подписаны (т. 1 л.д. 48 - 53).
В связи с неисполнением потребителем обязательств по оплате поставленной энергии, ООО "Донэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
ТСЖ "Надежда" осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Батайск, ул. Кирова, 30. Следовательно, ТСЖ "Надежа", являясь исполнителем коммунальных услуг для граждан, в отношениях с энергоснабжающей организацией выступает покупателем электрической энергии.
В пункте 7.2.3 спорного договора энергоснабжения предусмотрено, что окончательный расчет за электроэнергию, поставленную по настоящему договору в расчетном периоде, осуществляется потребителем не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании выставленного гарантирующим поставщиком счета.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, под точкой поставки на розничном рынке понимается место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
В пункте 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В приложении N 2 к спорному договору при его заключении стороны согласовали перечень приборов учета, по которым ТСЖ "Надежда" осуществляет расчеты за потребленную электрическую энергию. (т. 1 л.д. 15). В перечне указано два прибора учета, установленных в распределительном устройстве, находящимся в многоквартирном жилом доме. По одному прибору учета определяется потребленное количество энергии, поставленной для нужд насосной станции, по второму - на общедомовые нужды и лифты.
Впоследствии, 28.06.2010 ТСЖ "Надежда" согласован с сетевой организацией - ОАО "Донэнерго" акт N 167 разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, по которому граница балансовой принадлежности электросетей между потребителем и сетевой организацией устанавливается в месте присоединения отпаек в сторону жилого дома, расположенных по адресу: ул. Кирова, 30, к нижним контактам рубильника РПС, расположенных в РУ-0,4 кВ, РП-1, Л-135, БТ-1 (т. 1 л.д. 27 - 28). Расчетный прибор учета установлен не на границе балансовой принадлежности (СН-2).
Таким образом, расчет за потребленную энергию производился в период с 01.12.2010 по апрель 2011 года по прибору учета, установленному в трансформаторной подстанции, принадлежащей сетевой организации.
Довод заявителя жалобы о том, что количество потребленной энергии в указанном периоде неправомерно определен по прибору учета, расположенному в подстанции, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как место установки прибора учета согласовано ТСЖ "Надежда" с сетевой организацией. Акт разграничения балансовой принадлежности электросетей подписан без возражений и замечаний председателем ТСЖ "Надежда".
Подпись председателя ТСЖ "Надежда" в указанном акте не оспорена, о фальсификации доказательств в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде первой инстанции ответчиком не заявлялось.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что энергоснабжающая организация правомерно использовала для определения количества потребленной энергии ТСЖ "Надежда" прибор учета, установленный в подстанции, поскольку место установки прибора учета согласовано товариществом. В законодательстве не установлен запрет на установку прибора учета электрической энергии не на границе балансовой принадлежности.
Ссылка заявителя на включение в количество потребленной энергии потерь в электрических сетях, признается судом апелляционной инстанции не состоятельной, поскольку согласно пункту 143 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.
В спорном договоре стороны не согласовали методику определения потерь в сетях при определении места установки прибора учета не на границе балансовой принадлежности.
Между ОАО "Донэнерго" и ТСЖ "Надежда" подписан акт N 192 разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности от 03.05.2011, в соответствии с которым потребитель рассчитывается за потребленную электрическую энергию по трем приборам учета, установленных в распределительном устройстве дома: для потребления насосной станции, для общедомовых нужд и на квартирную группу. С момента согласования нового акта разграничения балансовой принадлежности и принятия к расчету показаний прибора учета, установленного в электрощитовой дома, разногласия между сторонами по количеству потребленной энергии отсутствуют.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что энергоснабжающая организация неправомерно прекратила принимать оплату за потребленную собственниками квартир энергию от граждан, а также на отсутствие у ТСЖ "Надежда" полномочий на принятие от собственников квартир оплаты за потребленную электроэнергию.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В пункте 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, установлено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В письме Министерства регионального развития РФ от 29.11.2007 N 21492-СК/07 "О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациям" указано, что пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам обязателен для сторон договора ресурсоснабжения, поскольку положения пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам направлены на обеспечение соответствия условий договоров ресурсоснабжения и основанных на данных Правилах обязательств исполнителей.
В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что исполнитель коммунальных услуг - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
ТСЖ "Надежда" является исполнителем коммунальных услуг для граждан - собственников квартир спорного жилого дома, следовательно, обязано оказать коммунальную услугу электроснабжения не только для общедомовых нужд, но и для собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07, разъясняющем порядок применения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, указано, что согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии со статьями 161 и 164 Жилищного кодекса Российской Федерации договоры энергоснабжения многоквартирных жилых домов могут быть заключены энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домом собственниками помещений), либо с управляющей организацией (товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом и иной организацией).
Согласно пункту 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан, в частности, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Приведенные разъяснения согласуются со статьями 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающими ответственность товарищества собственников жилья за обслуживание внутридомовых инженерных систем, в силу чего они являются исполнителями коммунальных услуг в отношении потребителей.
Таким образом, при выборе способа управления домом товариществом собственников жилья договор энергоснабжения для общедомовых нужд и потребления собственниками и нанимателями жилых помещений с энергоснабжающей организацией может быть заключен только с товариществом собственников жилья.
В отношении ресурсоснабжающей организации, подающей энергоресурсы, товарищество является абонентом, непосредственно приобретающим права и обязанности по договору энергоснабжения.
При таких условиях, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что обязанность по оплате потребленной собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме у товарищества собственников жилья, количество потребленной энергии определено по приборам учета, которые согласованы с ответчиком, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Довод заявителя жалобы о неправомерном отказе истца от принятия оплаты за потребленную электрическую энергию от собственников квартир, отклоняется судом апелляционной инстанции. Предметом настоящего спора является взыскание задолженности за потребленную коммунальную услугу, наличие признаков (либо их отсутствие), свидетельствующих о вине кредитора в неисполнении обязательства должников в данном случае не имеет правового значения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2011 по делу N А53-14485/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
Н.В.КОВАЛЕВА
С.А.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)