Судебные решения, арбитраж
Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2011,
дата изготовления постановления в полном объеме 12.09.2011
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М., судей: Жукова Е.В., Параскевовой С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Назаровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.06.2011 по делу N А63-1702/2011 (судья Чурилова А.П.) по иску товарищества собственников жилья "Рубин-2009" (ИНН: 2635131602, ОГРН: 1102635002150 Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Заводская, 15)
к комитету Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству г. Ставрополь, администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя
о взыскании с комитета Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству 39 774 руб. 11 коп. долга по техническому содержанию МЖД и коммунальным платежам, взыскании с администрации города Ставрополя и комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя 35 106 руб. 59 коп. долга по техническому содержанию МЖД и коммунальным платежам, всего 74 880 руб. 70 коп.,
при участии представителей:
от истца: Бархатова Н.А. по доверенности N 1 от 25.01.2011,
от ответчиков: не явились, извещены,
установил:
товарищество собственников жилья "Рубин-2009" (далее - истец, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к комитету Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству г. Ставрополь (далее - Комитет по ЖКХ), администрации города Ставрополя (далее - администрация), комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - КУМИ) о взыскании с Комитета по ЖКХ 39 774 руб. 22 коп. неосновательного обогащения в виде расходов по техническому содержанию и коммунальным платежам, а также о взыскании с Комитета по ЖКХ, администрации, КУМИ 35 106 руб. 59 коп. неосновательного обогащения в виде расходов по техническому содержанию и коммунальным платежам за тепловую энергию в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ставрополь, пр. Кулакова, 71, квартал 373.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.06.2011 взыскано с Комитета по ЖКХ в пользу ТСЖ 39 753 руб. 86 коп. задолженности. В остальной части иска отказано. Взыскано с КУМИ в пользу ТСЖ 35 064 руб. 33 коп. задолженности. В остальной части иска отказано. В удовлетворении исковых требований к администрации города Ставрополя отказано.
Суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований к Комитету по ЖКХ и КУМИ, поскольку в силу ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном жилом доме обязаны нести бремя расходов по содержанию общего имущества и вносить плату за жилье согласно решениям общих собраний собственников жилья.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, КУМИ обратился с жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда в части взыскания с КУМИ 35 064 руб. 33 коп. задолженности отменить, принять по делу в данной части новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на отсутствие у администрации зарегистрированного в установленном порядке права собственности на спорные помещения, в связи с чем у последнего не возникло обязанности нести расходы по содержанию вышеуказанного имущества. Помимо того податель жалобы считает, что КУМИ является ненадлежащим ответчиком по данному спору.
Согласно представленным отзывам ТСЖ и Комитет по ЖКХ считают доводы жалобы необоснованными, просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчики на заседание суда не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, на основании ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что обжалуется только часть решения в части взыскания с КУМИ 35 064 руб. 33 коп. задолженности, а также отсутствие поступивших от сторон возражений, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части. При этом суд находит решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Рубин- 2009" создано решением собрания будущих собственников жилья от 27.11.2009.
15.02.2010 в государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ТСЖ "Рубин- 2009" и зарегистрирован устав ТСЖ "Рубин- 2009" по управлению жилым домом по проспекту Кулакова, 71, квартал 373 в г. Ставрополе.
Согласно п. 3.1 устава ТСЖ предметом деятельности товарищества является совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном жилом доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 5.7 устава собственники помещений несут расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, а также осуществляют специальные взносы и отчисления в резервный фонд и несут другие установленные главой 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и уставом товарищества цели.
Комитетом Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству в качестве государственного заказчика были заключены государственные контракты N 2-72 на 30 квартир, общей площадью 1253,2 кв. м; N 2-73 на 22 квартиры общей площадью 1065,72 кв. м; N 2-74 на 42 квартиры общей площадью 2446,2 кв. м с ООО "СТ Финанс" и 21.08.2009 заключен государственный контракт N 2-76 на 4 квартиры общей площадью 195,4 кв. м с ООО "Ставропольторг". Всего по 4-м государственным контрактам было приобретено в государственную собственность Ставропольского края 98 квартир общей площадью 4960,52 кв. м в многоквартирном жилом доме со встроенно-пристроенными помещениями, расположенном по адресу: г. Ставрополь, пр. Кулакова 71, квартал 373.
В соответствии с подпунктами 7 и 8 п. 2.4 контрактов застройщики обязались обеспечить охран у и содержание переданных жилых помещений в течение 2 месяцев с момента подписания акта приема передачи. Акты приема передачи квартир между Комитетом по ЖКХ и застройщиками были подписаны 1 июня 2010 года.
Распоряжением министерства имущественных отношений Ставропольского края от 10.08. 2010 N 1137 из государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность города Ставрополя переданы следующие квартиры: 58, 63,
178, 183, 185, 56, 61, 6, 11, 15, 20, 31, 36, 46, 51, 118, 278, 2, 7, 17, 27, 37, 42, 47, 57, 3, 13, 18, 215, 110, 115, 1. 23, 33, 38, 48, 53, 102, 103, 266, 270, 274, 169, 29, 333, 334, 340, 30, 40, 55, 60, 76, 91, 107, 108, 21 1, 212, 213, 214, 253, 267, 269, 273, 352, 355, 386, 390, 394, 398, 402, 406, 410, 414, 418, 455, 44, 43, 54, 181, 361, 419, 370, 346, 117, 325, 315, 168, 268.
Постановлением администрации города Ставрополя N 2851 от 20.09.2010 полученные из государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность города Ставрополя 89 квартир комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя было поручено включить в реестр муниципальной собственности г. Ставрополя.
Распоряжением министерства имущественных отношений Ставропольского края от 21.10.2010 N 1433 из государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность города Ставрополя переданы квартиры: 24, 25, 374, 348.
Распоряжением министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26.10.2010 N 1450 из государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность города Ставрополя переданы следующие квартиры: 351, 416, 412, 69, 378.
Факт передачи вышеуказанных квартир из государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность города Ставрополя оформлен актами приема-передачи имущества от 10.08.2010 на 89 квартир и от 03.11.2010 на 9 квартир.
Поскольку со дня получения квартир от застройщиков, постановки на баланс комитетом Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству после передачи в муниципальную собственность города Ставрополя и включения в реестр муниципальной собственности города Ставрополя ответчики оплату обязательных и коммунальных платежей товариществу не производили, истец обратился в суд с настоящим иском.
Пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по оплате за коммунальных услуг в равной мере распространяется на лиц, использующих жилое помещение как на праве собственности, по договору найма жилого помещения, так и на иных законных основаниях, что предусмотрено также статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 названной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Представленные в материалы дела акты приема-передачи жилых помещений (квартир) от 10.08.2010 и от 03.11.2010 подтверждает факт передачи спорных жилых помещений в муниципальную собственность, тем самым владение ответчиком спорными жилыми помещениями является доказанным.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статей 1109 настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции, оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в материалы доказательства, пришел к правомерному выводу о наличии у КУМИ обязанности по оплате коммунальных расходов и расходов, связанных с управлением домом в целях его содержания и эксплуатации, поскольку согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном жилом доме обязаны нести бремя расходов по содержанию общего имущества и вносить плату за жилье согласно решениям общих собраний собственников жилья.
Доказательства внесения КУМИ обязательных платежей по содержанию общего имущества многоквартирного дома и коммунальных платежей (отопление) за спорный период в материалы дела не представлены.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с КУМИ 35 064 руб. 33 коп. неосновательного обогащения, из которых: 31 487 руб. 54 коп. обязательных платежей по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома и 3 576 руб. 79 коп. коммунальных платежей (отопление).
Апелляционный суд не принимает довод жалобы о том у администрации отсутствует зарегистрированное в установленном порядке право собственности на спорные помещения, в связи с чем у последнего не возникло обязанности нести расходы по содержанию вышеуказанного имущества.
Так, судом первой инстанции установлено, что обязанность по оплате коммунальных платежей и расходов на обслуживание жилых помещений, возникла у ответчика с момента фактической передачи квартир и нежилых помещений в муниципальную собственность (акты приема-передачи). Данная позиция отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2010 N ВАС-10211/10 по делу N А41-11351/09.
Довод о том, что КУМИ является ненадлежащим ответчиком по данному спору, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с "Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя", утвержденным решением Ставропольской городской Думы от 28.10.2009 N 120, КУМИ уполномочен осуществлять в пределах своей компетенции управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ставрополя.
Судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследованы все обстоятельства дела, им дана правильная оценка, правильно применено материальное законодательство, нарушений процессуальных норм не допущено, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части не имеются.
Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по жалобе относится на подателя апелляционной жалобы, но взысканию не подлежит, поскольку последний освобожден от ее уплаты в соответствии с налоговым законодательством.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-1702/2011 от 10.06.2011 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
Судьи
Е.В.ЖУКОВ
С.А.ПАРАСКЕВОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2011 N 16АП-2282/2011(1) ПО ДЕЛУ N А63-1702/2011
Разделы:Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2011 г. N 16АП-2282/2011(1)
Дело N А63-1702/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2011,
дата изготовления постановления в полном объеме 12.09.2011
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М., судей: Жукова Е.В., Параскевовой С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Назаровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.06.2011 по делу N А63-1702/2011 (судья Чурилова А.П.) по иску товарищества собственников жилья "Рубин-2009" (ИНН: 2635131602, ОГРН: 1102635002150 Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Заводская, 15)
к комитету Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству г. Ставрополь, администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя
о взыскании с комитета Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству 39 774 руб. 11 коп. долга по техническому содержанию МЖД и коммунальным платежам, взыскании с администрации города Ставрополя и комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя 35 106 руб. 59 коп. долга по техническому содержанию МЖД и коммунальным платежам, всего 74 880 руб. 70 коп.,
при участии представителей:
от истца: Бархатова Н.А. по доверенности N 1 от 25.01.2011,
от ответчиков: не явились, извещены,
установил:
товарищество собственников жилья "Рубин-2009" (далее - истец, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к комитету Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству г. Ставрополь (далее - Комитет по ЖКХ), администрации города Ставрополя (далее - администрация), комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - КУМИ) о взыскании с Комитета по ЖКХ 39 774 руб. 22 коп. неосновательного обогащения в виде расходов по техническому содержанию и коммунальным платежам, а также о взыскании с Комитета по ЖКХ, администрации, КУМИ 35 106 руб. 59 коп. неосновательного обогащения в виде расходов по техническому содержанию и коммунальным платежам за тепловую энергию в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ставрополь, пр. Кулакова, 71, квартал 373.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.06.2011 взыскано с Комитета по ЖКХ в пользу ТСЖ 39 753 руб. 86 коп. задолженности. В остальной части иска отказано. Взыскано с КУМИ в пользу ТСЖ 35 064 руб. 33 коп. задолженности. В остальной части иска отказано. В удовлетворении исковых требований к администрации города Ставрополя отказано.
Суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований к Комитету по ЖКХ и КУМИ, поскольку в силу ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном жилом доме обязаны нести бремя расходов по содержанию общего имущества и вносить плату за жилье согласно решениям общих собраний собственников жилья.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, КУМИ обратился с жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда в части взыскания с КУМИ 35 064 руб. 33 коп. задолженности отменить, принять по делу в данной части новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на отсутствие у администрации зарегистрированного в установленном порядке права собственности на спорные помещения, в связи с чем у последнего не возникло обязанности нести расходы по содержанию вышеуказанного имущества. Помимо того податель жалобы считает, что КУМИ является ненадлежащим ответчиком по данному спору.
Согласно представленным отзывам ТСЖ и Комитет по ЖКХ считают доводы жалобы необоснованными, просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчики на заседание суда не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, на основании ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что обжалуется только часть решения в части взыскания с КУМИ 35 064 руб. 33 коп. задолженности, а также отсутствие поступивших от сторон возражений, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части. При этом суд находит решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Рубин- 2009" создано решением собрания будущих собственников жилья от 27.11.2009.
15.02.2010 в государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ТСЖ "Рубин- 2009" и зарегистрирован устав ТСЖ "Рубин- 2009" по управлению жилым домом по проспекту Кулакова, 71, квартал 373 в г. Ставрополе.
Согласно п. 3.1 устава ТСЖ предметом деятельности товарищества является совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном жилом доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 5.7 устава собственники помещений несут расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, а также осуществляют специальные взносы и отчисления в резервный фонд и несут другие установленные главой 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и уставом товарищества цели.
Комитетом Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству в качестве государственного заказчика были заключены государственные контракты N 2-72 на 30 квартир, общей площадью 1253,2 кв. м; N 2-73 на 22 квартиры общей площадью 1065,72 кв. м; N 2-74 на 42 квартиры общей площадью 2446,2 кв. м с ООО "СТ Финанс" и 21.08.2009 заключен государственный контракт N 2-76 на 4 квартиры общей площадью 195,4 кв. м с ООО "Ставропольторг". Всего по 4-м государственным контрактам было приобретено в государственную собственность Ставропольского края 98 квартир общей площадью 4960,52 кв. м в многоквартирном жилом доме со встроенно-пристроенными помещениями, расположенном по адресу: г. Ставрополь, пр. Кулакова 71, квартал 373.
В соответствии с подпунктами 7 и 8 п. 2.4 контрактов застройщики обязались обеспечить охран у и содержание переданных жилых помещений в течение 2 месяцев с момента подписания акта приема передачи. Акты приема передачи квартир между Комитетом по ЖКХ и застройщиками были подписаны 1 июня 2010 года.
Распоряжением министерства имущественных отношений Ставропольского края от 10.08. 2010 N 1137 из государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность города Ставрополя переданы следующие квартиры: 58, 63,
178, 183, 185, 56, 61, 6, 11, 15, 20, 31, 36, 46, 51, 118, 278, 2, 7, 17, 27, 37, 42, 47, 57, 3, 13, 18, 215, 110, 115, 1. 23, 33, 38, 48, 53, 102, 103, 266, 270, 274, 169, 29, 333, 334, 340, 30, 40, 55, 60, 76, 91, 107, 108, 21 1, 212, 213, 214, 253, 267, 269, 273, 352, 355, 386, 390, 394, 398, 402, 406, 410, 414, 418, 455, 44, 43, 54, 181, 361, 419, 370, 346, 117, 325, 315, 168, 268.
Постановлением администрации города Ставрополя N 2851 от 20.09.2010 полученные из государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность города Ставрополя 89 квартир комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя было поручено включить в реестр муниципальной собственности г. Ставрополя.
Распоряжением министерства имущественных отношений Ставропольского края от 21.10.2010 N 1433 из государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность города Ставрополя переданы квартиры: 24, 25, 374, 348.
Распоряжением министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26.10.2010 N 1450 из государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность города Ставрополя переданы следующие квартиры: 351, 416, 412, 69, 378.
Факт передачи вышеуказанных квартир из государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность города Ставрополя оформлен актами приема-передачи имущества от 10.08.2010 на 89 квартир и от 03.11.2010 на 9 квартир.
Поскольку со дня получения квартир от застройщиков, постановки на баланс комитетом Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству после передачи в муниципальную собственность города Ставрополя и включения в реестр муниципальной собственности города Ставрополя ответчики оплату обязательных и коммунальных платежей товариществу не производили, истец обратился в суд с настоящим иском.
Пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по оплате за коммунальных услуг в равной мере распространяется на лиц, использующих жилое помещение как на праве собственности, по договору найма жилого помещения, так и на иных законных основаниях, что предусмотрено также статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 названной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Представленные в материалы дела акты приема-передачи жилых помещений (квартир) от 10.08.2010 и от 03.11.2010 подтверждает факт передачи спорных жилых помещений в муниципальную собственность, тем самым владение ответчиком спорными жилыми помещениями является доказанным.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статей 1109 настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции, оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в материалы доказательства, пришел к правомерному выводу о наличии у КУМИ обязанности по оплате коммунальных расходов и расходов, связанных с управлением домом в целях его содержания и эксплуатации, поскольку согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном жилом доме обязаны нести бремя расходов по содержанию общего имущества и вносить плату за жилье согласно решениям общих собраний собственников жилья.
Доказательства внесения КУМИ обязательных платежей по содержанию общего имущества многоквартирного дома и коммунальных платежей (отопление) за спорный период в материалы дела не представлены.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с КУМИ 35 064 руб. 33 коп. неосновательного обогащения, из которых: 31 487 руб. 54 коп. обязательных платежей по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома и 3 576 руб. 79 коп. коммунальных платежей (отопление).
Апелляционный суд не принимает довод жалобы о том у администрации отсутствует зарегистрированное в установленном порядке право собственности на спорные помещения, в связи с чем у последнего не возникло обязанности нести расходы по содержанию вышеуказанного имущества.
Так, судом первой инстанции установлено, что обязанность по оплате коммунальных платежей и расходов на обслуживание жилых помещений, возникла у ответчика с момента фактической передачи квартир и нежилых помещений в муниципальную собственность (акты приема-передачи). Данная позиция отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2010 N ВАС-10211/10 по делу N А41-11351/09.
Довод о том, что КУМИ является ненадлежащим ответчиком по данному спору, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с "Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя", утвержденным решением Ставропольской городской Думы от 28.10.2009 N 120, КУМИ уполномочен осуществлять в пределах своей компетенции управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ставрополя.
Судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследованы все обстоятельства дела, им дана правильная оценка, правильно применено материальное законодательство, нарушений процессуальных норм не допущено, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части не имеются.
Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по жалобе относится на подателя апелляционной жалобы, но взысканию не подлежит, поскольку последний освобожден от ее уплаты в соответствии с налоговым законодательством.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-1702/2011 от 10.06.2011 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
Судьи
Е.В.ЖУКОВ
С.А.ПАРАСКЕВОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)