Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Кириллов А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Паршиной Т.В.
судей: Гаврилова В.С., Щербакова М.В.
с участием прокурора Галдиной О.А.
при секретаре Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 декабря 2011 года дело
по кассационному представлению помощника прокурора Лысковского района Нижегородской области А.Ю. Кравец
на решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 15 ноября 2011 года по гражданскому делу
по заявлению прокурора Лысковского района о признании незаконными действий администрации МО "г. Лысково" выразившихся в отказе в создании межведомственной комиссии о признании помещений, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, обязании администрации МО "г. Лысково" создать межведомственную комиссию о признании помещений, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, проведении обследования дома.
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Щербакова М.В., объяснения представителя администрации МО "г. Лысково" - М., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,
установила:
Прокурор обратился в суд с указанным заявлением ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что Прокуратурой района по результатам рассмотрения поступивших из прокуратуры Нижегородской области обращений С.В.Г. и О.Р.В., проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения действующего законодательства по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
Установлено, что при решении вопроса о признании аварийного дома N, подлежащего сносу или реконструкции, необходимо заключение межведомственной жилищной комиссии при администрации МО г. Лысково, которая на данный момент не создана.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу. находится на территории МО г. Лысково. Плохое техническое состояние дома N (отсутствует крыша, имеется внешний крен стен второго этажа, отсутствует электричество и водоснабжение и пр.) не позволяет проживать в данном доме. В непосредственной близости, практически около стен дома проходит пешеходный тротуар и внезапное обрушение дома способно повлечь человеческие жертвы.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В свою очередь Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение) п. п. 7, 8, 42 установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Главой администрации МО г. Лысково Н.А.В., 15.12.09 г. направлено письмо в Кстовский отдел Государственной жилищной инспекции Нижегородской области по вопросу дачи заключения компетентным органом в части пригодности использования указанного жилого помещения и технической возможности проживания граждан в указанном жилом многоквартирном доме.
Однако, администрацией МО г. Лысково межведомственной комиссии при администрации МО г. Лысково не создавалось, полномочий в указанной части в иные органы местного самоуправления района не передавалось, решения о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу не принималось, что является нарушением ч. 1 п. 8 ст. 14 ЖК РФ, п. п. 7, 8, 42 Положения.
В ходе проведенной проверки установлено, что при администрации района действует межведомственная комиссия, созданная на основании Постановления администрации района N от 19.10.06 г., с внесенными изменениями в указанный нормативный акт Постановлением администрации района N от 23.12.10 г.
В полномочия указанной комиссии входят вопросы признания жилого помещения муниципального жилищного фонда, частного жилого помещения, находящегося на территории района, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Согласно п. п. 7, 8 Положения, межведомственная комиссия при администрации района не наделена функциями по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а жилые помещения пригодными (непригодными) для проживания по помещениям, расположенным в черте МО г. Лысково, поскольку полномочий в указанной части в администрацию района со стороны администрации МО г. Лысково не передавалось.
На основании выявленных нарушений действующего законодательства, прокуратурой района 14.01.2011 г. было внесено представление главе администрации МО г. Лысково с требованием устранить допущенные нарушения. 01.02.2011 г. в прокуратуру района поступили возражения на указанное представление, содержащие доводы о невозможности создать при администрации МО г. Лысково межведомственную комиссию о признании помещений, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пп. 10, 11, 25, 32 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе - осуществление мероприятий по обеспечению охраны жизни и здоровья людей; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация благоустройства территории городского округа.
В свою очередь статьей 4 Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" определено, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
- Статья 10 названного закона наделяет полномочиями органы исполнительной власти по обеспечению исполнения законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности; осуществлении системы мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;
- Согласно ст. 12 Закона РФ N 2446-1 к силам обеспечения безопасности относятся органы исполнительной власти.
С учетом аварийного состояния дома и возможного возникновения опасности его обрушения, способного повлечь человеческие жертвы, в связи с расположением его вблизи иных жилых домов, проезжей и пешеходной дороги администрацией МО г. Лысково допущены нарушения вышеназванных норм законодательства, выразившиеся в непринятии конкретных мер по обеспечению безопасности граждан от обрушения аварийного жилого дома.
Решением Лысковского районного суда Нижегородской области от 15 ноября 2011 года в удовлетворении требований прокурору Лысковского района Нижегородской области отказано в полном объеме.
В кассационном представлении помощник прокурора Лысковского района Нижегородской области А.Ю.К. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что дом N не числится в реестре муниципальной собственности МО "г. Лысково" и Лысковского муниципального района, а жилые и иные помещения, места общего пользования и коммуникации указанного дома находятся в собственности физических лиц.
Постановлениями администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области от 19.10.2006 г. N и от 23.12.2010 г. N создана межведомственная комиссия по признанию жилого помещения муниципального жилищного фонда, частного жилого помещения, находящегося на территории района пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Прокурор Лысковского района Нижегородской области, вменяя в обязанности администрации МО "г. Лысково" создание межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе и для обследования вышеуказанного дома, указывает на незаконность действий администрации, выразившихся в отказе по ее созданию, требованиям нормативных актов.
Дав правильное толкование п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, ч. 3 ст. 15 ЖК РФ, Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 г., положениям ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", устанавливающим полномочия органов местного самоуправления различных уровней, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в оспариваемых действиях администрации МО "г. Лысково", как городского поселения, нарушений требований законодательства.
Судебная коллегия, находит указанный вывод суда первой инстанции правильным, основанным на установленных по делу обстоятельствах и требованиях закона.
В решении суда подробно изложены основания принятия оспариваемого решения, которые не нуждаются в дополнительной аргументации.
Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют позицию прокурора в суде первой инстанции, на необоснованность которой подробно указано в решении суда, в связи, с чем судебной коллегией во внимание не принимаются, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Кроме того, судебная коллегия указывает на то, что в кассационном представлении, прокурор, не опровергая выводов суда первой инстанции, указывает на право, а не на обязанность органов местного самоуправления по совершению действий, указанных в рассматриваемом заявлении.
Нарушений процессуального права, предусмотренных ч. 2 ст. 364 ГПК РФ, судом при рассмотрении настоящего дела не допущено.
С учетом указанного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Кассационное представление удовлетворению не подлежит, поскольку его доводы не содержат оснований к отмене решения.
Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,
определила:
Решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 15 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационное представление без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.12.2011 ПО ДЕЛУ N 33-12694
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 декабря 2011 г. по делу N 33-12694
Судья Кириллов А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Паршиной Т.В.
судей: Гаврилова В.С., Щербакова М.В.
с участием прокурора Галдиной О.А.
при секретаре Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 декабря 2011 года дело
по кассационному представлению помощника прокурора Лысковского района Нижегородской области А.Ю. Кравец
на решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 15 ноября 2011 года по гражданскому делу
по заявлению прокурора Лысковского района о признании незаконными действий администрации МО "г. Лысково" выразившихся в отказе в создании межведомственной комиссии о признании помещений, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, обязании администрации МО "г. Лысково" создать межведомственную комиссию о признании помещений, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, проведении обследования дома.
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Щербакова М.В., объяснения представителя администрации МО "г. Лысково" - М., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,
установила:
Прокурор обратился в суд с указанным заявлением ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что Прокуратурой района по результатам рассмотрения поступивших из прокуратуры Нижегородской области обращений С.В.Г. и О.Р.В., проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения действующего законодательства по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
Установлено, что при решении вопроса о признании аварийного дома N, подлежащего сносу или реконструкции, необходимо заключение межведомственной жилищной комиссии при администрации МО г. Лысково, которая на данный момент не создана.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу. находится на территории МО г. Лысково. Плохое техническое состояние дома N (отсутствует крыша, имеется внешний крен стен второго этажа, отсутствует электричество и водоснабжение и пр.) не позволяет проживать в данном доме. В непосредственной близости, практически около стен дома проходит пешеходный тротуар и внезапное обрушение дома способно повлечь человеческие жертвы.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В свою очередь Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение) п. п. 7, 8, 42 установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Главой администрации МО г. Лысково Н.А.В., 15.12.09 г. направлено письмо в Кстовский отдел Государственной жилищной инспекции Нижегородской области по вопросу дачи заключения компетентным органом в части пригодности использования указанного жилого помещения и технической возможности проживания граждан в указанном жилом многоквартирном доме.
Однако, администрацией МО г. Лысково межведомственной комиссии при администрации МО г. Лысково не создавалось, полномочий в указанной части в иные органы местного самоуправления района не передавалось, решения о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу не принималось, что является нарушением ч. 1 п. 8 ст. 14 ЖК РФ, п. п. 7, 8, 42 Положения.
В ходе проведенной проверки установлено, что при администрации района действует межведомственная комиссия, созданная на основании Постановления администрации района N от 19.10.06 г., с внесенными изменениями в указанный нормативный акт Постановлением администрации района N от 23.12.10 г.
В полномочия указанной комиссии входят вопросы признания жилого помещения муниципального жилищного фонда, частного жилого помещения, находящегося на территории района, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Согласно п. п. 7, 8 Положения, межведомственная комиссия при администрации района не наделена функциями по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а жилые помещения пригодными (непригодными) для проживания по помещениям, расположенным в черте МО г. Лысково, поскольку полномочий в указанной части в администрацию района со стороны администрации МО г. Лысково не передавалось.
На основании выявленных нарушений действующего законодательства, прокуратурой района 14.01.2011 г. было внесено представление главе администрации МО г. Лысково с требованием устранить допущенные нарушения. 01.02.2011 г. в прокуратуру района поступили возражения на указанное представление, содержащие доводы о невозможности создать при администрации МО г. Лысково межведомственную комиссию о признании помещений, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пп. 10, 11, 25, 32 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе - осуществление мероприятий по обеспечению охраны жизни и здоровья людей; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация благоустройства территории городского округа.
В свою очередь статьей 4 Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" определено, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
- Статья 10 названного закона наделяет полномочиями органы исполнительной власти по обеспечению исполнения законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности; осуществлении системы мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;
- Согласно ст. 12 Закона РФ N 2446-1 к силам обеспечения безопасности относятся органы исполнительной власти.
С учетом аварийного состояния дома и возможного возникновения опасности его обрушения, способного повлечь человеческие жертвы, в связи с расположением его вблизи иных жилых домов, проезжей и пешеходной дороги администрацией МО г. Лысково допущены нарушения вышеназванных норм законодательства, выразившиеся в непринятии конкретных мер по обеспечению безопасности граждан от обрушения аварийного жилого дома.
Решением Лысковского районного суда Нижегородской области от 15 ноября 2011 года в удовлетворении требований прокурору Лысковского района Нижегородской области отказано в полном объеме.
В кассационном представлении помощник прокурора Лысковского района Нижегородской области А.Ю.К. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что дом N не числится в реестре муниципальной собственности МО "г. Лысково" и Лысковского муниципального района, а жилые и иные помещения, места общего пользования и коммуникации указанного дома находятся в собственности физических лиц.
Постановлениями администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области от 19.10.2006 г. N и от 23.12.2010 г. N создана межведомственная комиссия по признанию жилого помещения муниципального жилищного фонда, частного жилого помещения, находящегося на территории района пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Прокурор Лысковского района Нижегородской области, вменяя в обязанности администрации МО "г. Лысково" создание межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе и для обследования вышеуказанного дома, указывает на незаконность действий администрации, выразившихся в отказе по ее созданию, требованиям нормативных актов.
Дав правильное толкование п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, ч. 3 ст. 15 ЖК РФ, Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 г., положениям ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", устанавливающим полномочия органов местного самоуправления различных уровней, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в оспариваемых действиях администрации МО "г. Лысково", как городского поселения, нарушений требований законодательства.
Судебная коллегия, находит указанный вывод суда первой инстанции правильным, основанным на установленных по делу обстоятельствах и требованиях закона.
В решении суда подробно изложены основания принятия оспариваемого решения, которые не нуждаются в дополнительной аргументации.
Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют позицию прокурора в суде первой инстанции, на необоснованность которой подробно указано в решении суда, в связи, с чем судебной коллегией во внимание не принимаются, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Кроме того, судебная коллегия указывает на то, что в кассационном представлении, прокурор, не опровергая выводов суда первой инстанции, указывает на право, а не на обязанность органов местного самоуправления по совершению действий, указанных в рассматриваемом заявлении.
Нарушений процессуального права, предусмотренных ч. 2 ст. 364 ГПК РФ, судом при рассмотрении настоящего дела не допущено.
С учетом указанного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Кассационное представление удовлетворению не подлежит, поскольку его доводы не содержат оснований к отмене решения.
Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,
определила:
Решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 15 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационное представление без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)