Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 30 сентября 2010 г.
В полном объеме постановление изготовлено 01 октября 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Радушевой О.Н.
судей Селиверстовой Н.А., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Максаревой О.А., с участием:
- Государственного (унитарного) предприятия Учреждение ЮИ 78/3 ГУИН Минюста России по УИН Ульяновской области, г. Димитровград, - представитель Никишин В.В., доверенность N 10 от 20.08.2010, представитель Калитинов В.В., доверенность N 2 от 11.01.2010,
- ООО "КОМСЕРВИС", г. Димитровград, - представитель не явился, извещен,
- третьих лиц - не явились, извещены.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, в зале N 7 апелляционную жалобу Государственного (унитарного) предприятия Учреждение ЮИ 78/3 ГУИН Минюста России по УИН Ульяновской области, г. Димитровград,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01 июля 2010 года (судья Крамаренко Т.М.), принятое по делу N А72-1535/2010
по иску Государственного (унитарного) предприятия Учреждение ЮИ 78/3 ГУИН Минюста России по УИН Ульяновской области, г. Димитровград,
к ООО "КОМСЕРВИС", г. Димитровград,
третьи лица: Администрация г. Димитровграда, Министерство экономики Ульяновской области, г. Ульяновск, ООО "Региональный информационный центр", г. Ульяновск, Димитровградское муниципальное унитарное предприятия котельных и тепловых сетей, г. Ульяновск,
о взыскании 209 514 руб. 90 коп.,
установил:
Государственное (унитарное) предприятие Учреждение ЮИ-78/3 ГУИН Минюста России по Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением (с учетом уточнения) к обществу с ограниченной ответственностью "КОМСЕРВИС" о взыскании 426 642 руб. 75 коп. - основной долг по договору поставки тепловой энергии N 429 от 29.12.2009 года.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01 июля 2010 года исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "КОМСЕРВИС" в пользу Государственного унитарного предприятия Учреждения ЮИ 78/3 ГУИН Минюста России по Ульяновской области основной долг за тепловую энергию в размере 224 595 руб. 80 коп. В остальной части иска отказано. Взыскана с общества с ограниченной ответственностью "КОМСЕРВИС" в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 7 474 руб. 36 коп.
Судом установлено, что общая сумма начислений за отопление и ГВС в рамках рассматриваемого договора поставки составляет 571 284 руб. 65 коп.
Оплата в счет погашения задолженности за спорный период составила 346 688 руб. 85 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом ГУП учреждение ЮИ 78\\3 ГУИН Минюста России по УИН Ульяновской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и вынести по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 28 сентября 2010 года объявлен перерыв до 30 сентября 2010 года. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В суде апелляционной инстанции представители Государственного (унитарного) предприятия Учреждение ЮИ 78/3 ГУИН Минюста России по УИН Ульяновской области, г. Димитровград, апелляционную жалобу поддержали в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судебной коллегией апелляционной инстанции в порядке требований статей 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что 07.10.2009 года между Государственным (унитарным) предприятием Учреждения ЮИ 78/3 ГУИН Минюста России по Ульяновской области (Поставщик) и обществом с ограниченной ответственностью "КОМСЕРВИС" (Покупатель) был заключен договор поставки тепловой энергии, предметом которого является поставка тепловой энергии в виде горячей воды на ГВС и отопление Покупателю на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Количество теплоэнергии, подлежащей поставке, указано в Приложении N 1, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (п. 1.1).
Местом сдачи-приемки тепловой энергии является граница раздела участка теплосетей, принадлежащих Поставщику, с теплосетями Муниципального унитарного предприятия котельных и тепловых сетей (далее по тексту ДМУПК и ТС) - Приложение N 2, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (п. 1.2).
Количество поставленной Покупателю теплоэнергии определяется Поставщиком расчетным путем по нагрузкам и нормам потребления в соответствии с действующим СНиП и с учетом потерь на участке теплотрассы, находящейся на балансе ДМУПКиТС. Исходные данные и методика для определения количества полученной Покупателем теплоэнергии приведены в Приложении N 3 и N 4, являющимися неотъемлемой частью договора (п. 2.1).
Пунктом 13.1 указанного договора (в редакции дополнительного соглашения от 15.04.2010 года) стороны предусмотрели, что договор вступает в действие с момента начала отопительного сезона 2009 - 1010 годов и действует до окончания отопительного сезона 2009 - 2010 годов, а по расчетам - до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Во исполнение данного договора истец поставил, а ответчик получил тепловую энергию по актам N 2969 от 31.12.2009 года (за октябрь, ноябрь, декабрь 2009 года), N 109 от 29.01.2010 года (за январь 2010 года), N 308 от 27.02.2010 года (за февраль 2010 года), N 673 от 31.03.2010 года (за март 2010 года), N 938 от 19.04.2010 года (за апрель 2010 года) на общую сумму 798 885 руб. 00 коп.
Требования истца мотивированы тем, что в связи с частичной оплатой задолженности, сумма основной задолженности за поставленную в жилые дома по адресам: г. Димитровград, ул. Осипенко, 24 и ул. 50 лет Октября, 187, тепловую энергию по состоянию на 19.04.2010 года (на день окончания отопительного сезона) составила 362 196 руб. 15 коп. Истец считает неправомерным применение Правил об оказании коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. к отношениям по поставке. При расчете задолженности применяют расчетный метод.
Ответчик не оспаривал подачу тепловой энергии в спорный период времени в жилые дома, обслуживаемые обществом с ограниченной ответственностью "КОМСЕРВИС". Считает, что за поставленную тепловую энергию для нужд отопления и ГВС должны осуществляться по методике, установленной Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила N 307), как при отсутствии в жилых домах коллективных (общедомовых) приборов учета.
Согласно п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилами, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу и Федеральному закону от 29.12.2004 года N 189-ФЗ.
Таким образом, согласно положениям вышеприведенных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. п. 4 и 6 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации к иным правовым актам относится Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее Правила N 307). Такая позиция изложена в Письме Министерства регионального развития РФ от 13.02.2007 г. N 2479-РМ\\07.
В силу ст. ст. 161, 164 ЖК РФ договоры теплоснабжения многоквартирных жилых домов могут быть энергоснабжающей организацией заключены либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домом собственниками помещений), либо с управляющей организацией (товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив и иной организацией).
Подпунктом "в" п. 49 Правил N 307 на исполнителя возложена обязанность заключать с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Подпунктом "а" п. 17 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями коммунальных услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме или собственники помещений, в случае непосредственного управления таким домом последним.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
При отсутствии приборов учета количество подаваемой теплоэнергии на нужды отопления и ГВС должно определяться исходя из норматива отпуска тепла населению для отопления жилых домов, не имеющих приборов учета, установленного органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов.
Согласно п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, в упомянутых нормах имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
С учетом вышеизложенных норм правомерно установлено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии производится по тарифам, установленным для граждан.
Указанное положение конкретизировано в п. 19 Правил N 307, в соответствии с которым при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется для горячего водоснабжения в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Приведенная в данном подпункте формула расчета размера платы за коммунальные услуги также исходит из необходимости применения нормативов потребления коммунальных услуг, а именно, размер платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" определяется как произведение количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного, горячего водоснабжения и водоотведения - в куб. м в месяц на 1 человека) и на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, для холодного, горячего водоснабжения и водоотведения - руб. /куб. м. Размер платы за отопление определяется в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам как произведение общей площади многоквартирного дома (квартиры) (кв. м) на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Согласно п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306, под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Как следует из п. п. 25, 26 Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей учитываются в том числе коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также нормативные технологические потери коммунальных ресурсов) технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и т.д.).
Таким образом, при отсутствии общедомовых приборов учета, количество подаваемой теплоэнергии и подпиточной воды должно определяться исходя из нормативов отпуска тепла населению для отопления жилых помещений и горячего водоснабжения, установленных органами местного самоуправления.
Из толкования во взаимосвязи норм статей 135 (пункта 1), 137 (подпунктов 1 и 4 пункта 1) Жилищного кодекса РФ следует, что в рамках складывающихся с ресурсоснабжающей организацией взаимоотношений ООО "КОМСЕРВИС" не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жителей многоквартирных домов, обслуживаемых ответчиком. Соответствующие обязательства ответчика перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы) не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами.
Согласно приложению N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилом доме определяется по следующей формуле: общая площадь жилого дома x тариф на тепловую энергию х норматив потребления тепловой энергии.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за горячее водоснабжение определяется по формуле: количество граждан х норматив потребления x тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствующем порядке.
Споров по тарифам нет.
С учетом изложенных формул судом первой инстанции правомерно произведен расчет за отопление и горячее водоснабжение и с учетом произведенной оплаты и правомерно определена задолженность в размере 224 595 руб. 80 коп.
Довод заявителя жалобы о том, что он не является ресурсоснабжающей организацией, поэтому в отношениях между сторонами неправомерно применение Положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., отклоняется судебной коллегией, поскольку в силу пункта 3 Правил ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющий продажу коммунальных ресурсов, к которым относятся тепловая энергия и ГВС. Тем самым истец является для ответчика ресурсоснабжающей организацией.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений норм материального и процессуального права послужившие основание для отмены судебного акта.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01 июля 2010 года по делу N А72-1535/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
О.Н.РАДУШЕВА
Судьи
Н.А.СЕЛИВЕРСТОВА
Н.Ю.ПЫШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.10.2010 ПО ДЕЛУ N А72-1535/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2010 г. по делу N А72-1535/2010
Резолютивная часть постановления оглашена 30 сентября 2010 г.
В полном объеме постановление изготовлено 01 октября 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Радушевой О.Н.
судей Селиверстовой Н.А., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Максаревой О.А., с участием:
- Государственного (унитарного) предприятия Учреждение ЮИ 78/3 ГУИН Минюста России по УИН Ульяновской области, г. Димитровград, - представитель Никишин В.В., доверенность N 10 от 20.08.2010, представитель Калитинов В.В., доверенность N 2 от 11.01.2010,
- ООО "КОМСЕРВИС", г. Димитровград, - представитель не явился, извещен,
- третьих лиц - не явились, извещены.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, в зале N 7 апелляционную жалобу Государственного (унитарного) предприятия Учреждение ЮИ 78/3 ГУИН Минюста России по УИН Ульяновской области, г. Димитровград,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01 июля 2010 года (судья Крамаренко Т.М.), принятое по делу N А72-1535/2010
по иску Государственного (унитарного) предприятия Учреждение ЮИ 78/3 ГУИН Минюста России по УИН Ульяновской области, г. Димитровград,
к ООО "КОМСЕРВИС", г. Димитровград,
третьи лица: Администрация г. Димитровграда, Министерство экономики Ульяновской области, г. Ульяновск, ООО "Региональный информационный центр", г. Ульяновск, Димитровградское муниципальное унитарное предприятия котельных и тепловых сетей, г. Ульяновск,
о взыскании 209 514 руб. 90 коп.,
установил:
Государственное (унитарное) предприятие Учреждение ЮИ-78/3 ГУИН Минюста России по Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением (с учетом уточнения) к обществу с ограниченной ответственностью "КОМСЕРВИС" о взыскании 426 642 руб. 75 коп. - основной долг по договору поставки тепловой энергии N 429 от 29.12.2009 года.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01 июля 2010 года исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "КОМСЕРВИС" в пользу Государственного унитарного предприятия Учреждения ЮИ 78/3 ГУИН Минюста России по Ульяновской области основной долг за тепловую энергию в размере 224 595 руб. 80 коп. В остальной части иска отказано. Взыскана с общества с ограниченной ответственностью "КОМСЕРВИС" в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 7 474 руб. 36 коп.
Судом установлено, что общая сумма начислений за отопление и ГВС в рамках рассматриваемого договора поставки составляет 571 284 руб. 65 коп.
Оплата в счет погашения задолженности за спорный период составила 346 688 руб. 85 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом ГУП учреждение ЮИ 78\\3 ГУИН Минюста России по УИН Ульяновской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и вынести по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 28 сентября 2010 года объявлен перерыв до 30 сентября 2010 года. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В суде апелляционной инстанции представители Государственного (унитарного) предприятия Учреждение ЮИ 78/3 ГУИН Минюста России по УИН Ульяновской области, г. Димитровград, апелляционную жалобу поддержали в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судебной коллегией апелляционной инстанции в порядке требований статей 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что 07.10.2009 года между Государственным (унитарным) предприятием Учреждения ЮИ 78/3 ГУИН Минюста России по Ульяновской области (Поставщик) и обществом с ограниченной ответственностью "КОМСЕРВИС" (Покупатель) был заключен договор поставки тепловой энергии, предметом которого является поставка тепловой энергии в виде горячей воды на ГВС и отопление Покупателю на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Количество теплоэнергии, подлежащей поставке, указано в Приложении N 1, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (п. 1.1).
Местом сдачи-приемки тепловой энергии является граница раздела участка теплосетей, принадлежащих Поставщику, с теплосетями Муниципального унитарного предприятия котельных и тепловых сетей (далее по тексту ДМУПК и ТС) - Приложение N 2, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (п. 1.2).
Количество поставленной Покупателю теплоэнергии определяется Поставщиком расчетным путем по нагрузкам и нормам потребления в соответствии с действующим СНиП и с учетом потерь на участке теплотрассы, находящейся на балансе ДМУПКиТС. Исходные данные и методика для определения количества полученной Покупателем теплоэнергии приведены в Приложении N 3 и N 4, являющимися неотъемлемой частью договора (п. 2.1).
Пунктом 13.1 указанного договора (в редакции дополнительного соглашения от 15.04.2010 года) стороны предусмотрели, что договор вступает в действие с момента начала отопительного сезона 2009 - 1010 годов и действует до окончания отопительного сезона 2009 - 2010 годов, а по расчетам - до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Во исполнение данного договора истец поставил, а ответчик получил тепловую энергию по актам N 2969 от 31.12.2009 года (за октябрь, ноябрь, декабрь 2009 года), N 109 от 29.01.2010 года (за январь 2010 года), N 308 от 27.02.2010 года (за февраль 2010 года), N 673 от 31.03.2010 года (за март 2010 года), N 938 от 19.04.2010 года (за апрель 2010 года) на общую сумму 798 885 руб. 00 коп.
Требования истца мотивированы тем, что в связи с частичной оплатой задолженности, сумма основной задолженности за поставленную в жилые дома по адресам: г. Димитровград, ул. Осипенко, 24 и ул. 50 лет Октября, 187, тепловую энергию по состоянию на 19.04.2010 года (на день окончания отопительного сезона) составила 362 196 руб. 15 коп. Истец считает неправомерным применение Правил об оказании коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. к отношениям по поставке. При расчете задолженности применяют расчетный метод.
Ответчик не оспаривал подачу тепловой энергии в спорный период времени в жилые дома, обслуживаемые обществом с ограниченной ответственностью "КОМСЕРВИС". Считает, что за поставленную тепловую энергию для нужд отопления и ГВС должны осуществляться по методике, установленной Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила N 307), как при отсутствии в жилых домах коллективных (общедомовых) приборов учета.
Согласно п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилами, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу и Федеральному закону от 29.12.2004 года N 189-ФЗ.
Таким образом, согласно положениям вышеприведенных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. п. 4 и 6 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации к иным правовым актам относится Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее Правила N 307). Такая позиция изложена в Письме Министерства регионального развития РФ от 13.02.2007 г. N 2479-РМ\\07.
В силу ст. ст. 161, 164 ЖК РФ договоры теплоснабжения многоквартирных жилых домов могут быть энергоснабжающей организацией заключены либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домом собственниками помещений), либо с управляющей организацией (товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив и иной организацией).
Подпунктом "в" п. 49 Правил N 307 на исполнителя возложена обязанность заключать с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Подпунктом "а" п. 17 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями коммунальных услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме или собственники помещений, в случае непосредственного управления таким домом последним.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
При отсутствии приборов учета количество подаваемой теплоэнергии на нужды отопления и ГВС должно определяться исходя из норматива отпуска тепла населению для отопления жилых домов, не имеющих приборов учета, установленного органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов.
Согласно п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, в упомянутых нормах имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
С учетом вышеизложенных норм правомерно установлено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии производится по тарифам, установленным для граждан.
Указанное положение конкретизировано в п. 19 Правил N 307, в соответствии с которым при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется для горячего водоснабжения в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Приведенная в данном подпункте формула расчета размера платы за коммунальные услуги также исходит из необходимости применения нормативов потребления коммунальных услуг, а именно, размер платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" определяется как произведение количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного, горячего водоснабжения и водоотведения - в куб. м в месяц на 1 человека) и на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, для холодного, горячего водоснабжения и водоотведения - руб. /куб. м. Размер платы за отопление определяется в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам как произведение общей площади многоквартирного дома (квартиры) (кв. м) на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Согласно п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306, под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Как следует из п. п. 25, 26 Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей учитываются в том числе коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также нормативные технологические потери коммунальных ресурсов) технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и т.д.).
Таким образом, при отсутствии общедомовых приборов учета, количество подаваемой теплоэнергии и подпиточной воды должно определяться исходя из нормативов отпуска тепла населению для отопления жилых помещений и горячего водоснабжения, установленных органами местного самоуправления.
Из толкования во взаимосвязи норм статей 135 (пункта 1), 137 (подпунктов 1 и 4 пункта 1) Жилищного кодекса РФ следует, что в рамках складывающихся с ресурсоснабжающей организацией взаимоотношений ООО "КОМСЕРВИС" не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жителей многоквартирных домов, обслуживаемых ответчиком. Соответствующие обязательства ответчика перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы) не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами.
Согласно приложению N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилом доме определяется по следующей формуле: общая площадь жилого дома x тариф на тепловую энергию х норматив потребления тепловой энергии.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за горячее водоснабжение определяется по формуле: количество граждан х норматив потребления x тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствующем порядке.
Споров по тарифам нет.
С учетом изложенных формул судом первой инстанции правомерно произведен расчет за отопление и горячее водоснабжение и с учетом произведенной оплаты и правомерно определена задолженность в размере 224 595 руб. 80 коп.
Довод заявителя жалобы о том, что он не является ресурсоснабжающей организацией, поэтому в отношениях между сторонами неправомерно применение Положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., отклоняется судебной коллегией, поскольку в силу пункта 3 Правил ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющий продажу коммунальных ресурсов, к которым относятся тепловая энергия и ГВС. Тем самым истец является для ответчика ресурсоснабжающей организацией.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений норм материального и процессуального права послужившие основание для отмены судебного акта.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01 июля 2010 года по делу N А72-1535/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
О.Н.РАДУШЕВА
Судьи
Н.А.СЕЛИВЕРСТОВА
Н.Ю.ПЫШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)