Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Гричановской Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в заседании:
- от Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Жебракова Надежда Николаевна, паспорт <...>; представитель по доверенности от 01.01.2010 N ДЭК-20-15/9Д;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Абашеева Наталья Геннадьевна, паспорт <...>, представитель по доверенности от 11.01.2010 N 01.0-6, Жалостников Дмитрий Вячеславович, удостоверение <...>, представитель по доверенности от 27.04.2010 N 01.0-5160
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 12.03.2010
по делу N А73-987/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления от 15.01.2010 N 57 по делу об административном правонарушении
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.01.2010 N 57 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В обоснование требований общество указало, что права потребителей электроэнергии на получение необходимой информации обществом не нарушены. Считает, что отсутствует вина общества во вменяемом ему административном правонарушении. Кроме того, полагает необходимым применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное правонарушение является малозначительным.
Решением суда первой инстанции от 12.03.2010 постановление от 15.01.2010 N 57 признано незаконным и отменено в части назначения административного наказания свыше 5 500 рублей. Судебный акт мотивирован тем, что административным органом установлены в действиях общества состав административного правонарушения, вина, поскольку ОАО "ДЭК" предоставляет недостоверную информацию в платежных документах о начислениях за электроснабжение за общедомовые нужды, что является нарушением права потребителя на получение полной и достоверной информации об оказываемых услугах.
Не согласившись с судебным актом, ОАО "ДЭК" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает на отсутствие факта предоставления недостоверной информации потребителям и вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку расчет платы за электрическую энергию произведен в соответствии с формулой 9 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Считает, что правонарушение, за которое общество привлечено к административной ответственности, является малозначительным, следовательно, суду было необходимо применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Представитель ОАО "ДЭК" в заседании суда апелляционной инстанции настаивала на доводах, изложенных в жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю 25.12.2009 при рассмотрении заявления Левшина В.С. поступившего из прокуратуры Хабаровского края в ходе осуществления внепланового мероприятия по контролю за соблюдением законодательства при оказании гражданам-потребителям жилищно-коммунальных услуг выявлено нарушение ОАО "ДЭК" пункта 22, подпункта "г" пункта 23, подпункта 1 пункта 2 приложения N 2 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006, статей 8, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Определением от 26.11.2009 Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю по выявленным фактам нарушения возбудило дело об административном правонарушении.
Уведомлением от 26.11.2009 административный орган известил ОАО "ДЭК" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, что подтверждается почтовым уведомлением N 68000983839318.
По установленному проверкой факту 25.12.2009 без участия законного представителя общества, при его надлежащем извещении, в отношении ОАО "ДЭК" составлен протокол N 57 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Определением от 11.01.2010 N 57, полученным обществом 11.01.2010 (вх.N 3), рассмотрение дела назначено на 15.01.2010.
15.01.2010 в отсутствии законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено постановление N 57 о назначении ОАО "ДЭК" административного наказания по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, ОАО "ДЭК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, признал постановление от 15.01.2010 N 57 незаконным и отменил его в части назначения административного наказания свыше 5 500 рублей, поскольку административным органом не применены положения статей 4.1, 4.2 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суд первой инстанции исходил из факта совершения ОАО "ДЭК" вменяемого ему административного правонарушения, наличия вины в его действиях.
Согласно части 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей") установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из пункта 2 названной статьи следует, что Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации услуги по водоснабжению, обеспечению газом, электрической и тепловой энергией и другие относятся к коммунальным услугам.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 22 Правил предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Подпунктом "г" пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг в платежном документе, в том числе указываются: при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление), рассчитанных в соответствии с настоящим разделом.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение (руб.) определяется по формуле N 6 в соответствии с подпунктом 1 пунктом 2 Приложения N 2 настоящих Правил, за исключением помещений общего пользования.
Размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле N 9 в соответствии с подпунктом 1 пунктом 3 Приложения N 2 настоящих Правил, за исключением помещений общего пользования.
Согласно платежным документам, выставленным на оплату за электроэнергию ОАО "ДЭК" потребителю за июль 2009 объемы и начисление за общедомовые нужды указаны за апрель 2009, за август 2009, объемы и начисление за общедомовые нужды указаны за май 2009, за сентябрь 2009 объемы и начисление за общедомовые нужды указаны за июнь 2009.
Как следует из материалов дела, в квитанциях на оплату за электрическую энергию гражданину Левшину В.С., проживающему по адресу: <...>, указываются объемы потребленной электроэнергии с начислением платы по квартире и объемы потребленной электроэнергии с начисление платы за общедомовые нужды.
Вместе с тем, судом установлено и подтверждается материалами дела, что размер платы за электроснабжение по формуле N 9, согласно которой ОАО "ДЭК" производит начисления за общедомовые нужды, определятся с учетом объема электрической энергии, потребленной за расчетный период в помещениях общего пользования.
Кроме того, факт правонарушения, выразившийся в предоставлении гражданину-потребителю недостоверной информации в платежных документах о начислениях за электроснабжение за общедомовые нужды, подтверждается протоколом об административном правонарушении N 57 от 25.12.2009, материалами проверки.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах административный орган правомерно пришел к выводу, что предоставление гражданину-потребителю недостоверной информации в платежных документах о начислениях за электроснабжение за общедомовые нужды нарушают права и законные интересы потребителей.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, а также наличия вины в его совершении.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы об отсутствии вины общества подлежит отклонению.
Довод апелляционной жалобы о том, что правонарушение, за которое общество привлечено к административной ответственности, является малозначительным и поэтому при назначении наказания необходимо применить статью 2.9 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.
Пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно признано, что обществом нарушены требования законодательства, выразившееся в предоставлении гражданину-потребителю недостоверной информации в платежных документах о начислениях за электроснабжение за общедомовые нужды, то есть нарушено право потребителя на получение полной достоверной информации об оказываемых услугах, что не может являться обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности совершенного правонарушения.
Таким образом, угроза охраняемым общественным отношениям при совершении данного правонарушения установлена, следовательно, возможность применения судом апелляционной инстанции положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствует.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, установив не применение административным органом положений статей 4.1, 4.2 КоАП РФ, обоснованно признал постановление от 15.01.2010 N 57 незаконным и отменил его в части назначения административного наказания свыше 5 500 рублей.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12 марта 2010 года по делу N А73-987/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2010 N 06АП-1446/2010 ПО ДЕЛУ N А73-987/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2010 г. N 06АП-1446/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Гричановской Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в заседании:
- от Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Жебракова Надежда Николаевна, паспорт <...>; представитель по доверенности от 01.01.2010 N ДЭК-20-15/9Д;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Абашеева Наталья Геннадьевна, паспорт <...>, представитель по доверенности от 11.01.2010 N 01.0-6, Жалостников Дмитрий Вячеславович, удостоверение <...>, представитель по доверенности от 27.04.2010 N 01.0-5160
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 12.03.2010
по делу N А73-987/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления от 15.01.2010 N 57 по делу об административном правонарушении
установил:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.01.2010 N 57 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В обоснование требований общество указало, что права потребителей электроэнергии на получение необходимой информации обществом не нарушены. Считает, что отсутствует вина общества во вменяемом ему административном правонарушении. Кроме того, полагает необходимым применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное правонарушение является малозначительным.
Решением суда первой инстанции от 12.03.2010 постановление от 15.01.2010 N 57 признано незаконным и отменено в части назначения административного наказания свыше 5 500 рублей. Судебный акт мотивирован тем, что административным органом установлены в действиях общества состав административного правонарушения, вина, поскольку ОАО "ДЭК" предоставляет недостоверную информацию в платежных документах о начислениях за электроснабжение за общедомовые нужды, что является нарушением права потребителя на получение полной и достоверной информации об оказываемых услугах.
Не согласившись с судебным актом, ОАО "ДЭК" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает на отсутствие факта предоставления недостоверной информации потребителям и вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку расчет платы за электрическую энергию произведен в соответствии с формулой 9 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Считает, что правонарушение, за которое общество привлечено к административной ответственности, является малозначительным, следовательно, суду было необходимо применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Представитель ОАО "ДЭК" в заседании суда апелляционной инстанции настаивала на доводах, изложенных в жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю 25.12.2009 при рассмотрении заявления Левшина В.С. поступившего из прокуратуры Хабаровского края в ходе осуществления внепланового мероприятия по контролю за соблюдением законодательства при оказании гражданам-потребителям жилищно-коммунальных услуг выявлено нарушение ОАО "ДЭК" пункта 22, подпункта "г" пункта 23, подпункта 1 пункта 2 приложения N 2 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006, статей 8, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Определением от 26.11.2009 Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю по выявленным фактам нарушения возбудило дело об административном правонарушении.
Уведомлением от 26.11.2009 административный орган известил ОАО "ДЭК" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, что подтверждается почтовым уведомлением N 68000983839318.
По установленному проверкой факту 25.12.2009 без участия законного представителя общества, при его надлежащем извещении, в отношении ОАО "ДЭК" составлен протокол N 57 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Определением от 11.01.2010 N 57, полученным обществом 11.01.2010 (вх.N 3), рассмотрение дела назначено на 15.01.2010.
15.01.2010 в отсутствии законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено постановление N 57 о назначении ОАО "ДЭК" административного наказания по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, ОАО "ДЭК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, признал постановление от 15.01.2010 N 57 незаконным и отменил его в части назначения административного наказания свыше 5 500 рублей, поскольку административным органом не применены положения статей 4.1, 4.2 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суд первой инстанции исходил из факта совершения ОАО "ДЭК" вменяемого ему административного правонарушения, наличия вины в его действиях.
Согласно части 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей") установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из пункта 2 названной статьи следует, что Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации услуги по водоснабжению, обеспечению газом, электрической и тепловой энергией и другие относятся к коммунальным услугам.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 22 Правил предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Подпунктом "г" пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг в платежном документе, в том числе указываются: при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление), рассчитанных в соответствии с настоящим разделом.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение (руб.) определяется по формуле N 6 в соответствии с подпунктом 1 пунктом 2 Приложения N 2 настоящих Правил, за исключением помещений общего пользования.
Размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле N 9 в соответствии с подпунктом 1 пунктом 3 Приложения N 2 настоящих Правил, за исключением помещений общего пользования.
Согласно платежным документам, выставленным на оплату за электроэнергию ОАО "ДЭК" потребителю за июль 2009 объемы и начисление за общедомовые нужды указаны за апрель 2009, за август 2009, объемы и начисление за общедомовые нужды указаны за май 2009, за сентябрь 2009 объемы и начисление за общедомовые нужды указаны за июнь 2009.
Как следует из материалов дела, в квитанциях на оплату за электрическую энергию гражданину Левшину В.С., проживающему по адресу: <...>, указываются объемы потребленной электроэнергии с начислением платы по квартире и объемы потребленной электроэнергии с начисление платы за общедомовые нужды.
Вместе с тем, судом установлено и подтверждается материалами дела, что размер платы за электроснабжение по формуле N 9, согласно которой ОАО "ДЭК" производит начисления за общедомовые нужды, определятся с учетом объема электрической энергии, потребленной за расчетный период в помещениях общего пользования.
Кроме того, факт правонарушения, выразившийся в предоставлении гражданину-потребителю недостоверной информации в платежных документах о начислениях за электроснабжение за общедомовые нужды, подтверждается протоколом об административном правонарушении N 57 от 25.12.2009, материалами проверки.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах административный орган правомерно пришел к выводу, что предоставление гражданину-потребителю недостоверной информации в платежных документах о начислениях за электроснабжение за общедомовые нужды нарушают права и законные интересы потребителей.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, а также наличия вины в его совершении.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы об отсутствии вины общества подлежит отклонению.
Довод апелляционной жалобы о том, что правонарушение, за которое общество привлечено к административной ответственности, является малозначительным и поэтому при назначении наказания необходимо применить статью 2.9 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.
Пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно признано, что обществом нарушены требования законодательства, выразившееся в предоставлении гражданину-потребителю недостоверной информации в платежных документах о начислениях за электроснабжение за общедомовые нужды, то есть нарушено право потребителя на получение полной достоверной информации об оказываемых услугах, что не может являться обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности совершенного правонарушения.
Таким образом, угроза охраняемым общественным отношениям при совершении данного правонарушения установлена, следовательно, возможность применения судом апелляционной инстанции положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствует.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, установив не применение административным органом положений статей 4.1, 4.2 КоАП РФ, обоснованно признал постановление от 15.01.2010 N 57 незаконным и отменил его в части назначения административного наказания свыше 5 500 рублей.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12 марта 2010 года по делу N А73-987/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)