Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2012 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Алдан" (Волгоградская область, г. Волжский, ул. Космонавтов, д. 12, ОГРН 1053435073560, ИНН 3435071926),
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 февраля 2012 года по делу N А12-3167/2012 (судья Середа Н.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Алдан" (Волгоградская область, г. Волжский, ул. Космонавтов,
д. 12, ОГРН 1053435073560, ИНН 3435071926),
к Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (г. Волгоград, ул. Новороссийская, 15, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787),
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
без участия в судебном заседании общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Алдан" (ходатайство, входящий N 28866/2012 от 23.04.2012 о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя приобщено к материалам дела), государственной жилищной инспекции Волгоградской области (ходатайство, входящий N 29829/2012 от 24.04.2012 о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя приобщено к материалам дела),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Алдан" обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области от 11.01.2012 г. N 3437 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей и о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-3167/2012 от 29 февраля 2012 года в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Алдан" отказано.
Не согласившись с принятым решение, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Алдан" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Алдан", государственной жилищной инспекции Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением жалоб граждан на основании распоряжения от 15.12.2011 г. N 3437 Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области 21 и 22 декабря 2011 г. проведена внеплановая проверка Общества на предмет соблюдения требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (ПиН), утвержденных Постановлением Госстрой РФ от 27.09.2003 г. N 170.
В ходе проверки установлено, что на основании договора от 01.01.2010 г. Общество осуществляет управление многоквартирным домом N 7 по ул. Карбышева г. Волжского.
При проверке в доме N 7 по ул. Карбышева выявлены следующие нарушения:
- - на этажных площадках в подъезде здания, лестничных клетках, в общих коридорах первого, второго и третьего этажей наблюдается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, надписи на стенах, участки разрушения покрасочного, побелочного и штукатурного слоя потолка и стен этажных площадок, лестничных клеток и общих коридоров, отсутствие штукатурного и окрасочного слоя в месте демонтажа старого дверного заполнения на входе в подъезд здания, чем нарушены требования п. 10 Правил содержания и п. п. 3.2.8, 3.2.9 ПиН;
- - в оконных проемах на лестничных площадках и в общих коридорах наблюдается разрушение замазки в фальцах, отслоение штапиков, загнивание и коробление элементов оконных заполнений, ослабление креплений окон, отслоение и разрушение окраски оконных коробок и подоконников, щели с соединениях отдельных элементов между собой, чем нарушены требования п. 10 Правил содержания и п. 4.7.2 ПиН;
- - на стенах, перегородках и перекрытиях кухонь второго и третьего этажей, душевых с первого по четвертые этажи, умывальников с первого по третий этаж наблюдаются просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, участки разрушения окрасочного, штукатурного слоя потолка и стен, а также участки повреждения, отсутствия кафельного покрытия стен и пола. Не обеспечено исправное состояние перегородок, стен и перекрытий, водоизоляционные и влагозащитные свойства перегородок, стен и покрытия в кухнях и санитарных узлах (душевая, умывальник), чем нарушены требования п. 10 Правил содержания и п. п. 4.2.1.1, 4.3.1, 4.3.2, 4.5.1 ПиН;
- - наблюдается конденсат на трубах водопровода и канализации в санитарных узлах и кухнях, в связи с чем, на трубопроводах водопровода и канализации кухонь второго и третьего этажей, душевых с первого по четвертый этаж, умывальников с первого по третий этаж наблюдаются участки активного корродирования и отслоения краски, чем нарушены требования п. 10 Правил содержания и п. п. 3.3, 5.8.3 ПиН.
При проверке в доме N 71 по ул. Советской выявлены следующие нарушения:
- - с правого от дворового фасада торца здания на 6, 9, 10 этажах наблюдаются неисправности герметизации стыков (раковины, щели, поврежденные участки, выпадение заполняющего материала), чем нарушены требования п. 10 Правил содержания и п. 4.10.2.8 ПиН;
- - со стороны дворового фасада и с левого (от дворового фасада) торца здания, в отдельных местах отмостка имеет трещины и уклон к стене здания; отвод дождевой или другой атмосферной влаги от фундамента здания не обеспечивается, уменьшая при этом срок службы фундамента, чем нарушены требования п. 10 Правил, п. п. 4.1.6, 4.1.7 ПиН.
Результаты проверки отражены в акте N 3437 от 22.12.2011 г. В связи с чем, в отношении Общества 23.12.2011 г. составлен протокол N 3437 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ.
Постановлением от 11.01.2012 г. N 3437 Общество привлечено в административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. Копия постановления получена 07.02.2012 г.
Общество оспорило вынесенное в отношении него постановление в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.
Апелляционный суд считает выводы суда правомерными по следующим основаниям.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Следовательно, для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективную сторону данного правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в нарушении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, и Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержание общего имущества многоквартирного дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение установленных законодательством Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пунктам 12 и 13 Правил собственники помещений вправе привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией осмотры общего имущества многоквартирного дома проводятся должностными (ответственными) лицами управляющей организацией.
Пунктом 14 Правил установлено, что по результатам осмотра общего имущества многоквартирного дома оформляются акт осмотра, который является основанием для принятия ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
В соответствии с пунктом 42 Правил управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 2008 года управление вышеуказанными домами осуществляет ООО "УК ЖКХ Алдан", что подтверждается протоколами от 18.04.2008, 14.10.2008, договором управления от 01.01.2010.
Таким образом, в силу действующего законодательства Российской Федерации и заключенного договора управления многоквартирным домом, лицом, ответственным за обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домом - предмета проверки, является ООО "УК ЖКХ Алдан".
Выявленные проверкой нарушения в содержании и ремонте общего имущества многоквартирных домов N 7 по ул. Карбышева, N 71 по ул. Советской, свидетельствуют о том, что ООО "УК ЖКХ Алдан" в нарушение действующих Правил содержания и ремонта жилых домов длительное время не принимаются своевременные и необходимые меры по обеспечению надлежащего содержания и ремонта общего имущества указанного жилого дома, что в свою очередь не обеспечивает комфортные и безопасные условия для проживания граждан в таком доме.
Учитывая, что ООО "УК ЖКХ Алдан" добровольно приняло в управление многоквартирные дома, следовательно, в силу закона и заключенного договора управления обязано обеспечить надлежащее содержание и ремонт указанного жилого дома, за плату, в размере, предусмотренном договором управления, и поступающую от жителей дома управляющей организации.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, а также обеспечивающим постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пункт 11 указанных Правил также гласит, что содержание общего имущества в зависимости от его состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния включает в себя осмотр общего имущества, его подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонт.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Пунктами 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 и 2.1.5 Правил и норм также установлено, что управляющая организация обязана в установленном порядке проводить осмотры находящихся в управлении жилых домов, фиксировать выявленные при осмотрах в содержании жилых зданий дефекты и неисправности, и в установленном порядке принимать меры по их устранению.
Доводы заявителя о том, что, выявленные проверкой нарушения, не несут существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, жизни и здоровью граждан апелляционный суд считает необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с актом проверки N 3437 от 22.12.2011 г. в доме N 7 по ул. Карбышева выявлены в том числе следующие нарушения:
- - не обеспечено исправное состояние перегородок, стен и перекрытий, водоизоляционные и влагозащитные свойства перегородок, стен и покрытия в кухнях и санитарных узлах (душевая, умывальник), чем нарушены требования п. 10 Правил содержания и п. п. 4.2.1.1, 4.3.1, 4.3.2, 4.5.1 ПиН;
- - наблюдается конденсат на трубах водопровода и канализации в санитарных узлах и кухнях, в связи с чем, на трубопроводах водопровода и канализации кухонь второго и третьего этажей, душевых с первого по четвертый этаж, умывальников с первого по третий этаж наблюдаются участки активного корродирования и отслоения краски, чем нарушены требования п. 10 Правил содержания и п. п. 3.3, 5.8.3 ПиН.
При проверке в доме N 71 по ул. Советской выявлены следующие нарушения:
- - с правого от дворового фасада торца здания на 6, 9, 10 этажах наблюдаются неисправности герметизации стыков (раковины, щели, поврежденные участки, выпадение заполняющего материала), чем нарушены требования п. 10 Правил содержания и п. 4.10.2.8 ПиН;
- - со стороны дворового фасада и с левого (от дворового фасада) торца здания, в отдельных местах отмостка имеет трещины и уклон к стене здания; отвод дождевой или другой атмосферной влаги от фундамента здания не обеспечивается, уменьшая при этом срок службы фундамента, чем нарушены требования п. 10 Правил, п. п. 4.1.6, 4.1.7 ПиН.
Доводы заявителя о том, что при рассмотрении Инспекцией не принято во внимание работы по устранению выявленных проверкой нарушений, апелляционный суд считает также необоснованными.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, но в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно частям 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, частичное устранение последствий правонарушения учитываются в качестве обстоятельства смягчающего административную ответственность при назначении наказания.
Таким образом, Инспекцией при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО "УК ЖКХ Алдан" учтены все обстоятельства дела, принятые меры со стороны Управляющей компании и назначен минимальный штраф, предусмотренный ст. 7.22 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе общество не отрицая факт совершения вменяемого в вину административного правонарушения, указывает, что поскольку выявленные нарушения не несут существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также в силу малозначительности правонарушения ООО "УК ЖКХ Алдан" подлежит освобождению от ответственности.
Апелляционный суд отклоняет довод общества о необходимости освобождения от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного нарушения и отсутствия отрицательных последствий в силу нижеследующего.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Допущенные обществом и зафиксированные в акте проверки нарушения ухудшают качество и условия проживания граждан в обследованных многоквартирных домах, в связи с чем отсутствуют правовые основания для применения в отношении ООО "УК ЖКХ Алдан" статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения ООО "УК ЖКХ Алдан" к административной ответственности административным органом соблюден, обществу назначено минимальное административное наказание, установленное санкцией статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 февраля 2012 года по делу N А12-3167/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Н.Н.ПРИГАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.05.2012 ПО ДЕЛУ N А12-3167/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2012 г. по делу N А12-3167/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2012 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Алдан" (Волгоградская область, г. Волжский, ул. Космонавтов, д. 12, ОГРН 1053435073560, ИНН 3435071926),
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 февраля 2012 года по делу N А12-3167/2012 (судья Середа Н.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Алдан" (Волгоградская область, г. Волжский, ул. Космонавтов,
д. 12, ОГРН 1053435073560, ИНН 3435071926),
к Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (г. Волгоград, ул. Новороссийская, 15, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787),
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
без участия в судебном заседании общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Алдан" (ходатайство, входящий N 28866/2012 от 23.04.2012 о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя приобщено к материалам дела), государственной жилищной инспекции Волгоградской области (ходатайство, входящий N 29829/2012 от 24.04.2012 о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя приобщено к материалам дела),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Алдан" обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области от 11.01.2012 г. N 3437 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей и о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-3167/2012 от 29 февраля 2012 года в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Алдан" отказано.
Не согласившись с принятым решение, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Алдан" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Алдан", государственной жилищной инспекции Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением жалоб граждан на основании распоряжения от 15.12.2011 г. N 3437 Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области 21 и 22 декабря 2011 г. проведена внеплановая проверка Общества на предмет соблюдения требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (ПиН), утвержденных Постановлением Госстрой РФ от 27.09.2003 г. N 170.
В ходе проверки установлено, что на основании договора от 01.01.2010 г. Общество осуществляет управление многоквартирным домом N 7 по ул. Карбышева г. Волжского.
При проверке в доме N 7 по ул. Карбышева выявлены следующие нарушения:
- - на этажных площадках в подъезде здания, лестничных клетках, в общих коридорах первого, второго и третьего этажей наблюдается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, надписи на стенах, участки разрушения покрасочного, побелочного и штукатурного слоя потолка и стен этажных площадок, лестничных клеток и общих коридоров, отсутствие штукатурного и окрасочного слоя в месте демонтажа старого дверного заполнения на входе в подъезд здания, чем нарушены требования п. 10 Правил содержания и п. п. 3.2.8, 3.2.9 ПиН;
- - в оконных проемах на лестничных площадках и в общих коридорах наблюдается разрушение замазки в фальцах, отслоение штапиков, загнивание и коробление элементов оконных заполнений, ослабление креплений окон, отслоение и разрушение окраски оконных коробок и подоконников, щели с соединениях отдельных элементов между собой, чем нарушены требования п. 10 Правил содержания и п. 4.7.2 ПиН;
- - на стенах, перегородках и перекрытиях кухонь второго и третьего этажей, душевых с первого по четвертые этажи, умывальников с первого по третий этаж наблюдаются просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, участки разрушения окрасочного, штукатурного слоя потолка и стен, а также участки повреждения, отсутствия кафельного покрытия стен и пола. Не обеспечено исправное состояние перегородок, стен и перекрытий, водоизоляционные и влагозащитные свойства перегородок, стен и покрытия в кухнях и санитарных узлах (душевая, умывальник), чем нарушены требования п. 10 Правил содержания и п. п. 4.2.1.1, 4.3.1, 4.3.2, 4.5.1 ПиН;
- - наблюдается конденсат на трубах водопровода и канализации в санитарных узлах и кухнях, в связи с чем, на трубопроводах водопровода и канализации кухонь второго и третьего этажей, душевых с первого по четвертый этаж, умывальников с первого по третий этаж наблюдаются участки активного корродирования и отслоения краски, чем нарушены требования п. 10 Правил содержания и п. п. 3.3, 5.8.3 ПиН.
При проверке в доме N 71 по ул. Советской выявлены следующие нарушения:
- - с правого от дворового фасада торца здания на 6, 9, 10 этажах наблюдаются неисправности герметизации стыков (раковины, щели, поврежденные участки, выпадение заполняющего материала), чем нарушены требования п. 10 Правил содержания и п. 4.10.2.8 ПиН;
- - со стороны дворового фасада и с левого (от дворового фасада) торца здания, в отдельных местах отмостка имеет трещины и уклон к стене здания; отвод дождевой или другой атмосферной влаги от фундамента здания не обеспечивается, уменьшая при этом срок службы фундамента, чем нарушены требования п. 10 Правил, п. п. 4.1.6, 4.1.7 ПиН.
Результаты проверки отражены в акте N 3437 от 22.12.2011 г. В связи с чем, в отношении Общества 23.12.2011 г. составлен протокол N 3437 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ.
Постановлением от 11.01.2012 г. N 3437 Общество привлечено в административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. Копия постановления получена 07.02.2012 г.
Общество оспорило вынесенное в отношении него постановление в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.
Апелляционный суд считает выводы суда правомерными по следующим основаниям.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Следовательно, для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективную сторону данного правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в нарушении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, и Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержание общего имущества многоквартирного дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение установленных законодательством Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пунктам 12 и 13 Правил собственники помещений вправе привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией осмотры общего имущества многоквартирного дома проводятся должностными (ответственными) лицами управляющей организацией.
Пунктом 14 Правил установлено, что по результатам осмотра общего имущества многоквартирного дома оформляются акт осмотра, который является основанием для принятия ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
В соответствии с пунктом 42 Правил управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 2008 года управление вышеуказанными домами осуществляет ООО "УК ЖКХ Алдан", что подтверждается протоколами от 18.04.2008, 14.10.2008, договором управления от 01.01.2010.
Таким образом, в силу действующего законодательства Российской Федерации и заключенного договора управления многоквартирным домом, лицом, ответственным за обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домом - предмета проверки, является ООО "УК ЖКХ Алдан".
Выявленные проверкой нарушения в содержании и ремонте общего имущества многоквартирных домов N 7 по ул. Карбышева, N 71 по ул. Советской, свидетельствуют о том, что ООО "УК ЖКХ Алдан" в нарушение действующих Правил содержания и ремонта жилых домов длительное время не принимаются своевременные и необходимые меры по обеспечению надлежащего содержания и ремонта общего имущества указанного жилого дома, что в свою очередь не обеспечивает комфортные и безопасные условия для проживания граждан в таком доме.
Учитывая, что ООО "УК ЖКХ Алдан" добровольно приняло в управление многоквартирные дома, следовательно, в силу закона и заключенного договора управления обязано обеспечить надлежащее содержание и ремонт указанного жилого дома, за плату, в размере, предусмотренном договором управления, и поступающую от жителей дома управляющей организации.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, а также обеспечивающим постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пункт 11 указанных Правил также гласит, что содержание общего имущества в зависимости от его состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния включает в себя осмотр общего имущества, его подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонт.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Пунктами 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 и 2.1.5 Правил и норм также установлено, что управляющая организация обязана в установленном порядке проводить осмотры находящихся в управлении жилых домов, фиксировать выявленные при осмотрах в содержании жилых зданий дефекты и неисправности, и в установленном порядке принимать меры по их устранению.
Доводы заявителя о том, что, выявленные проверкой нарушения, не несут существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, жизни и здоровью граждан апелляционный суд считает необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с актом проверки N 3437 от 22.12.2011 г. в доме N 7 по ул. Карбышева выявлены в том числе следующие нарушения:
- - не обеспечено исправное состояние перегородок, стен и перекрытий, водоизоляционные и влагозащитные свойства перегородок, стен и покрытия в кухнях и санитарных узлах (душевая, умывальник), чем нарушены требования п. 10 Правил содержания и п. п. 4.2.1.1, 4.3.1, 4.3.2, 4.5.1 ПиН;
- - наблюдается конденсат на трубах водопровода и канализации в санитарных узлах и кухнях, в связи с чем, на трубопроводах водопровода и канализации кухонь второго и третьего этажей, душевых с первого по четвертый этаж, умывальников с первого по третий этаж наблюдаются участки активного корродирования и отслоения краски, чем нарушены требования п. 10 Правил содержания и п. п. 3.3, 5.8.3 ПиН.
При проверке в доме N 71 по ул. Советской выявлены следующие нарушения:
- - с правого от дворового фасада торца здания на 6, 9, 10 этажах наблюдаются неисправности герметизации стыков (раковины, щели, поврежденные участки, выпадение заполняющего материала), чем нарушены требования п. 10 Правил содержания и п. 4.10.2.8 ПиН;
- - со стороны дворового фасада и с левого (от дворового фасада) торца здания, в отдельных местах отмостка имеет трещины и уклон к стене здания; отвод дождевой или другой атмосферной влаги от фундамента здания не обеспечивается, уменьшая при этом срок службы фундамента, чем нарушены требования п. 10 Правил, п. п. 4.1.6, 4.1.7 ПиН.
Доводы заявителя о том, что при рассмотрении Инспекцией не принято во внимание работы по устранению выявленных проверкой нарушений, апелляционный суд считает также необоснованными.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, но в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно частям 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, частичное устранение последствий правонарушения учитываются в качестве обстоятельства смягчающего административную ответственность при назначении наказания.
Таким образом, Инспекцией при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО "УК ЖКХ Алдан" учтены все обстоятельства дела, принятые меры со стороны Управляющей компании и назначен минимальный штраф, предусмотренный ст. 7.22 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе общество не отрицая факт совершения вменяемого в вину административного правонарушения, указывает, что поскольку выявленные нарушения не несут существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также в силу малозначительности правонарушения ООО "УК ЖКХ Алдан" подлежит освобождению от ответственности.
Апелляционный суд отклоняет довод общества о необходимости освобождения от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного нарушения и отсутствия отрицательных последствий в силу нижеследующего.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Допущенные обществом и зафиксированные в акте проверки нарушения ухудшают качество и условия проживания граждан в обследованных многоквартирных домах, в связи с чем отсутствуют правовые основания для применения в отношении ООО "УК ЖКХ Алдан" статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения ООО "УК ЖКХ Алдан" к административной ответственности административным органом соблюден, обществу назначено минимальное административное наказание, установленное санкцией статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 февраля 2012 года по делу N А12-3167/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Н.Н.ПРИГАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)