Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 марта 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладышевой Е.В.
судей Ильницкой Д.В., Рожкова Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мазик И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-359/2009) общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Жилищный фонд" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.12.2008 по делу N А70-5685/2008 (судья В.Е. Афанасович), принятое по иску открытого акционерного общества "Водоканал" к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Жилищный фонд" о взыскании 165 775 руб. 94 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Водоканал" - представитель Латынцев Б.В. по доверенности б/н от 20.03.2008;
- от общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Жилищный фонд" - представитель не явился;
- установил:
Открытое акционерное общество "Водоканал" (далее - ОАО "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Жилищный фонд" (далее - ООО Управляющая организация "Жилищный фонд") о взыскании 49 609 руб. 68 коп. задолженности за отпущенную питьевую воду и принятые сточные воды.
До принятия арбитражным судом решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил исковые требования до 165 775 руб. 94 коп. (листы дела 67 - 68).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.12.2008 по делу N А70-5685/2008 с ответчика в пользу истца взыскано 165 775 руб. 94 коп. основного долга, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 825 руб. 51 коп.
Возражая против принятого судом решения, ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что договор N 345 от 01.01.2007 не соответствует требованиям действующего законодательства и является незаключенным, поскольку в нем не указана цена договора, не указан предполагаемый объем поставляемых услуг, перечень объектов водоснабжения и водоотведения, в отношении которых распространяются условия договора, конкретный порядок расчетов. Истцом не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих фактическое исполнение договора и объем поставленных услуг (акты выполненных работ (оказанных услуг), счета-фактуры). Ответчик не имеет на своем балансе либо в собственности энергопринимающих устройств, присоединенных к сетям истца. Все инженерные коммуникации являются собственностью собственников жилых помещений жилых домов. В связи с этим ответчик не может считаться абонентом и нести ответственность по оплате потребленных населением услуг по водоснабжению и водоотведению. Оплата оказанных ОАО "Водоканал" услуг должна производиться потребителями услуг - физическими лицами, собственниками либо нанимателями жилых помещений. В силу агентского договора, заключенного между ОАО "Водоканал" и ОАО "Тюменский расчетно-вычислительный центр", ОАО "Водоканал" имеет право требовать сложившейся задолженности с потребителей оказываемых им услуг. Несмотря на то, что суд первой инстанции удовлетворил ходатайство ответчика, платежные документы у ОАО "Тюменский расчетно-вычислительный центр" истребованы не были. По мнению ответчика, суд первой инстанции ущемил его права, предусмотренные статьями 9, 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд первой инстанции не дал оценки имеющемуся в материалах дела платежному поручению N 21812 от 26.11.2008 на сумму 62 781 руб. 79 коп.
ОАО "Водоканал" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Истец указал, что ООО Управляющая организация "Жилищный фонд", заключив договоры управления многоквартирными домами с собственниками помещений в многоквартирных домах, оказывает коммунальные услуги. До настоящего времени ответчик не заключил с ОАО "Водоканал" договор купли-продажи коммунальных ресурсов. Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи водопотребляющие установки присоединены к централизованной системе водоснабжения и водоотведения не освобождают ответчика от обязанности возместить стоимость отпущенной ему воды из централизованной системы водоснабжения и принятых сточных вод в централизованную систему водоотведения. Задолженность в указанном в исковом заявлении размере является задолженностью ответчика, а не граждан за потребленные коммунальные услуги.
Представитель ООО Управляющая организация "Жилищный фонд", надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В порядке части 1 статьи 266, статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 17-40 час. 26.02.2009.
Об объявлении перерыва в судебном заседании, а также времени и месте его продолжения ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" извещено надлежащим образом путем размещения объявления на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
В судебное заседание, продолженное после перерыва, представители сторон не явились.
От ОАО "Водоканал" поступили письменные объяснения в порядке статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с приложением копии договора на управление многоквартирным домом и перечнем работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту.
Указанные документы в порядке части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
При оценке доводов сторон суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела усматривается, что между ОАО "Водоканал" (ресурсоснабжающая организация) и ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" (управляющая организация) заключен договор N 345 от 01.01.2007 на оказание услуг по отпуску воды, приему сточных вод и загрязняющих веществ на нужды потребителей многоквартирного дома, предметом которого является оказание услуг по отпуску питьевой воды, приему сточных вод и загрязняющих веществ для удовлетворения потребностей в этих услугах собственников, нанимателей и арендаторов помещений в многоквартирных домах, переданных в управление управляющей организации, а также потребностей управляющей организации в указанных услугах на собственные нужды (пункт 1.2.1).
Согласно пункту 2.1. договора N 345 от 01.01.2007 сумма по договору уплачивается исполнителем в соответствии с действующим тарифом, утвержденным Администрацией г. Ишима, в порядке, предусмотренном настоящим договором.
Учет объемов услуг, оказанных по настоящему договору, определен сторонами в разделах 3, 4 договора.
Срок действия договора N 345 от 01.01.2007 по 31.12.2007 (пункт 10.3.).
Проанализировав содержание указанного договора, суд апелляционной инстанции считает, что он соответствует требования действующего законодательства.
Доказательства заключения между ОАО "Водоканал" и ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" договора на оказание услуг по отпуску воды, приему сточных вод и загрязняющих веществ на нужды потребителей многоквартирного дома на 2008 год в материалах дела отсутствуют (листы дела 85 - 92).
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Исходя из смысла статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации должны приобретать все коммунальные ресурсы и услуги водоотведения, которые могут быть предоставлены в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома (наличие внутридомовых инженерных систем).
Согласно статье 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Факт принятия ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" многоквартирных жилых домов в управление согласно списку (листы дела 38 - 40) подтверждается письмом N 796 от 16.10.2008 муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунальным хозяйством г. Ишима" (лист дела 37) и не оспаривается ответчиком.
Из материалов дела усматривается, что между ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" и собственниками помещений в жилых многоквартирных домах, обслуживаемых ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" согласно перечню данных домов, заключены договоры на управление, техническое обслуживание и ремонт многоквартирного дома.
При этом ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" взяло на себя права и обязательства по обеспечению сохранности недвижимости, установленного уровня качества жилищно-коммунальных услуг; право на заключение от имени собственника договоров на поставку коммунальных услуг; взыскание задолженности по платежам (пункты 1.1., 2.12., 2.13).
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, собственники помещений в многоквартирных домах, выбрав способ управления домом, в силу закона передали весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, а также по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений управляющей организации, в данном случае - ООО Управляющая организация "Жилищный фонд".
ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" является абонентом ОАО "Водоканал" и обязано оплачивать поставленную в жилые дома питьевую воду, принятых стоков.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не имеет на своем балансе либо в собственности энергопринимающих устройств, присоединенных к сетям истца, все инженерные коммуникации являются собственностью собственником жилых помещений жилых домов, судом апелляционной инстанции отклоняются за необоснованностью.
Подпунктом "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах в том числе являются управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
Кроме того, статья 539 Гражданского кодекса Российской федерации не содержит условия о том, что энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации должно находиться в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении абонента.
Ссылки ответчика на взаимные расчеты с ОАО "Тюменский расчетно-вычислительный центр" на основании агентского договора от 27.12.2006, заключенного между ОАО "Водоканал" и ОАО "Тюменский расчетно-вычислительный центр", не могут быть приняты во внимание.
Согласно указанному договору ОАО "Тюменский расчетно-вычислительный центр" производит прием платы за коммунальные платежи с населения, проживающего в жилых домах, находящихся в управлении ответчика. Данным договором не предусмотрено, что ОАО "Тюменский расчетно-вычислительный центр" обязано собирать платежи с населения. ОАО "Тюменский расчетно-вычислительный центр" перечисляет ОАО "Водоканал" денежные средства, принятые от населения.
В силу статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (управляющей организацией), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг обязана выставлять счета для произведения населением оплаты коммунальных услуг.
Таким образом, действующим законодательством закреплена обязанность управляющей организации предоставлять потребителям (жильцам) коммунальные услуги (в том числе водоснабжение и водоотведение) и осуществлять с жильцов сбор оплаты за потребленную услугу.
Вместе с тем возложение исполнения обязательства по оплате на граждан не освобождает управляющую организацию от обязательства по оплате (статья 313 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 8.1.5. договора N 345 от 01.01.2007 на оказание услуг по отпуску воды,
приему сточных вод и загрязняющих веществ предусмотрено право ОАО "Водоканал" на взыскание задолженности и пени за несвоевременную оплату указанных услуг с управляющей организации.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Водоканал" оказало ответчику услуги по водоснабжению и водоотведению в период с января 2007 года по август 2008 на сумму 165 775 руб. 94 коп.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что ответчик был не согласен с объемами оказанных ОАО "Водоканал" коммунальных услуг.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО Управляющая организация "Жилищный фонд", приборы учета расхода воды не установлены.
В связи с этим, как усматривается из расчета, представленного истцом, объемы водопотребления и водоснабжения исчислены им по условиям договора: исходя из правил расчетов водопотребления и водоотведения с учетом количества зарегистрированных в многоквартирных домах граждан - потребителей и норм водопотребления на одного жителя (пункт 2.1., раздел 3).
Контррасчет объема услуг по водоснабжению и водоотведению ответчиком в материалы дела не представлен.
Доказательств оплаты оказанных ОАО "Водоканал" услуг в полном объеме в материалах дела не имеется.
Ссылки ответчика на платежное поручение N 21812 от 26.11.2008 (лист дела 101) не могут быть приняты во внимание, поскольку в графе "назначение платежа" данного платежного поручения указано: платежи за жилищно-коммунальные услуги по договору 104/06-П от 27.12.2006. Средства населения. Сумма НДС 9 576 руб. 88 коп.".
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о нарушении его процессуальных прав, предусмотренных статьями 9, 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняются за неподтвержденностью.
Из протокола судебного заседания от 27 ноября - 01 декабря 2008 года (лист дела 107 - 108) усматривается, что представитель ответчика отказался от заявленных ходатайств о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО "Тюменский расчетно-вычислительный центр", и об истребовании у него документов.
Замечания на данный протокол в порядке части 6 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторонами не заявлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Учитывая изложенное, удовлетворив исковые требования, суд первой инстанции принял правильное решение, которое отмене или изменению не подлежит.
Апелляционную жалобу ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" суд апелляционной инстанции оставляет без удовлетворения.
Расходы по апелляционной жалобе (1 000 руб.) относятся на ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При подаче апелляционной жалобы ответчик уплатил 2 407 руб. 76 коп. государственной пошлины, тогда как следовало - 1000 руб. (подпункт 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 407 руб. 76 коп. подлежит возвращению из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.12.2008 по делу N А70-5685/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Жилищный фонд" из федерального бюджета 1 407 руб. 76 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 295 от 23.12.2008.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.В.ГЛАДЫШЕВА
Судьи
Д.В.ИЛЬНИЦКАЯ
Д.Г.РОЖКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.03.2009 ПО ДЕЛУ N А70-5685/2008
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2009 г. по делу N А70-5685/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 марта 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладышевой Е.В.
судей Ильницкой Д.В., Рожкова Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мазик И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-359/2009) общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Жилищный фонд" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.12.2008 по делу N А70-5685/2008 (судья В.Е. Афанасович), принятое по иску открытого акционерного общества "Водоканал" к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Жилищный фонд" о взыскании 165 775 руб. 94 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Водоканал" - представитель Латынцев Б.В. по доверенности б/н от 20.03.2008;
- от общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Жилищный фонд" - представитель не явился;
- установил:
Открытое акционерное общество "Водоканал" (далее - ОАО "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Жилищный фонд" (далее - ООО Управляющая организация "Жилищный фонд") о взыскании 49 609 руб. 68 коп. задолженности за отпущенную питьевую воду и принятые сточные воды.
До принятия арбитражным судом решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил исковые требования до 165 775 руб. 94 коп. (листы дела 67 - 68).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.12.2008 по делу N А70-5685/2008 с ответчика в пользу истца взыскано 165 775 руб. 94 коп. основного долга, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 825 руб. 51 коп.
Возражая против принятого судом решения, ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что договор N 345 от 01.01.2007 не соответствует требованиям действующего законодательства и является незаключенным, поскольку в нем не указана цена договора, не указан предполагаемый объем поставляемых услуг, перечень объектов водоснабжения и водоотведения, в отношении которых распространяются условия договора, конкретный порядок расчетов. Истцом не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих фактическое исполнение договора и объем поставленных услуг (акты выполненных работ (оказанных услуг), счета-фактуры). Ответчик не имеет на своем балансе либо в собственности энергопринимающих устройств, присоединенных к сетям истца. Все инженерные коммуникации являются собственностью собственников жилых помещений жилых домов. В связи с этим ответчик не может считаться абонентом и нести ответственность по оплате потребленных населением услуг по водоснабжению и водоотведению. Оплата оказанных ОАО "Водоканал" услуг должна производиться потребителями услуг - физическими лицами, собственниками либо нанимателями жилых помещений. В силу агентского договора, заключенного между ОАО "Водоканал" и ОАО "Тюменский расчетно-вычислительный центр", ОАО "Водоканал" имеет право требовать сложившейся задолженности с потребителей оказываемых им услуг. Несмотря на то, что суд первой инстанции удовлетворил ходатайство ответчика, платежные документы у ОАО "Тюменский расчетно-вычислительный центр" истребованы не были. По мнению ответчика, суд первой инстанции ущемил его права, предусмотренные статьями 9, 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд первой инстанции не дал оценки имеющемуся в материалах дела платежному поручению N 21812 от 26.11.2008 на сумму 62 781 руб. 79 коп.
ОАО "Водоканал" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Истец указал, что ООО Управляющая организация "Жилищный фонд", заключив договоры управления многоквартирными домами с собственниками помещений в многоквартирных домах, оказывает коммунальные услуги. До настоящего времени ответчик не заключил с ОАО "Водоканал" договор купли-продажи коммунальных ресурсов. Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи водопотребляющие установки присоединены к централизованной системе водоснабжения и водоотведения не освобождают ответчика от обязанности возместить стоимость отпущенной ему воды из централизованной системы водоснабжения и принятых сточных вод в централизованную систему водоотведения. Задолженность в указанном в исковом заявлении размере является задолженностью ответчика, а не граждан за потребленные коммунальные услуги.
Представитель ООО Управляющая организация "Жилищный фонд", надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В порядке части 1 статьи 266, статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 17-40 час. 26.02.2009.
Об объявлении перерыва в судебном заседании, а также времени и месте его продолжения ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" извещено надлежащим образом путем размещения объявления на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
В судебное заседание, продолженное после перерыва, представители сторон не явились.
От ОАО "Водоканал" поступили письменные объяснения в порядке статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с приложением копии договора на управление многоквартирным домом и перечнем работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту.
Указанные документы в порядке части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
При оценке доводов сторон суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела усматривается, что между ОАО "Водоканал" (ресурсоснабжающая организация) и ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" (управляющая организация) заключен договор N 345 от 01.01.2007 на оказание услуг по отпуску воды, приему сточных вод и загрязняющих веществ на нужды потребителей многоквартирного дома, предметом которого является оказание услуг по отпуску питьевой воды, приему сточных вод и загрязняющих веществ для удовлетворения потребностей в этих услугах собственников, нанимателей и арендаторов помещений в многоквартирных домах, переданных в управление управляющей организации, а также потребностей управляющей организации в указанных услугах на собственные нужды (пункт 1.2.1).
Согласно пункту 2.1. договора N 345 от 01.01.2007 сумма по договору уплачивается исполнителем в соответствии с действующим тарифом, утвержденным Администрацией г. Ишима, в порядке, предусмотренном настоящим договором.
Учет объемов услуг, оказанных по настоящему договору, определен сторонами в разделах 3, 4 договора.
Срок действия договора N 345 от 01.01.2007 по 31.12.2007 (пункт 10.3.).
Проанализировав содержание указанного договора, суд апелляционной инстанции считает, что он соответствует требования действующего законодательства.
Доказательства заключения между ОАО "Водоканал" и ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" договора на оказание услуг по отпуску воды, приему сточных вод и загрязняющих веществ на нужды потребителей многоквартирного дома на 2008 год в материалах дела отсутствуют (листы дела 85 - 92).
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Исходя из смысла статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации должны приобретать все коммунальные ресурсы и услуги водоотведения, которые могут быть предоставлены в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома (наличие внутридомовых инженерных систем).
Согласно статье 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Факт принятия ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" многоквартирных жилых домов в управление согласно списку (листы дела 38 - 40) подтверждается письмом N 796 от 16.10.2008 муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунальным хозяйством г. Ишима" (лист дела 37) и не оспаривается ответчиком.
Из материалов дела усматривается, что между ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" и собственниками помещений в жилых многоквартирных домах, обслуживаемых ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" согласно перечню данных домов, заключены договоры на управление, техническое обслуживание и ремонт многоквартирного дома.
При этом ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" взяло на себя права и обязательства по обеспечению сохранности недвижимости, установленного уровня качества жилищно-коммунальных услуг; право на заключение от имени собственника договоров на поставку коммунальных услуг; взыскание задолженности по платежам (пункты 1.1., 2.12., 2.13).
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, собственники помещений в многоквартирных домах, выбрав способ управления домом, в силу закона передали весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, а также по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений управляющей организации, в данном случае - ООО Управляющая организация "Жилищный фонд".
ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" является абонентом ОАО "Водоканал" и обязано оплачивать поставленную в жилые дома питьевую воду, принятых стоков.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не имеет на своем балансе либо в собственности энергопринимающих устройств, присоединенных к сетям истца, все инженерные коммуникации являются собственностью собственником жилых помещений жилых домов, судом апелляционной инстанции отклоняются за необоснованностью.
Подпунктом "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах в том числе являются управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
Кроме того, статья 539 Гражданского кодекса Российской федерации не содержит условия о том, что энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации должно находиться в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении абонента.
Ссылки ответчика на взаимные расчеты с ОАО "Тюменский расчетно-вычислительный центр" на основании агентского договора от 27.12.2006, заключенного между ОАО "Водоканал" и ОАО "Тюменский расчетно-вычислительный центр", не могут быть приняты во внимание.
Согласно указанному договору ОАО "Тюменский расчетно-вычислительный центр" производит прием платы за коммунальные платежи с населения, проживающего в жилых домах, находящихся в управлении ответчика. Данным договором не предусмотрено, что ОАО "Тюменский расчетно-вычислительный центр" обязано собирать платежи с населения. ОАО "Тюменский расчетно-вычислительный центр" перечисляет ОАО "Водоканал" денежные средства, принятые от населения.
В силу статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (управляющей организацией), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг обязана выставлять счета для произведения населением оплаты коммунальных услуг.
Таким образом, действующим законодательством закреплена обязанность управляющей организации предоставлять потребителям (жильцам) коммунальные услуги (в том числе водоснабжение и водоотведение) и осуществлять с жильцов сбор оплаты за потребленную услугу.
Вместе с тем возложение исполнения обязательства по оплате на граждан не освобождает управляющую организацию от обязательства по оплате (статья 313 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 8.1.5. договора N 345 от 01.01.2007 на оказание услуг по отпуску воды,
приему сточных вод и загрязняющих веществ предусмотрено право ОАО "Водоканал" на взыскание задолженности и пени за несвоевременную оплату указанных услуг с управляющей организации.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Водоканал" оказало ответчику услуги по водоснабжению и водоотведению в период с января 2007 года по август 2008 на сумму 165 775 руб. 94 коп.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что ответчик был не согласен с объемами оказанных ОАО "Водоканал" коммунальных услуг.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО Управляющая организация "Жилищный фонд", приборы учета расхода воды не установлены.
В связи с этим, как усматривается из расчета, представленного истцом, объемы водопотребления и водоснабжения исчислены им по условиям договора: исходя из правил расчетов водопотребления и водоотведения с учетом количества зарегистрированных в многоквартирных домах граждан - потребителей и норм водопотребления на одного жителя (пункт 2.1., раздел 3).
Контррасчет объема услуг по водоснабжению и водоотведению ответчиком в материалы дела не представлен.
Доказательств оплаты оказанных ОАО "Водоканал" услуг в полном объеме в материалах дела не имеется.
Ссылки ответчика на платежное поручение N 21812 от 26.11.2008 (лист дела 101) не могут быть приняты во внимание, поскольку в графе "назначение платежа" данного платежного поручения указано: платежи за жилищно-коммунальные услуги по договору 104/06-П от 27.12.2006. Средства населения. Сумма НДС 9 576 руб. 88 коп.".
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о нарушении его процессуальных прав, предусмотренных статьями 9, 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняются за неподтвержденностью.
Из протокола судебного заседания от 27 ноября - 01 декабря 2008 года (лист дела 107 - 108) усматривается, что представитель ответчика отказался от заявленных ходатайств о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО "Тюменский расчетно-вычислительный центр", и об истребовании у него документов.
Замечания на данный протокол в порядке части 6 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторонами не заявлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Учитывая изложенное, удовлетворив исковые требования, суд первой инстанции принял правильное решение, которое отмене или изменению не подлежит.
Апелляционную жалобу ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" суд апелляционной инстанции оставляет без удовлетворения.
Расходы по апелляционной жалобе (1 000 руб.) относятся на ООО Управляющая организация "Жилищный фонд" в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При подаче апелляционной жалобы ответчик уплатил 2 407 руб. 76 коп. государственной пошлины, тогда как следовало - 1000 руб. (подпункт 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 407 руб. 76 коп. подлежит возвращению из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.12.2008 по делу N А70-5685/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Жилищный фонд" из федерального бюджета 1 407 руб. 76 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 295 от 23.12.2008.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.В.ГЛАДЫШЕВА
Судьи
Д.В.ИЛЬНИЦКАЯ
Д.Г.РОЖКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)