Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тучковой О.Г., судей Дорошковой А.Г., Игнашиной Г.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., рассмотрел апелляционную жалобу ИП Возикова А.З. на решение Арбитражного суда Смоленской области от 05 марта 2012 года по делу N А62-4356/2011 (судья Алмаев Р.Н.).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом. В связи с этим дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Возиков Аркадий Залманович (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской
области к Департаменту имущественных и земельных отношений
Смоленской области (далее - ответчик, Департамент) с заявлением о признании незаконными действий Департамента, выразившихся в отказе в предварительном согласовании земельного участка площадью 420 кв. м по ул. Фрунзе возле д. N 42, размещения на нем объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания, изложенном в письме от 12.07.2011 N 11494/08, и обязании Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области принять решение о предварительном согласовании места размещения земельного участка площадью 420 кв. м по ул. Фрунзе возле д. N 42 и размещения на нем объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания, а также утвердить акты выбора земельных участков.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация г. Смоленска, СПК "Пригорское", ЗАО "АРИА-Аиф", ИП Емчицкий А.Г.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 05 марта 2012 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Считает, что суд первой инстанции принял решение с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы решения не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, дополнении к отзыву, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, во исполнение решения Арбитражного суда Смоленской области от 04.02.2011 по делу N А62-5950/2010 администрация города Смоленска согласовала Предпринимателю акт выбора земельного участка и утвердила схему расположения земельного участка площадью 420 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Фрунзе д. N 42, и направила данные документы в Департамент для принятия решения о предварительном согласовании земельного участка и утверждения акта выбора земельного участка в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Департамент письмом N 11494/08 от 12.07.2011, (т. 1, л.д. 12 - 15) отказал в предварительном согласовании места размещения здания торгово-бытового назначения на земельном участке площадью 420 кв. м, расположенном в городе Смоленске, по улице Фрунзе, в районе дома N 42, сославшись на следующие обстоятельства.
Спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж4 (зона застройки жилыми домами смешанной этажности). Согласно действующим "Правилам землепользования и застройки города Смоленска" в данной зоне основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для каждого квартала принимаются в соответствии с типом жилых домов и соответствуют основным и условным разрешенным видам использования, установленным для зон Ж1, или Ж2, или Ж3 исходя из типа застройки квартала.
Испрашиваемый земельный участок располагается в границах квартала с преобладающей застройкой многоквартирными жилыми домами от 5 этажей и выше, что соответствует территориальной зоне Ж3. Таким образом, основными условно разрешенными видами использования испрашиваемого земельного участка являются виды использования, установленные градостроительным регламентом зоны Ж3. Согласно градостроительному регламенту зоны Ж3 объекты торгово-бытового назначения могут размещаться только на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям улиц, дорог, проездов, набережных, бульваров являющихся землями общего пользования, за исключением внутриквартальных проездов. Испрашиваемый земельный участок не примыкает ни к одной из улиц, расположен на 2-ой линии застройки между земельным участком, непосредственно примыкающим к данной улице и сформированным для строительства административного здания, и многоквартирным жилым домом N 42 по улице Фрунзе. Кроме того, в данной территориальной зоне объекты розничной торговли относятся к основным видам разрешенного использования при условии, что общая площадь объектов капитального строительства на соответствующих земельных участках не превышает 1000 кв. м и не менее 500 кв. м. В случае, если общая площадь объектов капитального строительства на соответствующих земельных участках превышает 1000 кв. м или менее 500 кв. м, объекты данного вида использования относятся к условно разрешенным видам использования. Площадь испрашиваемого земельного участка составляет 420 кв. м с площадью застройки 180 кв. м. Таким образом, предполагаемый вид использования земельного участка относится к условно разрешенному виду использования данной территории. Разрешение на условно разрешенный вид Предпринимателем получено не было.
Испрашиваемый земельный участок расположен в непосредственной близости от многоквартирного жилого дома, является зеленой зоной, через него осуществляется пешеходное сообщение (фактически является территорией общего пользования). В соответствии с главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации межевание земельных участков под многоквартирными жилыми домами должно производиться на основании проекта планировки данной территории, разработанной Администрацией города Смоленска. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий должны быть установлены с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПиН 2.1.2.2645-10 на земельном участке жилого здания должна быть предусмотрена организация придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений. По внутридворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта.
На основании запроса Департамента и в соответствии с нормативами градостроительного проектирования "Планировка и застройка городов и иных населенных пунктов Смоленской области", утвержденными постановлением администрации Смоленской области от 05.06.2007 N 207, Департаментом Смоленской области по строительству и архитектуре подготовлен расчет нормативной площади придомовой территории многоквартирного жилого дома N 42 по улице Фрунзе. Согласно данному расчету минимальная площадь земельного участка (без учета нормативных расстояний от жилого дома до площадок и между площадками), необходимая для размещения данного жилого дома с элементами благоустройства и озеленения, составляет 4147 кв. м. Площадь земельного участка жилого дома N 42 по улице Фрунзе с кадастровым номером 67/27/001 39 02/001 составляет 3329 кв. м (меньше минимальной на 818 кв. метров). Следовательно, существующей площади земельного участка недостаточно для размещения необходимых элементов благоустройства, что является нарушением прав жителей этого дома на придомовую территорию. Кроме того, согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с п. 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться земельным участком под домом в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, а также право на защиту своего владения. Собственники помещений многоквартирного дома могут обратиться в суд для оспаривания предоставления третьим лицам земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома.
Испрашиваемый земельный участок для строительства задания торгово-бытового назначения расположен в непосредственной близости от существующих временных объектов мелкорозничной торговли. Согласно представленной Предпринимателем схеме планировочной организации земельного участка здания торгово-бытового обслуживания расстояния от объектов мелкорозничной торговли до здания торгово-бытового обслуживания равны 2 - 4 метра, что является нарушением требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Кроме того, на утвержденной 08.04.2011 администрацией города Смоленска схеме расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории с учетным номером 3060 вышеуказанные объекты мелкорозничной торговли частично расположены в границах испрашиваемого Предпринимателем земельного участка площадью 420 кв. м.
Для предоставления земельных участков под объекты капитального строительства существуют нормы расчета земельных участков: СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", Нормативы градостроительного проектирования "Планировка и застройка городов и населенных пунктов Смоленской области", утвержденные постановлением администрации Смоленской области от 05.06.2007 N 207. Согласно указанным расчетам нормативная площадь земельного участка для размещения здания торгово-бытового обслуживания составляет 1800 кв. м.
Не согласившись с принятым решением, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объекта; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлена процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, которая включает в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. п. 1, 2, 5, 6, 7, 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка; в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает решение о предоставлении земельного участка; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования; осуществляет иные предусмотренные федеральным и областным законодательством действия.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта.
Согласно п. п. 2, 3, 5 "Порядка предоставления информации и необходимых согласований процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска", утвержденного постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм, администрация города Смоленска по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка.
Из положений пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 следует, что в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки установленным требованиям уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом только после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.
Как следует из п. п. 2, 3 Порядка, администрация города Смоленска в лице управления архитектуры и градостроительства по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка, в целях которого в двухнедельный срок предоставляет бесплатно сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска, необходимые для согласования акта о выборе и утверждения проекта границ земельного участка, а также бланк акта о выборе земельного участка для проведения процедуры согласований.
Согласно п. 4 указанного Порядка администрация информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Пунктом 5 предусмотрено, что по результатам выбора земельного участка администрация утверждает проект границ земельного участка. Копия постановления администрации об утверждении проекта границ земельного участка с актом о выборе земельного участка направляются в уполномоченный орган либо заявителю.
Как следует из материалов дела, администрация города Смоленска направила в Департамент согласованный акт выбора земельного участка и утвержденную схему расположения спорного земельного участка (т. 1, л.д. 74) для принятия решения о предварительном согласовании земельного участка и утверждения акта выбора земельного участка в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане (карте) территории усматривается, что спорный земельный участок площадью 420 кв. м частично накладывается на сформированные ранее земельные участки с кадастровыми номерами 67/27/0013902/0021, 67/27/0013902/0014, 67/27/0013902/0017 (т. 1, л.д. 74).
Другие основания отказа в предварительном согласовании земельного участка площадью 420 кв. м по ул. Фрунзе возле д. N 42, размещения на нем объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания, изложенные в письме от 12.07.2011 N 11494/08, обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку решением Арбитражного суда Смоленской области от 04.02.2011 по делу N А62-5950/2010 установлено, что из технико-экономического обоснования ОАО "Градостроительный кадастровый центр" "О возможности размещения объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания по ул. Фрунзе в районе дома N 42 в г. Смоленске" следует вывод, что по ул. Фрунзе в районе дома N 42 в г. Смоленске размещение 2-этажного с подвалом объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания 2-ой степени огнестойкости площадью застройки 180 кв. м на земельном участке площадью 420 кв. м, в литерах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, при проведении в соответствии с нормами проектирования возможно, что не оспорено Департаментом.
Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 67/27/0013902/0021, 67/27/0013902/0014, 67/27/0013902/0017 предоставлены в аренду для целей, не связанных со строительством, - под торговыми павильонами ИП Емчицкому А.Г. (договор аренды от 13.03.2007 N 6293), ЗАО "АРИА-Аиф" (договор аренды от 26.06.2009 N 761/з), СПК "Пригорское" (договор аренды от 09.07.2009 N 379/з).
Представленное Предпринимателем в суд апелляционной инстанции письмо Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска о том, что испрашиваемый земельный участок не накладывается на земельные участки, стоящие на кадастровом учете от 15.05.2012 N 6852, не принимается во внимание апелляционным судом, поскольку Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска не является уполномоченным органом по осуществлению кадастрового учета и ведению государственного кадастра недвижимости, в силу этого не может сообщить достоверную информацию о наложении земельных участков. При этом, как усматривается из имеющейся в материалах дела схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане (карете) территории, испрашиваемый предпринимателем земельный участок частично накладывается на сформированные ранее земельные участки с кадастровыми номерами 67/27/0013902/0021, 67/27/0013902/0014, 67/27/0013902/0017 (т. 1, л.д. 74).
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Предпринимателю в признании незаконными действий Департамента, изложенных в письме от 12.07.2011 N 11494/08, выразившихся в отказе в предварительном согласовании земельного участка площадью 420 кв. м по ул. Фрунзе возле д. N 42, размещения на нем объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 05 марта 2012 года по делу N А62-4356/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
А.Г.ДОРОШКОВА
Г.Д.ИГНАШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.06.2012 ПО ДЕЛУ N 62-4356/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2012 г. по делу N 62-4356/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тучковой О.Г., судей Дорошковой А.Г., Игнашиной Г.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., рассмотрел апелляционную жалобу ИП Возикова А.З. на решение Арбитражного суда Смоленской области от 05 марта 2012 года по делу N А62-4356/2011 (судья Алмаев Р.Н.).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом. В связи с этим дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Возиков Аркадий Залманович (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской
области к Департаменту имущественных и земельных отношений
Смоленской области (далее - ответчик, Департамент) с заявлением о признании незаконными действий Департамента, выразившихся в отказе в предварительном согласовании земельного участка площадью 420 кв. м по ул. Фрунзе возле д. N 42, размещения на нем объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания, изложенном в письме от 12.07.2011 N 11494/08, и обязании Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области принять решение о предварительном согласовании места размещения земельного участка площадью 420 кв. м по ул. Фрунзе возле д. N 42 и размещения на нем объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания, а также утвердить акты выбора земельных участков.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация г. Смоленска, СПК "Пригорское", ЗАО "АРИА-Аиф", ИП Емчицкий А.Г.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 05 марта 2012 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Считает, что суд первой инстанции принял решение с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы решения не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, дополнении к отзыву, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, во исполнение решения Арбитражного суда Смоленской области от 04.02.2011 по делу N А62-5950/2010 администрация города Смоленска согласовала Предпринимателю акт выбора земельного участка и утвердила схему расположения земельного участка площадью 420 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Фрунзе д. N 42, и направила данные документы в Департамент для принятия решения о предварительном согласовании земельного участка и утверждения акта выбора земельного участка в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Департамент письмом N 11494/08 от 12.07.2011, (т. 1, л.д. 12 - 15) отказал в предварительном согласовании места размещения здания торгово-бытового назначения на земельном участке площадью 420 кв. м, расположенном в городе Смоленске, по улице Фрунзе, в районе дома N 42, сославшись на следующие обстоятельства.
Спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж4 (зона застройки жилыми домами смешанной этажности). Согласно действующим "Правилам землепользования и застройки города Смоленска" в данной зоне основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для каждого квартала принимаются в соответствии с типом жилых домов и соответствуют основным и условным разрешенным видам использования, установленным для зон Ж1, или Ж2, или Ж3 исходя из типа застройки квартала.
Испрашиваемый земельный участок располагается в границах квартала с преобладающей застройкой многоквартирными жилыми домами от 5 этажей и выше, что соответствует территориальной зоне Ж3. Таким образом, основными условно разрешенными видами использования испрашиваемого земельного участка являются виды использования, установленные градостроительным регламентом зоны Ж3. Согласно градостроительному регламенту зоны Ж3 объекты торгово-бытового назначения могут размещаться только на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям улиц, дорог, проездов, набережных, бульваров являющихся землями общего пользования, за исключением внутриквартальных проездов. Испрашиваемый земельный участок не примыкает ни к одной из улиц, расположен на 2-ой линии застройки между земельным участком, непосредственно примыкающим к данной улице и сформированным для строительства административного здания, и многоквартирным жилым домом N 42 по улице Фрунзе. Кроме того, в данной территориальной зоне объекты розничной торговли относятся к основным видам разрешенного использования при условии, что общая площадь объектов капитального строительства на соответствующих земельных участках не превышает 1000 кв. м и не менее 500 кв. м. В случае, если общая площадь объектов капитального строительства на соответствующих земельных участках превышает 1000 кв. м или менее 500 кв. м, объекты данного вида использования относятся к условно разрешенным видам использования. Площадь испрашиваемого земельного участка составляет 420 кв. м с площадью застройки 180 кв. м. Таким образом, предполагаемый вид использования земельного участка относится к условно разрешенному виду использования данной территории. Разрешение на условно разрешенный вид Предпринимателем получено не было.
Испрашиваемый земельный участок расположен в непосредственной близости от многоквартирного жилого дома, является зеленой зоной, через него осуществляется пешеходное сообщение (фактически является территорией общего пользования). В соответствии с главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации межевание земельных участков под многоквартирными жилыми домами должно производиться на основании проекта планировки данной территории, разработанной Администрацией города Смоленска. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий должны быть установлены с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПиН 2.1.2.2645-10 на земельном участке жилого здания должна быть предусмотрена организация придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений. По внутридворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта.
На основании запроса Департамента и в соответствии с нормативами градостроительного проектирования "Планировка и застройка городов и иных населенных пунктов Смоленской области", утвержденными постановлением администрации Смоленской области от 05.06.2007 N 207, Департаментом Смоленской области по строительству и архитектуре подготовлен расчет нормативной площади придомовой территории многоквартирного жилого дома N 42 по улице Фрунзе. Согласно данному расчету минимальная площадь земельного участка (без учета нормативных расстояний от жилого дома до площадок и между площадками), необходимая для размещения данного жилого дома с элементами благоустройства и озеленения, составляет 4147 кв. м. Площадь земельного участка жилого дома N 42 по улице Фрунзе с кадастровым номером 67/27/001 39 02/001 составляет 3329 кв. м (меньше минимальной на 818 кв. метров). Следовательно, существующей площади земельного участка недостаточно для размещения необходимых элементов благоустройства, что является нарушением прав жителей этого дома на придомовую территорию. Кроме того, согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с п. 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться земельным участком под домом в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, а также право на защиту своего владения. Собственники помещений многоквартирного дома могут обратиться в суд для оспаривания предоставления третьим лицам земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома.
Испрашиваемый земельный участок для строительства задания торгово-бытового назначения расположен в непосредственной близости от существующих временных объектов мелкорозничной торговли. Согласно представленной Предпринимателем схеме планировочной организации земельного участка здания торгово-бытового обслуживания расстояния от объектов мелкорозничной торговли до здания торгово-бытового обслуживания равны 2 - 4 метра, что является нарушением требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Кроме того, на утвержденной 08.04.2011 администрацией города Смоленска схеме расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории с учетным номером 3060 вышеуказанные объекты мелкорозничной торговли частично расположены в границах испрашиваемого Предпринимателем земельного участка площадью 420 кв. м.
Для предоставления земельных участков под объекты капитального строительства существуют нормы расчета земельных участков: СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", Нормативы градостроительного проектирования "Планировка и застройка городов и населенных пунктов Смоленской области", утвержденные постановлением администрации Смоленской области от 05.06.2007 N 207. Согласно указанным расчетам нормативная площадь земельного участка для размещения здания торгово-бытового обслуживания составляет 1800 кв. м.
Не согласившись с принятым решением, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объекта; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлена процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, которая включает в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. п. 1, 2, 5, 6, 7, 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка; в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает решение о предоставлении земельного участка; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования; осуществляет иные предусмотренные федеральным и областным законодательством действия.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта.
Согласно п. п. 2, 3, 5 "Порядка предоставления информации и необходимых согласований процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска", утвержденного постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм, администрация города Смоленска по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка.
Из положений пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 следует, что в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки установленным требованиям уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом только после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.
Как следует из п. п. 2, 3 Порядка, администрация города Смоленска в лице управления архитектуры и градостроительства по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка, в целях которого в двухнедельный срок предоставляет бесплатно сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска, необходимые для согласования акта о выборе и утверждения проекта границ земельного участка, а также бланк акта о выборе земельного участка для проведения процедуры согласований.
Согласно п. 4 указанного Порядка администрация информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Пунктом 5 предусмотрено, что по результатам выбора земельного участка администрация утверждает проект границ земельного участка. Копия постановления администрации об утверждении проекта границ земельного участка с актом о выборе земельного участка направляются в уполномоченный орган либо заявителю.
Как следует из материалов дела, администрация города Смоленска направила в Департамент согласованный акт выбора земельного участка и утвержденную схему расположения спорного земельного участка (т. 1, л.д. 74) для принятия решения о предварительном согласовании земельного участка и утверждения акта выбора земельного участка в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане (карте) территории усматривается, что спорный земельный участок площадью 420 кв. м частично накладывается на сформированные ранее земельные участки с кадастровыми номерами 67/27/0013902/0021, 67/27/0013902/0014, 67/27/0013902/0017 (т. 1, л.д. 74).
Другие основания отказа в предварительном согласовании земельного участка площадью 420 кв. м по ул. Фрунзе возле д. N 42, размещения на нем объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания, изложенные в письме от 12.07.2011 N 11494/08, обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку решением Арбитражного суда Смоленской области от 04.02.2011 по делу N А62-5950/2010 установлено, что из технико-экономического обоснования ОАО "Градостроительный кадастровый центр" "О возможности размещения объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания по ул. Фрунзе в районе дома N 42 в г. Смоленске" следует вывод, что по ул. Фрунзе в районе дома N 42 в г. Смоленске размещение 2-этажного с подвалом объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания 2-ой степени огнестойкости площадью застройки 180 кв. м на земельном участке площадью 420 кв. м, в литерах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, при проведении в соответствии с нормами проектирования возможно, что не оспорено Департаментом.
Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 67/27/0013902/0021, 67/27/0013902/0014, 67/27/0013902/0017 предоставлены в аренду для целей, не связанных со строительством, - под торговыми павильонами ИП Емчицкому А.Г. (договор аренды от 13.03.2007 N 6293), ЗАО "АРИА-Аиф" (договор аренды от 26.06.2009 N 761/з), СПК "Пригорское" (договор аренды от 09.07.2009 N 379/з).
Представленное Предпринимателем в суд апелляционной инстанции письмо Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска о том, что испрашиваемый земельный участок не накладывается на земельные участки, стоящие на кадастровом учете от 15.05.2012 N 6852, не принимается во внимание апелляционным судом, поскольку Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска не является уполномоченным органом по осуществлению кадастрового учета и ведению государственного кадастра недвижимости, в силу этого не может сообщить достоверную информацию о наложении земельных участков. При этом, как усматривается из имеющейся в материалах дела схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане (карете) территории, испрашиваемый предпринимателем земельный участок частично накладывается на сформированные ранее земельные участки с кадастровыми номерами 67/27/0013902/0021, 67/27/0013902/0014, 67/27/0013902/0017 (т. 1, л.д. 74).
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Предпринимателю в признании незаконными действий Департамента, изложенных в письме от 12.07.2011 N 11494/08, выразившихся в отказе в предварительном согласовании земельного участка площадью 420 кв. м по ул. Фрунзе возле д. N 42, размещения на нем объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 05 марта 2012 года по делу N А62-4356/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
А.Г.ДОРОШКОВА
Г.Д.ИГНАШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)