Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кирейковой Г.Г., Матлиной Е.О., при участии от закрытого акционерного общества "Нева энергия" Коренчук М.В. (доверенность от 11.01.2012 N 115) и Борисовского Д.В. (доверенность от 15.09.2011 N 106), от Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Власова А.А. (доверенность от 26.10.2011 N 2-6-1258/11-0) и Мельникова Н.Е. (доверенность от 22.04.2011 N 2-6-524/11-0), от Правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н. (доверенность от 30.05.2012 N 8-1814/12), рассмотрев 13.08.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Нева энергия" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2012 по делу N А56-4221/2012 (судьи Никитушева М.Г., Исаева И.А., Звонарева Ю.Н.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Нева энергия", место нахождения: 194044, Санкт-Петербург, Зеленков пер. д. 7А, лит. "Б", ОГРН 1047855170164 (далее - заявитель, ЗАО "Нева энергия"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и не действующим постановления Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 N 313 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению и отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета" в части нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению (Приложение N 2).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет по тарифам).
По мнению заявителя, оспариваемое постановление противоречит пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 306). Оспариваемый нормативный акт не учитывает особенности технического состояния и физического износа зданий, не содержит информации об учтенных при расчете или определении нормативов конструктивных и технических параметров домов, принятые нормативы являются усредненными для всех населенных пунктов Ленинградской области и разделяются только в зависимости от года постройки домов. Расчет нормативов отопления, выполненный независимой экспертной организацией показывает, что установленные постановлением N 313 нормативы не соответствуют реальным затратам ЗАО "Нева энергия", в связи с чем их применение делает деятельность заявителя убыточной, что нарушает его права и законные интересы.
Заявитель направил в Комитет по тарифам нормативы потребления, рассчитанные независимой экспертной организацией, но в нарушение пункта 15 Правил N 306 официального и мотивированного ответа не получил.
По мнению Правительства Ленинградской области, требования ЗАО "Нева энергия" не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемый нормативный акт принят в соответствии с действующим законодательством на основании данных ГУП "Леноблинвентаризация" и с использованием расчетного метода определения нормативов потребления, предусмотренного Правилами N 306. Пункт 5 Правил N 306 не содержит требований о необходимости дифференциации нормативов исходя из данных параметров, указывая лишь на необходимость их учета при расчетах (определении) нормативов. Утверждение усредненных нормативов по Ленинградской области не противоречит действующему законодательству, которое не требует дифференцировать нормативы по каждому муниципальному образованию и экспертное заключение, представленное заявителем, не может служить доказательством незаконности оспариваемого акта.
Комитет по тарифам считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемое постановление принято в пределах предоставленных Правительством Ленинградской области полномочий. Расчет нормативов потребления тепловой энергии выполнен на основе данных о структуре жилого фонда Ленинградской области, предоставленных ГУП "Леноблинвентаризация", отчетных данных об отпуске тепловой энергии регулируемыми теплоснабжающими организациями в соответствии с Правилами N 306. Дважды Комитет по тарифам сообщал ЗАО "Нева энергия" об имеющихся расхождениях в данных, содержащихся в представленном им экспертном заключении и конечной величиной предлагаемого заявителем среднегодового норматива отопления. Заявитель не доказал нарушение его прав и законных интересов, возникновение убытков. Действующим законодательством предусмотрена возможность компенсации расходов энергоснабжающих организаций при условии их экономической обоснованности.
Решением суда первой инстанции от 25.05.2012 постановление Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 N 313 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению и отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета" в части нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению (Приложение N 2) признано соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг". В удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Нева Энергия" просит отменить вынесенное по делу решение. По мнению подателя жалобы, судом неполно исследованы все имеющие значение для дела обстоятельства и сделаны неверные выводы. Так, является ошибочным вывод суда о том, что при определении нормативов расчетным методом по формулам, указанным в пунктах 14 и 15 Правил N 306, не предусмотрена дифференциация нормативов по параметрам, указанным в пункте 5 Правил N 306. Документы, представленные заинтересованным лицом (статистические сведения о жилом фонде по состоянию на конец 2008 года), не могут быть использованы в качестве доказательств в силу пункта 4 статьи 64 АПК РФ. Суд не проверил и не полностью исследовал данные, представленные в расчете, в связи с чем он не может являться доказательством правомерно установленных нормативов. Суд необоснованно отверг довод заявителя о том, что принятие оспариваемых нормативов явилось причиной нарушения баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и потребителей, сославшись на то, что рядом нормативных документов предусмотрен механизм компенсации расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность и заявитель вправе воспользоваться этим механизмом.
В судебном заседании представители ЗАО "Нева Энергия" поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представители Комитета по тарифам и Правительства Ленинградской области просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Статьей 192 названного Кодекса установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установление нормативов потребления коммунальных услуг отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 38 Устава Ленинградской области установлено, что в случае если законодательством и нормативными актами Российской Федерации определяются полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации без указания их статуса, полномочия осуществляются Правительством Ленинградской области, если иное не установлено федеральным законом или законом Ленинградской области.
На основании указанных нормативных актов Правительство Ленинградской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, к полномочиям которого отнесено установление нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 N 313 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению и отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета" утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета (Приложение N 2).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила N 306, которыми определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пункту 10 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Пунктом 19 Правил N 306 установлено, что при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод (пункт 20 Правил N 306).
Расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также, если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода, решение о применении одного из методов либо их сочетания принимаются уполномоченными органами (пункт 23 Правил N 306).
Согласно пункту 14 Правил N 306 для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам.
Из пункта 13 раздела II определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода Приложения к Правилам N 306 "Формула расчета норматива отопления (формула 6)" следует, что норматив отопления рассчитывается на основании данных о количестве тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами и жилыми домами, не оборудованными приборами учета и общей площади жилых помещений этих домов.
В пункте 14 раздела II определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода Приложения к Правилам N 306 "Формула расчета норматива отопления (формула 6)" указана формула, по которой определяется количество тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома.
Пунктом 15 раздела II определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода Приложения к Правилам N 306 "Формула расчета норматива отопления (формула 6)" установлена формула расчета часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирных домов и жилых домов, не оборудованных приборами учета. В таблице 7 приведены значения нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома и жилого дома для домов постройки до 1999 года и после 1999 года включительно.
Правительством Ленинградской области и Комитетом по тарифам представлены сведения о жилом фонде по состоянию на конец 2009 года, предоставленные ГУП "Леноблинвентаризация", содержащие данные об общей площади жилищного фонда Ленинградской области, с указанием общей площади многоквартирных жилых домов и жилых домов, указанием общей жилой площади в зависимости от степени благоустройства (раздел 3), материалов стен, времени постройки и проценту износа (разделы 4, 5) жилого фонда.
Как установлено судом первой инстанции, представленный Правительством Ленинградской области и Комитетом по тарифам расчет среднемесячного норматива потребления тепловой энергии на отопление 1 кв. м жилой площади в квартирах многоквартирных домов (таблица 4) произведен на основании формул, приведенных в пунктах 13 - 15 раздела II определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода Приложения к Правилам N 306 "Формула расчета норматива отопления (формула 6)" с использованием данных о количестве тепловой энергии, потребленной за один отопительный сезон и данных об общей площади многоквартирных и жилых домов.
Пунктом 5 Правил N 306 установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические нормативы многоквартирных домов и жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых коммуникаций и оборудования.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследовал и оценил представленные сторонами доказательства и доводы и сделал правомерный вывод о том, что оспариваемый нормативный акт соответствует нормам, установленным Правилами N 306.
Кассационная инстанция отклоняет довод подателя жалобы об ошибочности вывода суда о том, что при определении нормативов расчетным методом по формулам, указанным в пунктах 14 и 15 раздела II Определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода Приложения к Правилам N 306 "Формула расчета норматива отопления (формула 6)", не предусмотрена дифференциация нормативов по параметрам, указанным в пункте 5 Правил N 306.
Суд первой инстанции правильно указал, что каких-либо иных формул или коэффициентов, позволяющих дифференцировать нормативы потребления тепловой энергии в зависимости от параметров, указанных в пункте 5 Правил N 306, действующим законодательством не установлено.
Также подлежит отклонению довод заявителя о том, что при принятии оспариваемых нормативов не был соблюден баланс экономических интересов теплоснабжения организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности деятельности теплоснабжающих организаций, в связи с чем деятельность заявителя убыточна. Суд первой инстанции правильно указал на то, что действующими нормативными актами предусмотрен механизм компенсации расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность и заявитель вправе воспользоваться этим механизмом.
Кассационная инстанция признает несостоятельным довод подателя жалобы и о том, что документы, представленные заинтересованным лицом (статистические сведения о жилом фонде по состоянию на конец 2008 года), не могут быть использованы в качестве доказательств в силу пункта 4 статьи 64 АПК РФ, а также о том, что суд не проверил данные, представленные в расчете, в связи с чем он не может являться доказательством правомерно установленных нормативов. Данные доводы заявителя не нашли своего подтверждения в материалах дела.
При таких условиях кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки выводов суда и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2012 по делу N А56-4221/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Нева энергия" - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.ЛОМАКИН
Судьи
Г.Г.КИРЕЙКОВА
Е.О.МАТЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 13.08.2012 ПО ДЕЛУ N А56-4221/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2012 г. по делу N А56-4221/2012
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кирейковой Г.Г., Матлиной Е.О., при участии от закрытого акционерного общества "Нева энергия" Коренчук М.В. (доверенность от 11.01.2012 N 115) и Борисовского Д.В. (доверенность от 15.09.2011 N 106), от Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Власова А.А. (доверенность от 26.10.2011 N 2-6-1258/11-0) и Мельникова Н.Е. (доверенность от 22.04.2011 N 2-6-524/11-0), от Правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н. (доверенность от 30.05.2012 N 8-1814/12), рассмотрев 13.08.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Нева энергия" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2012 по делу N А56-4221/2012 (судьи Никитушева М.Г., Исаева И.А., Звонарева Ю.Н.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Нева энергия", место нахождения: 194044, Санкт-Петербург, Зеленков пер. д. 7А, лит. "Б", ОГРН 1047855170164 (далее - заявитель, ЗАО "Нева энергия"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и не действующим постановления Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 N 313 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению и отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета" в части нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению (Приложение N 2).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет по тарифам).
По мнению заявителя, оспариваемое постановление противоречит пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 306). Оспариваемый нормативный акт не учитывает особенности технического состояния и физического износа зданий, не содержит информации об учтенных при расчете или определении нормативов конструктивных и технических параметров домов, принятые нормативы являются усредненными для всех населенных пунктов Ленинградской области и разделяются только в зависимости от года постройки домов. Расчет нормативов отопления, выполненный независимой экспертной организацией показывает, что установленные постановлением N 313 нормативы не соответствуют реальным затратам ЗАО "Нева энергия", в связи с чем их применение делает деятельность заявителя убыточной, что нарушает его права и законные интересы.
Заявитель направил в Комитет по тарифам нормативы потребления, рассчитанные независимой экспертной организацией, но в нарушение пункта 15 Правил N 306 официального и мотивированного ответа не получил.
По мнению Правительства Ленинградской области, требования ЗАО "Нева энергия" не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемый нормативный акт принят в соответствии с действующим законодательством на основании данных ГУП "Леноблинвентаризация" и с использованием расчетного метода определения нормативов потребления, предусмотренного Правилами N 306. Пункт 5 Правил N 306 не содержит требований о необходимости дифференциации нормативов исходя из данных параметров, указывая лишь на необходимость их учета при расчетах (определении) нормативов. Утверждение усредненных нормативов по Ленинградской области не противоречит действующему законодательству, которое не требует дифференцировать нормативы по каждому муниципальному образованию и экспертное заключение, представленное заявителем, не может служить доказательством незаконности оспариваемого акта.
Комитет по тарифам считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемое постановление принято в пределах предоставленных Правительством Ленинградской области полномочий. Расчет нормативов потребления тепловой энергии выполнен на основе данных о структуре жилого фонда Ленинградской области, предоставленных ГУП "Леноблинвентаризация", отчетных данных об отпуске тепловой энергии регулируемыми теплоснабжающими организациями в соответствии с Правилами N 306. Дважды Комитет по тарифам сообщал ЗАО "Нева энергия" об имеющихся расхождениях в данных, содержащихся в представленном им экспертном заключении и конечной величиной предлагаемого заявителем среднегодового норматива отопления. Заявитель не доказал нарушение его прав и законных интересов, возникновение убытков. Действующим законодательством предусмотрена возможность компенсации расходов энергоснабжающих организаций при условии их экономической обоснованности.
Решением суда первой инстанции от 25.05.2012 постановление Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 N 313 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению и отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета" в части нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению (Приложение N 2) признано соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг". В удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Нева Энергия" просит отменить вынесенное по делу решение. По мнению подателя жалобы, судом неполно исследованы все имеющие значение для дела обстоятельства и сделаны неверные выводы. Так, является ошибочным вывод суда о том, что при определении нормативов расчетным методом по формулам, указанным в пунктах 14 и 15 Правил N 306, не предусмотрена дифференциация нормативов по параметрам, указанным в пункте 5 Правил N 306. Документы, представленные заинтересованным лицом (статистические сведения о жилом фонде по состоянию на конец 2008 года), не могут быть использованы в качестве доказательств в силу пункта 4 статьи 64 АПК РФ. Суд не проверил и не полностью исследовал данные, представленные в расчете, в связи с чем он не может являться доказательством правомерно установленных нормативов. Суд необоснованно отверг довод заявителя о том, что принятие оспариваемых нормативов явилось причиной нарушения баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и потребителей, сославшись на то, что рядом нормативных документов предусмотрен механизм компенсации расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность и заявитель вправе воспользоваться этим механизмом.
В судебном заседании представители ЗАО "Нева Энергия" поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представители Комитета по тарифам и Правительства Ленинградской области просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Статьей 192 названного Кодекса установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установление нормативов потребления коммунальных услуг отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 38 Устава Ленинградской области установлено, что в случае если законодательством и нормативными актами Российской Федерации определяются полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации без указания их статуса, полномочия осуществляются Правительством Ленинградской области, если иное не установлено федеральным законом или законом Ленинградской области.
На основании указанных нормативных актов Правительство Ленинградской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, к полномочиям которого отнесено установление нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 N 313 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению и отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета" утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета (Приложение N 2).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила N 306, которыми определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пункту 10 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Пунктом 19 Правил N 306 установлено, что при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод (пункт 20 Правил N 306).
Расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также, если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода, решение о применении одного из методов либо их сочетания принимаются уполномоченными органами (пункт 23 Правил N 306).
Согласно пункту 14 Правил N 306 для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам.
Из пункта 13 раздела II определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода Приложения к Правилам N 306 "Формула расчета норматива отопления (формула 6)" следует, что норматив отопления рассчитывается на основании данных о количестве тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами и жилыми домами, не оборудованными приборами учета и общей площади жилых помещений этих домов.
В пункте 14 раздела II определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода Приложения к Правилам N 306 "Формула расчета норматива отопления (формула 6)" указана формула, по которой определяется количество тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома.
Пунктом 15 раздела II определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода Приложения к Правилам N 306 "Формула расчета норматива отопления (формула 6)" установлена формула расчета часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирных домов и жилых домов, не оборудованных приборами учета. В таблице 7 приведены значения нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома и жилого дома для домов постройки до 1999 года и после 1999 года включительно.
Правительством Ленинградской области и Комитетом по тарифам представлены сведения о жилом фонде по состоянию на конец 2009 года, предоставленные ГУП "Леноблинвентаризация", содержащие данные об общей площади жилищного фонда Ленинградской области, с указанием общей площади многоквартирных жилых домов и жилых домов, указанием общей жилой площади в зависимости от степени благоустройства (раздел 3), материалов стен, времени постройки и проценту износа (разделы 4, 5) жилого фонда.
Как установлено судом первой инстанции, представленный Правительством Ленинградской области и Комитетом по тарифам расчет среднемесячного норматива потребления тепловой энергии на отопление 1 кв. м жилой площади в квартирах многоквартирных домов (таблица 4) произведен на основании формул, приведенных в пунктах 13 - 15 раздела II определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода Приложения к Правилам N 306 "Формула расчета норматива отопления (формула 6)" с использованием данных о количестве тепловой энергии, потребленной за один отопительный сезон и данных об общей площади многоквартирных и жилых домов.
Пунктом 5 Правил N 306 установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические нормативы многоквартирных домов и жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых коммуникаций и оборудования.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследовал и оценил представленные сторонами доказательства и доводы и сделал правомерный вывод о том, что оспариваемый нормативный акт соответствует нормам, установленным Правилами N 306.
Кассационная инстанция отклоняет довод подателя жалобы об ошибочности вывода суда о том, что при определении нормативов расчетным методом по формулам, указанным в пунктах 14 и 15 раздела II Определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода Приложения к Правилам N 306 "Формула расчета норматива отопления (формула 6)", не предусмотрена дифференциация нормативов по параметрам, указанным в пункте 5 Правил N 306.
Суд первой инстанции правильно указал, что каких-либо иных формул или коэффициентов, позволяющих дифференцировать нормативы потребления тепловой энергии в зависимости от параметров, указанных в пункте 5 Правил N 306, действующим законодательством не установлено.
Также подлежит отклонению довод заявителя о том, что при принятии оспариваемых нормативов не был соблюден баланс экономических интересов теплоснабжения организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности деятельности теплоснабжающих организаций, в связи с чем деятельность заявителя убыточна. Суд первой инстанции правильно указал на то, что действующими нормативными актами предусмотрен механизм компенсации расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность и заявитель вправе воспользоваться этим механизмом.
Кассационная инстанция признает несостоятельным довод подателя жалобы и о том, что документы, представленные заинтересованным лицом (статистические сведения о жилом фонде по состоянию на конец 2008 года), не могут быть использованы в качестве доказательств в силу пункта 4 статьи 64 АПК РФ, а также о том, что суд не проверил данные, представленные в расчете, в связи с чем он не может являться доказательством правомерно установленных нормативов. Данные доводы заявителя не нашли своего подтверждения в материалах дела.
При таких условиях кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки выводов суда и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2012 по делу N А56-4221/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Нева энергия" - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.ЛОМАКИН
Судьи
Г.Г.КИРЕЙКОВА
Е.О.МАТЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)