Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителя открытого акционерного общества "Воркутауголь":
Терентьева К.Н. (доверенность от 22.12.2011)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
и общества с ограниченной ответственностью "Водоканал"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.04.2012,
принятое судьями Полицинским В.Н., Князевой А.А., Махмутовым Н.Ш.,
по делу N А29-13498/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Воркутауголь"
о признании недействующим нормативного правового акта Совета муниципального образования городского округа "Воркута",
третьи лица - администрация муниципального образования городского округа "Воркута", общество с ограниченной ответственностью "Водоканал"
(ИНН: 1103043329) и
установил:
открытое акционерное общество "Воркутауголь" (далее - ОАО "Воркутауголь") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Совету муниципального образования городского округа "Воркута" о признании недействующим нормативного правового акта - решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 23.10.2009 N 406 "Об утверждении тарифов на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению (канализации), оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - Решение N 406), пунктом 1 которого установлены и введены в действие с 01.12.2009 по 31.12.2010 тарифы на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению (канализации), оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - Общество, ООО "Водоканал"), согласно приложению в размерах: 28 рублей 77 копеек (без НДС) за 1 кубический метр по водоснабжению и 25 рублей 08 копеек (без НДС) за 1 кубический метр по водоотведению.
Решением N 406 установлено: определять размер платы за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению (канализации) для населения в соответствии с разделом III Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (пункт 2); отменить с 26.02.2009 решение Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 24.02.2009 N 320 "Об утверждении тарифа на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению (канализации), оказываемые ООО "Водоканал" (пункт 3); опубликовать решение в газете "Заполярье" (пункт 4).
Решением суда первой инстанции от 13.04.2012 заявленное требование удовлетворено частично. Пункт 1 Решения N 406 и Приложение к Решению N 406 признаны несоответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", и недействующими. В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.
Администрация не согласилась с данным решением Арбитражного суда Республики Коми и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Ссылаясь на статьи 5, 8, 9 Закона N 210-ФЗ, Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, заявитель считает, что органом регулирования (Комиссией по регулированию тарифов и надбавок организаций жилищно-коммунального комплекса) при рассмотрении предварительного расчета тарифов на услуги ООО "Водоканал" по холодному водоснабжению и водоотведению на период с 01.12.2009 по 31.12.2010 и определении финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы Общества, были соблюдены требования действующего законодательства. Администрация полагает, что определение метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не относится к исключительной компетенции представительного органа - Совета МО ГО "Воркута". По мнению органа местного самоуправления, при установлении спорного тарифа для Общества, как вновь созданной организации необходимо исходить из экономически обоснованных затрат данного Общества по оказанию услуг водоснабжения. Действующим законодательством не предусмотрена возможность распространения на вновь созданную организацию коммунального комплекса тарифов, утвержденных для другой организации.
Подробно позиция Администрации приведена в кассационной жалобе.
ООО "Водоканал" также обратилось в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой поддержало доводы органа местного самоуправления.
Общество указывает, что суд неправомерно не учел результаты независимой экспертизы экономической обоснованности финансовых потребностей для реализации производственной программы по водоснабжению и водоотведению ООО "Водоканал" от 29.01.2010, проведенной ГУП РК "Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве". Кроме того, данная организация при проведении экспертизы подтвердила статус ООО "Водоканал" как организации коммунального комплекса, в связи с чем вывод суда об обратном является неверным. По мнению Общества, проверка тарифа на предмет соответствия индексу изменения тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения (140 процентов) является неправомерной. ООО "Водоканал" полагает, что на данном этапе регулирования тарифов (для вновь созданного предприятия) возможен единственный метод регулирования тарифов - метод фиксированных тарифов, установленный в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.
Подробно позиция Общества изложена в кассационной жалобе.
ОАО "Воркутауголь" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов заявителя.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу в суд не представили.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы Администрации откладывалось до 26.07.2012 в связи с поступлением в суд кассационной жалобы ООО "Водоканал".
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Совета МО ГО "Воркута" (далее - Совет) от 13.12.2007 N 99 "О тарифах на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению (канализации)" установлены и введены в действие с 01.02.2008 тарифы на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению (канализации), оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" муниципального образования городского округа "Воркута", в размерах согласно приложению (для прочих потребителей, к которым относится ОАО "Воркутауголь"): в размере 18 рублей 29 копеек за кубический метр (без НДС) по холодному водоснабжению и 12 рублей 08 копеек за кубический метр (без НДС) по водоотведению.
ООО "Водоканал" создано в августе 2008 года.
Согласно Уставу ООО "Водоканал" целями его деятельности являются оказание услуг в области эксплуатации недвижимого имущества, а также предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, к основным видам деятельности Общества относятся: сбор и очистка воды; распределение воды; сбор и обработка сточных вод.
В силу пункта 3.16 Устава выполнение работ и предоставление услуг осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым Обществом самостоятельно.
По заявлению ООО "Водоканал" комиссия МОГО "Воркута" по регулированию тарифов и надбавок организаций жилищно-коммунального комплекса (далее - Комиссия) 13.10.2009 рассмотрела производственную программу и тарифы на водоснабжение и водоотведение для потребителей ООО "Водоканал", рассчитанные на декабрь 2009 года и на период с 01.01 по 31.12.2010 с учетом индексов-дефляторов на 2010 год.
Комиссия приняла решение, которым предложила Обществу доработать производственную программу и выполнить единый расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение на весь период реализации производственной программы; следующее заседание комиссии было назначено на 14.10.2009.
По результатам заседания Комиссии 14.10.2009 принято решение вынести на рассмотрение Совета единые тарифы для потребителей ООО "Водоканал" в размере 28 рублей 77 копеек (без НДС) за 1 кубический метр по холодному водоснабжению и 25 рублей 08 копеек (без НДС) за 1 кубический метр по водоотведению с учетом затрат на выполнение мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса на период с 01.12.2009 по 31.12.2010.
На заседании Совета ответчиком было принято Решение от 23.10.2009 N 406 об утверждении оспариваемых тарифов.
Вновь установленный тариф на водоотведение превысил ранее действовавший на услуги, оказываемые МУП "Водоканал", на 208 процентов, а на водоснабжение - на 157 процентов.
Решение опубликовано в газете "Заполярье" от 29.11.2009 N 174-176, которая в соответствии с пунктом 56 Устава МО ГО "Воркута" является средством массовой информации, в котором подлежат публикации муниципальные правовые акты.
Полагая, что Решение N 406 не соответствует действующему законодательству о регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статьями 3, 5, 8 Закона N 210-ФЗ, Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", суд пришел к выводу о том, что пункт 1 Решения N 406 не соответствует действующему законодательству о регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем признал его недействующим и отменил.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливает Закон N 210-ФЗ.
Организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (статья 2 Закона N 210-ФЗ).
Органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса (статья 5 Закона N 210-ФЗ).
Указанной нормой определены исключительные полномочия представительных органов муниципальных образований в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, а также полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса (органов регулирования муниципальных образований), которые регулируют, в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ органы регулирования муниципальных образований, в том числе определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьей 12 Устава МО ГО "Воркута" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа осуществляют регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
В силу статьи 35 Устава в исключительной компетенции Совета городского округа находятся, в том числе: определение метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установление системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; установление в соответствии с действующим законодательством размера платы за наем жилых помещений, платы за содержание и ремонт жилых помещений, нормативов потребления коммунальных услуг, тарифов и надбавок к тарифам на коммунальные услуги.
Постановлением Главы МО "Город Воркута" от 10.02.2006 создан орган регулирования тарифов и надбавок организаций жилищно-коммунального комплекса - Комиссия МО "Город Воркута" по регулированию тарифов и надбавок организаций жилищно-коммунального комплекса.
Постановлением Главы МО ГО "Воркута" от 05.05.2009 N 645 утверждено Положение о комиссии МО ГО "Воркута" по регулированию тарифов и надбавок организаций жилищно-коммунального комплекса, действовавшее на момент принятия Решения N 406.
Согласно указанному Положению по вопросам, относящимся к компетенции Совета округа, комиссия рассматривает проекты и выносит заключения, в том числе по тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса; рассматривает проект решения Совета об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Поскольку Законом N 210-ФЗ не определены органы местного самоуправления, к чьей исключительной компетенции отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, суд обоснованно посчитал, что установленный МО ГО "Воркута" порядок регулирования и установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не противоречит Закону N 210-ФЗ, в связи с чем пришел к правильному выводу о том, что Совет принял оспариваемое решение в пределах своей компетенции.
Частью 2 статьи 3 Закона N 210-ФЗ установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В целях реализации части 2 статьи 3 и пункта 1 части 1 статьи 4 данного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила).
В соответствии с частью 2 статьи 5, статьей 8 Закона N 210-ФЗ, пунктами 18 и 19 Основ ценообразования для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются следующие методы:
1) метод установления фиксированных тарифов;
2) метод установления предельных тарифов;
3) метод индексации установленных тарифов.
Решение о применении метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса принимается органом регулирования.
Согласно приведенным положениям Устава МО ГО "Воркута" определение метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса относится к исключительной компетенции Совета.
Доказательств принятия Советом решения о применении метода регулирования тарифов на товары и услуги ООО "Водоканал" ответчик суду не представил; из протокола заседания Совета от 22.10.2009 не следует, что вопрос о применении метода регулирования тарифов обсуждался Советом.
В то же время принятие решения о применении метода регулирования является в силу названных норм обязательной стадией регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Кроме того, ответчик не представил в материалы дела доказательств того, что на момент принятия Советом оспариваемого Решения N 406 ООО "Водоканал" являлось организацией коммунального комплекса в соответствии с определением, данным Законом N 210-ФЗ.
Из положений Устава ООО "Водоканал" не следует, что целью и видами его деятельности является предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению в соответствии с Законом N 210-ФЗ.
Из пояснений руководителя ООО "Водоканал" на заседании Совета 22.10.2009, изложенных в протоколе, видно, что ООО "Водоканал" деятельность не осуществляет, имущества, необходимого для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, не имеет, в штате Общества состоял один человек.
При таких обстоятельствах суд обоснованно посчитал, что Общество не подпадало под определение "организации коммунального комплекса" как юридического лица, осуществляющего эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (статья 2 Закона N 210-ФЗ), поскольку ООО "Водоканал" такую деятельность не осуществляло.
В силу пункта 3 статьи 5 Закона N 210-ФЗ органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, уже осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения, а не предполагающих осуществлять такую эксплуатацию.
Вместе с тем судом установлено, что на момент принятия Решения N 406 имущество, предполагавшееся для использования в деятельности ООО "Водоканал", находилось (до 01.12.2009) в ведении МУП "ВТВК" и было передано 01.12.2009 в казну муниципального образования.
МО ГО "Воркута" и ООО "Водоканал" заключили договор аренды муниципального имущества от 02.12.2009 в отношении перешедшего в казну имущества на срок до 31.12.2009 стоимостью 2 047 965 рублей 35 копеек в месяц.
30.12. 2009 эти же лица по результатам торгов заключили договор аренды этого же имущества на срок по 31.12.2025 с установленным размером арендной платы в месяц в размере 3 596 839 рублей 91 копейки.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что, принимая Решение N 406, Совет не располагал сведениями ни о составе имущества, которое будет использоваться ООО "Водоканал" при оказании услуг по водоотведению и водоснабжению, ни об условиях его использования, ни о количестве работников, необходимых для оказания указанных услуг, что свидетельствует об отсутствии у Совета при принятии оспариваемого Решения сведений об экономической обоснованности предложенных ООО "Водоканал" к утверждению тарифов.
Из материалов дела следует, что Совет, не принимая решения о применении метода регулирования тарифов, утвердил предложенные ООО "Водоканал" тарифы, рассчитанные по методу установления фиксированных тарифов.
Порядок применения метода установления фиксированных тарифов определен Основами ценообразования, согласно которым финансовые потребности для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы определяются как сумма расчетных значений расходов, относимых на регулируемый вид деятельности, в том числе расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль (расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, а также внереализационных расходов), налога на прибыль и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимых на прибыль после налогообложения).
Для определения расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, расходы организации коммунального комплекса группируются по элементам и статьям затрат. К элементам затрат относятся:
1) материальные затраты;
2) затраты на оплату труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) амортизация;
5) прочие затраты.
Для определения расходов, составляющих материальные затраты, используются следующие данные:
1) регулируемые государством тарифы (цены) и их прогнозные значения;
2) цены, установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
3) опубликованные в установленном порядке прогнозные рыночные цены, установленные на расчетный период;
4) индекс потребительских цен, определяемый Министерством экономического развития Российской Федерации, и другие индексы, утверждаемые уполномоченными органами и публикуемые в установленном порядке;
5) опубликованные в установленном порядке данные и данные, полученные по результатам экспертиз, проводимых органами регулирования.
Для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями, а также фактическим объемом фонда оплаты труда организации коммунального комплекса, в отношении которой осуществляется регулирование тарифов и надбавок, в последнем периоде регулирования и показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
В соответствии с Положением о комиссии по регулированию тарифов комиссия рассматривает проект решения Совета об установлении тарифов на основании предельных индексов, установленных Службой Республики Коми по тарифам и ФСТ России на регулируемый период; заключения независимой экспертной организации об экономической обоснованности устанавливаемых тарифов; результаты проверки представленных организацией коммунального комплекса материалов и расчетов, что соответствует "Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
В качестве использованного заключения независимой экспертной организации ответчик и третьи лица ссылаются на независимые экспертизы экономической обоснованности финансовых потребностей на 2009 год, выполненные ГУП РК "Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве" 14.01.2009.
Вместе с тем суд обоснованно посчитал, что указанные экспертизы не являются экспертизами, предусмотренными подпунктом 5 пункта 26 Основ ценообразования и Правилами, поскольку проводились не органом регулирования, а иным лицом.
Изучив расчеты тарифа, предложенные ООО "Водоканал", и экспертные заключения ГУП РК "Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве" суд пришел к выводу, что указанные экспертные заключения, по существу, во внимание не принимались.
Так, согласно экспертным заключениям тариф на водоснабжение при минимальной тарифной ставке 3 985 рублей 80 копеек составлял 27 рублей 33 копейки, при ставке 4 076 рублей 80 копеек - 27 рублей 55 копеек, а установленный Решением N 406 тариф при его расчете на основании минимальной тарифной ставки 3 500 рублей составил 28 рублей 77 копеек.
При аналогичных обстоятельствах установленный оспариваемым Решением тариф на водоотведение составил 25 рублей 08 копеек, что превышало значения, рекомендованные экспертизой.
При использовании при расчетах тарифа на водоснабжение одинаковых с ГУП РК "Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве" натуральных показателей по поднятой и реализованной воде (в перерасчете на один месяц 2009 года - декабрь) ООО "Водоканал" учитывало затраты на электроэнергию в размере 162 828 000 рублей (в перерасчете на 2009 год), в то время как экспертизой такие затраты определены в 157 368 000 рублей.
При этом расчет затрат на электроэнергию должен быть осуществлен на основании одних и тех же установленных регулируемых тарифов одного и того же поставщика электрической энергии.
Как видно из представленных расчетов тарифа ООО "Водоканал", финансовые потребности предприятия на период регулирования (с 01.12.2009 по 31.12.2010) были определены путем суммирования прогнозных показателей финансовых потребностей на декабрь 2009 года и 2010 год.
Прогнозные показатели потребностей на 2010 год определялись путем применения индексов-дефляторов к прогнозным показателям на 2009 год, определенных ООО "Водоканал" самостоятельно.
Так, при расчетах тарифа на водоснабжение ООО "Водоканал" были применены следующие индексы-дефляторы к показателям 2009 года: "1,062" в отношении электроэнергии и затрат по т/энергии и ХОВ на собственные нужды; "1,1" в отношении оплаты проезда в отпуск и теплового сопровождения водопровода; "1,107" в остальных случаях по статьям: материалы, ремонт и техническое обслуживание, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, цеховые расходы, прочие прямые расходы, в том числе услуги сторонних организаций, аренда основных фондов, плата за загрязнение окружающей среды, затраты на услуги водоснабжения и водоотведения подразделениям предприятия, водный налог.
При этом, если в целом по статье "прочие прямые расходы" применен индекс "1,107", то внутри этой статьи к оплате проезда в отпуск и тепловому сопровождению водопровода применен индекс "1,1", а к затратам по тепловой энергии и ХОВ на собственные нужды - индекс "1,062".
При расчете тарифа на водоотведение применены индексы-дефляторы к показателям 2009 года: "1,062" в отношении электроэнергии; "1,1" в отношении оплаты проезда в отпуск и затрат по т/энергии и ХОВ на собственные нужды; "1,107" в остальных случаях по статьям: материалы, ремонт и техническое обслуживание, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, цеховые расходы, прочие прямые расходы, в том числе услуги сторонних организаций, аренда основных фондов, плата за загрязнение окружающей среды, затраты на услуги водоснабжения и водоотведения подразделениям предприятия, плата за сброс сточных вод.
При этом, если в целом по статье "прочие прямые расходы" применен индекс "1,107", то внутри этой статьи к ряду показателей применен индекс "1,1".
В подтверждение экономической обоснованности расчетов тарифов и финансовых потребностей на 2010 год ответчик и Администрация ссылаются на положения Основ о возможности использования для определения расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг организаций коммунального комплекса, индекса потребительских цен, определяемого Министерством экономического развития Российской Федерации, и других индексов, утверждаемых уполномоченными органами и публикуемых в установленном порядке (подпункт 4 пункта 26 Основ ценообразования); в подтверждение обоснованности своих действий представили использованные при расчете тарифа "Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" Минэкономразвития России (июль 2009 года; далее - Сценарные условия), указав, что примененный в расчетах индекс "1,107" является прогнозным индексом потребительских цен на 2010 год, указанным в этом документе.
Вместе с тем суд установил, что данные, предусмотренные подпунктами 1 - 3, 5 пункта 26 Основ при подготовке расчета тарифов не использовались.
Однако возможность применения предусмотренных подпунктом 4 пункта 26 Основ ценообразования индексов установлена только для определения расходов, составляющих материальные затраты, а не иных элементов затрат (подпункты 2 - 5 п. 24 Основ ценообразования). Ответчик при утверждении тарифов принял расчет ООО "Водоканал", в котором индексы-дефляторы применены не только для определения расходов, составляющих материальные затраты, но и других элементов затрат, в том числе затрат на оплату труда, порядок определения которых установлен пунктом 27 Основ, и при расчетах тарифов применен не был.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил суду доказательств того, что примененные при расчетах индексы-дефляторы утверждены уполномоченными органами и опубликованы в установленном порядке, что требует подпункт 4 пункта 26 Основ; судом таких обстоятельств также не установлено.
Представленный суду документ "Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" Минэкономразвития России (июль 2009 года), согласно его преамбуле, является проектом сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов; доказательств того, что этот документ либо содержащиеся в нем индексы утверждены и опубликованы в установленном порядке либо того, что данный документ соответствует утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 N 596 "Правилам разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации", в деле также не имеется.
В то же время в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 26.05.2008 N 6980-АК/Д03 приведены основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2011 года, прогнозные значения индекса потребительских цен и индексов-дефляторов которых на 2010 год ниже применявшихся ответчиком.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" последнее на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, в том числе коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, а также осуществляет разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации.
Ни указанный коэффициент-дефлятор, ни индекс изменения потребительских цен на товары (работы, услуги), которому соответствует указанный коэффициент, при расчете тарифов не применялись.
Проанализировав приведенные положения постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, подпункт 4 пункта 26 и пункт 27 Основ ценообразования, суд пришел к правильному выводу о том, что указанные в подпункте 4 пункта 26 Основ ценообразования индексы и показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации для применения в целях определения затрат при расчете тарифов в порядке установленном Основами имеют разное нормативное значение, а поэтому показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации могут быть применены в соответствии с пунктом 27 Основ только для определения затрат на оплату труда.
Суд установил, что при определении прогнозных размеров большинства элементов затрат, в том числе таких, как затраты на оплату труда, материальные затраты, аренда основных фондов, плата за загрязнение окружающей среды и за сброс сточных вод, водный налог, при расчете оспариваемых тарифов (за исключением электроэнергии, оплаты проезда в отпуск и затрат по тепловой энергии и ХОВ на собственные нужды) использован прогнозируемый на 2010 год в представленных ответчиком Сценарных условиях индекс потребительских цен "1,107".
Какого-либо обоснования применения данного прогнозного индекса при определении затрат при расчете финансовых потребностей на 2010 год ответчик суду не представил; обоснованность и возможность его применения не доказал.
Применение индекса потребительских цен для определения затрат на оплату труда прямо противоречит положениям пункта 27 Основ.
При этом в Сценарных условиях имеется прогнозная оценка среднемесячной заработной платы на 2010 год, прогнозируемый рост которой в 1,1 раза, а не в 1,107.
Согласно утвержденным постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.03.2002 N 23 "Основным положениям о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен" индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления, измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода и является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране.
Следовательно, в соответствии с подпунктом 4 пункта 26 Основ при определении затрат может применяться только определенный в установленном порядке индекс потребительских цен, но не его прогнозные значения.
Из приведенных характеристик индекса потребительских цен следует, что прогнозные значения этого индекса не могут применяться при определении затрат 2010 года на обязательные платежи (водный налог, плата за загрязнение окружающей среды, сброс сточных вод), поскольку механизм установления ставок и нормативов этих платежей определен специальным законодательством и не связан с инфляционными процессами.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что расчет утвержденных оспариваемым Решением тарифов не соответствует положениям Основ ценообразования, поэтому является экономически необоснованным, в силу чего Решение Совета не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "Воркутауголь" в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы заявителей об обратном, изложенные в кассационных жалобах, судом округа признаются необоснованными, направленными на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судом обстоятельств, поэтому отклоняются на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права Арбитражный суд Республики Коми применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационные жалобы Администрации и ООО "Водоканал" не подлежат удовлетворению.
Вопрос об уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы органа местного самоуправления не рассматривался в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 33337 Налогового кодекса Российской Федерации.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы Общества подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.04.2012 по делу N А29-13498/2009 оставить без изменения, кассационные жалобы администрации муниципального образования городского округа "Воркута" и общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" отнести на заявителя.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 31.07.2012 ПО ДЕЛУ N А29-13498/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2012 г. по делу N А29-13498/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителя открытого акционерного общества "Воркутауголь":
Терентьева К.Н. (доверенность от 22.12.2011)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
и общества с ограниченной ответственностью "Водоканал"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.04.2012,
принятое судьями Полицинским В.Н., Князевой А.А., Махмутовым Н.Ш.,
по делу N А29-13498/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Воркутауголь"
о признании недействующим нормативного правового акта Совета муниципального образования городского округа "Воркута",
третьи лица - администрация муниципального образования городского округа "Воркута", общество с ограниченной ответственностью "Водоканал"
(ИНН: 1103043329) и
установил:
открытое акционерное общество "Воркутауголь" (далее - ОАО "Воркутауголь") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Совету муниципального образования городского округа "Воркута" о признании недействующим нормативного правового акта - решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 23.10.2009 N 406 "Об утверждении тарифов на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению (канализации), оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - Решение N 406), пунктом 1 которого установлены и введены в действие с 01.12.2009 по 31.12.2010 тарифы на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению (канализации), оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - Общество, ООО "Водоканал"), согласно приложению в размерах: 28 рублей 77 копеек (без НДС) за 1 кубический метр по водоснабжению и 25 рублей 08 копеек (без НДС) за 1 кубический метр по водоотведению.
Решением N 406 установлено: определять размер платы за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению (канализации) для населения в соответствии с разделом III Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (пункт 2); отменить с 26.02.2009 решение Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 24.02.2009 N 320 "Об утверждении тарифа на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению (канализации), оказываемые ООО "Водоканал" (пункт 3); опубликовать решение в газете "Заполярье" (пункт 4).
Решением суда первой инстанции от 13.04.2012 заявленное требование удовлетворено частично. Пункт 1 Решения N 406 и Приложение к Решению N 406 признаны несоответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", и недействующими. В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.
Администрация не согласилась с данным решением Арбитражного суда Республики Коми и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Ссылаясь на статьи 5, 8, 9 Закона N 210-ФЗ, Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, заявитель считает, что органом регулирования (Комиссией по регулированию тарифов и надбавок организаций жилищно-коммунального комплекса) при рассмотрении предварительного расчета тарифов на услуги ООО "Водоканал" по холодному водоснабжению и водоотведению на период с 01.12.2009 по 31.12.2010 и определении финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы Общества, были соблюдены требования действующего законодательства. Администрация полагает, что определение метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не относится к исключительной компетенции представительного органа - Совета МО ГО "Воркута". По мнению органа местного самоуправления, при установлении спорного тарифа для Общества, как вновь созданной организации необходимо исходить из экономически обоснованных затрат данного Общества по оказанию услуг водоснабжения. Действующим законодательством не предусмотрена возможность распространения на вновь созданную организацию коммунального комплекса тарифов, утвержденных для другой организации.
Подробно позиция Администрации приведена в кассационной жалобе.
ООО "Водоканал" также обратилось в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой поддержало доводы органа местного самоуправления.
Общество указывает, что суд неправомерно не учел результаты независимой экспертизы экономической обоснованности финансовых потребностей для реализации производственной программы по водоснабжению и водоотведению ООО "Водоканал" от 29.01.2010, проведенной ГУП РК "Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве". Кроме того, данная организация при проведении экспертизы подтвердила статус ООО "Водоканал" как организации коммунального комплекса, в связи с чем вывод суда об обратном является неверным. По мнению Общества, проверка тарифа на предмет соответствия индексу изменения тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения (140 процентов) является неправомерной. ООО "Водоканал" полагает, что на данном этапе регулирования тарифов (для вновь созданного предприятия) возможен единственный метод регулирования тарифов - метод фиксированных тарифов, установленный в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.
Подробно позиция Общества изложена в кассационной жалобе.
ОАО "Воркутауголь" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов заявителя.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу в суд не представили.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы Администрации откладывалось до 26.07.2012 в связи с поступлением в суд кассационной жалобы ООО "Водоканал".
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Совета МО ГО "Воркута" (далее - Совет) от 13.12.2007 N 99 "О тарифах на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению (канализации)" установлены и введены в действие с 01.02.2008 тарифы на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению (канализации), оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" муниципального образования городского округа "Воркута", в размерах согласно приложению (для прочих потребителей, к которым относится ОАО "Воркутауголь"): в размере 18 рублей 29 копеек за кубический метр (без НДС) по холодному водоснабжению и 12 рублей 08 копеек за кубический метр (без НДС) по водоотведению.
ООО "Водоканал" создано в августе 2008 года.
Согласно Уставу ООО "Водоканал" целями его деятельности являются оказание услуг в области эксплуатации недвижимого имущества, а также предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, к основным видам деятельности Общества относятся: сбор и очистка воды; распределение воды; сбор и обработка сточных вод.
В силу пункта 3.16 Устава выполнение работ и предоставление услуг осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым Обществом самостоятельно.
По заявлению ООО "Водоканал" комиссия МОГО "Воркута" по регулированию тарифов и надбавок организаций жилищно-коммунального комплекса (далее - Комиссия) 13.10.2009 рассмотрела производственную программу и тарифы на водоснабжение и водоотведение для потребителей ООО "Водоканал", рассчитанные на декабрь 2009 года и на период с 01.01 по 31.12.2010 с учетом индексов-дефляторов на 2010 год.
Комиссия приняла решение, которым предложила Обществу доработать производственную программу и выполнить единый расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение на весь период реализации производственной программы; следующее заседание комиссии было назначено на 14.10.2009.
По результатам заседания Комиссии 14.10.2009 принято решение вынести на рассмотрение Совета единые тарифы для потребителей ООО "Водоканал" в размере 28 рублей 77 копеек (без НДС) за 1 кубический метр по холодному водоснабжению и 25 рублей 08 копеек (без НДС) за 1 кубический метр по водоотведению с учетом затрат на выполнение мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса на период с 01.12.2009 по 31.12.2010.
На заседании Совета ответчиком было принято Решение от 23.10.2009 N 406 об утверждении оспариваемых тарифов.
Вновь установленный тариф на водоотведение превысил ранее действовавший на услуги, оказываемые МУП "Водоканал", на 208 процентов, а на водоснабжение - на 157 процентов.
Решение опубликовано в газете "Заполярье" от 29.11.2009 N 174-176, которая в соответствии с пунктом 56 Устава МО ГО "Воркута" является средством массовой информации, в котором подлежат публикации муниципальные правовые акты.
Полагая, что Решение N 406 не соответствует действующему законодательству о регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статьями 3, 5, 8 Закона N 210-ФЗ, Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", суд пришел к выводу о том, что пункт 1 Решения N 406 не соответствует действующему законодательству о регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем признал его недействующим и отменил.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливает Закон N 210-ФЗ.
Организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (статья 2 Закона N 210-ФЗ).
Органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса (статья 5 Закона N 210-ФЗ).
Указанной нормой определены исключительные полномочия представительных органов муниципальных образований в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, а также полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса (органов регулирования муниципальных образований), которые регулируют, в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ органы регулирования муниципальных образований, в том числе определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьей 12 Устава МО ГО "Воркута" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа осуществляют регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
В силу статьи 35 Устава в исключительной компетенции Совета городского округа находятся, в том числе: определение метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установление системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; установление в соответствии с действующим законодательством размера платы за наем жилых помещений, платы за содержание и ремонт жилых помещений, нормативов потребления коммунальных услуг, тарифов и надбавок к тарифам на коммунальные услуги.
Постановлением Главы МО "Город Воркута" от 10.02.2006 создан орган регулирования тарифов и надбавок организаций жилищно-коммунального комплекса - Комиссия МО "Город Воркута" по регулированию тарифов и надбавок организаций жилищно-коммунального комплекса.
Постановлением Главы МО ГО "Воркута" от 05.05.2009 N 645 утверждено Положение о комиссии МО ГО "Воркута" по регулированию тарифов и надбавок организаций жилищно-коммунального комплекса, действовавшее на момент принятия Решения N 406.
Согласно указанному Положению по вопросам, относящимся к компетенции Совета округа, комиссия рассматривает проекты и выносит заключения, в том числе по тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса; рассматривает проект решения Совета об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Поскольку Законом N 210-ФЗ не определены органы местного самоуправления, к чьей исключительной компетенции отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, суд обоснованно посчитал, что установленный МО ГО "Воркута" порядок регулирования и установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не противоречит Закону N 210-ФЗ, в связи с чем пришел к правильному выводу о том, что Совет принял оспариваемое решение в пределах своей компетенции.
Частью 2 статьи 3 Закона N 210-ФЗ установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В целях реализации части 2 статьи 3 и пункта 1 части 1 статьи 4 данного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила).
В соответствии с частью 2 статьи 5, статьей 8 Закона N 210-ФЗ, пунктами 18 и 19 Основ ценообразования для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются следующие методы:
1) метод установления фиксированных тарифов;
2) метод установления предельных тарифов;
3) метод индексации установленных тарифов.
Решение о применении метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса принимается органом регулирования.
Согласно приведенным положениям Устава МО ГО "Воркута" определение метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса относится к исключительной компетенции Совета.
Доказательств принятия Советом решения о применении метода регулирования тарифов на товары и услуги ООО "Водоканал" ответчик суду не представил; из протокола заседания Совета от 22.10.2009 не следует, что вопрос о применении метода регулирования тарифов обсуждался Советом.
В то же время принятие решения о применении метода регулирования является в силу названных норм обязательной стадией регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Кроме того, ответчик не представил в материалы дела доказательств того, что на момент принятия Советом оспариваемого Решения N 406 ООО "Водоканал" являлось организацией коммунального комплекса в соответствии с определением, данным Законом N 210-ФЗ.
Из положений Устава ООО "Водоканал" не следует, что целью и видами его деятельности является предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению в соответствии с Законом N 210-ФЗ.
Из пояснений руководителя ООО "Водоканал" на заседании Совета 22.10.2009, изложенных в протоколе, видно, что ООО "Водоканал" деятельность не осуществляет, имущества, необходимого для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, не имеет, в штате Общества состоял один человек.
При таких обстоятельствах суд обоснованно посчитал, что Общество не подпадало под определение "организации коммунального комплекса" как юридического лица, осуществляющего эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (статья 2 Закона N 210-ФЗ), поскольку ООО "Водоканал" такую деятельность не осуществляло.
В силу пункта 3 статьи 5 Закона N 210-ФЗ органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, уже осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения, а не предполагающих осуществлять такую эксплуатацию.
Вместе с тем судом установлено, что на момент принятия Решения N 406 имущество, предполагавшееся для использования в деятельности ООО "Водоканал", находилось (до 01.12.2009) в ведении МУП "ВТВК" и было передано 01.12.2009 в казну муниципального образования.
МО ГО "Воркута" и ООО "Водоканал" заключили договор аренды муниципального имущества от 02.12.2009 в отношении перешедшего в казну имущества на срок до 31.12.2009 стоимостью 2 047 965 рублей 35 копеек в месяц.
30.12. 2009 эти же лица по результатам торгов заключили договор аренды этого же имущества на срок по 31.12.2025 с установленным размером арендной платы в месяц в размере 3 596 839 рублей 91 копейки.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что, принимая Решение N 406, Совет не располагал сведениями ни о составе имущества, которое будет использоваться ООО "Водоканал" при оказании услуг по водоотведению и водоснабжению, ни об условиях его использования, ни о количестве работников, необходимых для оказания указанных услуг, что свидетельствует об отсутствии у Совета при принятии оспариваемого Решения сведений об экономической обоснованности предложенных ООО "Водоканал" к утверждению тарифов.
Из материалов дела следует, что Совет, не принимая решения о применении метода регулирования тарифов, утвердил предложенные ООО "Водоканал" тарифы, рассчитанные по методу установления фиксированных тарифов.
Порядок применения метода установления фиксированных тарифов определен Основами ценообразования, согласно которым финансовые потребности для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы определяются как сумма расчетных значений расходов, относимых на регулируемый вид деятельности, в том числе расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль (расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, а также внереализационных расходов), налога на прибыль и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимых на прибыль после налогообложения).
Для определения расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, расходы организации коммунального комплекса группируются по элементам и статьям затрат. К элементам затрат относятся:
1) материальные затраты;
2) затраты на оплату труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) амортизация;
5) прочие затраты.
Для определения расходов, составляющих материальные затраты, используются следующие данные:
1) регулируемые государством тарифы (цены) и их прогнозные значения;
2) цены, установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
3) опубликованные в установленном порядке прогнозные рыночные цены, установленные на расчетный период;
4) индекс потребительских цен, определяемый Министерством экономического развития Российской Федерации, и другие индексы, утверждаемые уполномоченными органами и публикуемые в установленном порядке;
5) опубликованные в установленном порядке данные и данные, полученные по результатам экспертиз, проводимых органами регулирования.
Для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями, а также фактическим объемом фонда оплаты труда организации коммунального комплекса, в отношении которой осуществляется регулирование тарифов и надбавок, в последнем периоде регулирования и показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
В соответствии с Положением о комиссии по регулированию тарифов комиссия рассматривает проект решения Совета об установлении тарифов на основании предельных индексов, установленных Службой Республики Коми по тарифам и ФСТ России на регулируемый период; заключения независимой экспертной организации об экономической обоснованности устанавливаемых тарифов; результаты проверки представленных организацией коммунального комплекса материалов и расчетов, что соответствует "Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
В качестве использованного заключения независимой экспертной организации ответчик и третьи лица ссылаются на независимые экспертизы экономической обоснованности финансовых потребностей на 2009 год, выполненные ГУП РК "Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве" 14.01.2009.
Вместе с тем суд обоснованно посчитал, что указанные экспертизы не являются экспертизами, предусмотренными подпунктом 5 пункта 26 Основ ценообразования и Правилами, поскольку проводились не органом регулирования, а иным лицом.
Изучив расчеты тарифа, предложенные ООО "Водоканал", и экспертные заключения ГУП РК "Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве" суд пришел к выводу, что указанные экспертные заключения, по существу, во внимание не принимались.
Так, согласно экспертным заключениям тариф на водоснабжение при минимальной тарифной ставке 3 985 рублей 80 копеек составлял 27 рублей 33 копейки, при ставке 4 076 рублей 80 копеек - 27 рублей 55 копеек, а установленный Решением N 406 тариф при его расчете на основании минимальной тарифной ставки 3 500 рублей составил 28 рублей 77 копеек.
При аналогичных обстоятельствах установленный оспариваемым Решением тариф на водоотведение составил 25 рублей 08 копеек, что превышало значения, рекомендованные экспертизой.
При использовании при расчетах тарифа на водоснабжение одинаковых с ГУП РК "Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве" натуральных показателей по поднятой и реализованной воде (в перерасчете на один месяц 2009 года - декабрь) ООО "Водоканал" учитывало затраты на электроэнергию в размере 162 828 000 рублей (в перерасчете на 2009 год), в то время как экспертизой такие затраты определены в 157 368 000 рублей.
При этом расчет затрат на электроэнергию должен быть осуществлен на основании одних и тех же установленных регулируемых тарифов одного и того же поставщика электрической энергии.
Как видно из представленных расчетов тарифа ООО "Водоканал", финансовые потребности предприятия на период регулирования (с 01.12.2009 по 31.12.2010) были определены путем суммирования прогнозных показателей финансовых потребностей на декабрь 2009 года и 2010 год.
Прогнозные показатели потребностей на 2010 год определялись путем применения индексов-дефляторов к прогнозным показателям на 2009 год, определенных ООО "Водоканал" самостоятельно.
Так, при расчетах тарифа на водоснабжение ООО "Водоканал" были применены следующие индексы-дефляторы к показателям 2009 года: "1,062" в отношении электроэнергии и затрат по т/энергии и ХОВ на собственные нужды; "1,1" в отношении оплаты проезда в отпуск и теплового сопровождения водопровода; "1,107" в остальных случаях по статьям: материалы, ремонт и техническое обслуживание, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, цеховые расходы, прочие прямые расходы, в том числе услуги сторонних организаций, аренда основных фондов, плата за загрязнение окружающей среды, затраты на услуги водоснабжения и водоотведения подразделениям предприятия, водный налог.
При этом, если в целом по статье "прочие прямые расходы" применен индекс "1,107", то внутри этой статьи к оплате проезда в отпуск и тепловому сопровождению водопровода применен индекс "1,1", а к затратам по тепловой энергии и ХОВ на собственные нужды - индекс "1,062".
При расчете тарифа на водоотведение применены индексы-дефляторы к показателям 2009 года: "1,062" в отношении электроэнергии; "1,1" в отношении оплаты проезда в отпуск и затрат по т/энергии и ХОВ на собственные нужды; "1,107" в остальных случаях по статьям: материалы, ремонт и техническое обслуживание, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, цеховые расходы, прочие прямые расходы, в том числе услуги сторонних организаций, аренда основных фондов, плата за загрязнение окружающей среды, затраты на услуги водоснабжения и водоотведения подразделениям предприятия, плата за сброс сточных вод.
При этом, если в целом по статье "прочие прямые расходы" применен индекс "1,107", то внутри этой статьи к ряду показателей применен индекс "1,1".
В подтверждение экономической обоснованности расчетов тарифов и финансовых потребностей на 2010 год ответчик и Администрация ссылаются на положения Основ о возможности использования для определения расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг организаций коммунального комплекса, индекса потребительских цен, определяемого Министерством экономического развития Российской Федерации, и других индексов, утверждаемых уполномоченными органами и публикуемых в установленном порядке (подпункт 4 пункта 26 Основ ценообразования); в подтверждение обоснованности своих действий представили использованные при расчете тарифа "Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" Минэкономразвития России (июль 2009 года; далее - Сценарные условия), указав, что примененный в расчетах индекс "1,107" является прогнозным индексом потребительских цен на 2010 год, указанным в этом документе.
Вместе с тем суд установил, что данные, предусмотренные подпунктами 1 - 3, 5 пункта 26 Основ при подготовке расчета тарифов не использовались.
Однако возможность применения предусмотренных подпунктом 4 пункта 26 Основ ценообразования индексов установлена только для определения расходов, составляющих материальные затраты, а не иных элементов затрат (подпункты 2 - 5 п. 24 Основ ценообразования). Ответчик при утверждении тарифов принял расчет ООО "Водоканал", в котором индексы-дефляторы применены не только для определения расходов, составляющих материальные затраты, но и других элементов затрат, в том числе затрат на оплату труда, порядок определения которых установлен пунктом 27 Основ, и при расчетах тарифов применен не был.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил суду доказательств того, что примененные при расчетах индексы-дефляторы утверждены уполномоченными органами и опубликованы в установленном порядке, что требует подпункт 4 пункта 26 Основ; судом таких обстоятельств также не установлено.
Представленный суду документ "Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" Минэкономразвития России (июль 2009 года), согласно его преамбуле, является проектом сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов; доказательств того, что этот документ либо содержащиеся в нем индексы утверждены и опубликованы в установленном порядке либо того, что данный документ соответствует утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 N 596 "Правилам разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации", в деле также не имеется.
В то же время в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 26.05.2008 N 6980-АК/Д03 приведены основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2011 года, прогнозные значения индекса потребительских цен и индексов-дефляторов которых на 2010 год ниже применявшихся ответчиком.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" последнее на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, в том числе коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, а также осуществляет разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации.
Ни указанный коэффициент-дефлятор, ни индекс изменения потребительских цен на товары (работы, услуги), которому соответствует указанный коэффициент, при расчете тарифов не применялись.
Проанализировав приведенные положения постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, подпункт 4 пункта 26 и пункт 27 Основ ценообразования, суд пришел к правильному выводу о том, что указанные в подпункте 4 пункта 26 Основ ценообразования индексы и показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации для применения в целях определения затрат при расчете тарифов в порядке установленном Основами имеют разное нормативное значение, а поэтому показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации могут быть применены в соответствии с пунктом 27 Основ только для определения затрат на оплату труда.
Суд установил, что при определении прогнозных размеров большинства элементов затрат, в том числе таких, как затраты на оплату труда, материальные затраты, аренда основных фондов, плата за загрязнение окружающей среды и за сброс сточных вод, водный налог, при расчете оспариваемых тарифов (за исключением электроэнергии, оплаты проезда в отпуск и затрат по тепловой энергии и ХОВ на собственные нужды) использован прогнозируемый на 2010 год в представленных ответчиком Сценарных условиях индекс потребительских цен "1,107".
Какого-либо обоснования применения данного прогнозного индекса при определении затрат при расчете финансовых потребностей на 2010 год ответчик суду не представил; обоснованность и возможность его применения не доказал.
Применение индекса потребительских цен для определения затрат на оплату труда прямо противоречит положениям пункта 27 Основ.
При этом в Сценарных условиях имеется прогнозная оценка среднемесячной заработной платы на 2010 год, прогнозируемый рост которой в 1,1 раза, а не в 1,107.
Согласно утвержденным постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.03.2002 N 23 "Основным положениям о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен" индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления, измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода и является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране.
Следовательно, в соответствии с подпунктом 4 пункта 26 Основ при определении затрат может применяться только определенный в установленном порядке индекс потребительских цен, но не его прогнозные значения.
Из приведенных характеристик индекса потребительских цен следует, что прогнозные значения этого индекса не могут применяться при определении затрат 2010 года на обязательные платежи (водный налог, плата за загрязнение окружающей среды, сброс сточных вод), поскольку механизм установления ставок и нормативов этих платежей определен специальным законодательством и не связан с инфляционными процессами.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что расчет утвержденных оспариваемым Решением тарифов не соответствует положениям Основ ценообразования, поэтому является экономически необоснованным, в силу чего Решение Совета не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "Воркутауголь" в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы заявителей об обратном, изложенные в кассационных жалобах, судом округа признаются необоснованными, направленными на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судом обстоятельств, поэтому отклоняются на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права Арбитражный суд Республики Коми применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационные жалобы Администрации и ООО "Водоканал" не подлежат удовлетворению.
Вопрос об уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы органа местного самоуправления не рассматривался в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 33337 Налогового кодекса Российской Федерации.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы Общества подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.04.2012 по делу N А29-13498/2009 оставить без изменения, кассационные жалобы администрации муниципального образования городского округа "Воркута" и общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" отнести на заявителя.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)