Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Бычковой Е.Н., Кустова А.А., при участии от ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" Слепченок В.О. (доверенность от 08.10.2008), от ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" Богомоловой Г.А. (доверенность от 02.12.2009), рассмотрев 04.03.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2009 (судья Томпакова Г.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 (судьи Зайцева Е.К., Гафиатуллина Т.С., Жиляева Е.В.) по делу N А56-6097/2009,
Санкт-Петербургское государственное учреждение "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие) о взыскании 1 193 руб. 22 коп. неосновательного обогащения.
Впоследствии истец увеличил сумму требований до 1 202 488 руб. 57 коп.
Решением от 01.07.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.12.2009, суд отказал в иске.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении иска, поскольку Предприятие неправомерно выставляло Агентству счета, включающие сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисленного на суммы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержала ее доводы в полном объеме.
Представитель Предприятия просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие и Агентство (абонент) заключили договор от 01.01.1999 N 26П.23С на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, по которому Предприятие обязалось отпускать абоненту воду питьевого качества для населения и принимать сточные воды, а абонент - оплатить оказанные услуги с учетом фактического водопотребления по утвержденным тарифам.
В период с января по август 2008 ответчик, выставляя истцу платежные документы, включал в них НДС, начисленный на суммы компенсации предоставленных населению льгот по оплате коммунальных услуг. Полагая, что таким образом ответчик получил неосновательное обогащение, Агентство обратилось в суд с настоящим иском.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Заявляя требование о взыскании неосновательного обогащения, истец должен доказать как сам факт неосновательного получения ответчиком имущества, так и то, что неосновательное обогащение получено за счет истца (потерпевшего).
Согласно пункту 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса.
Пунктом 2 той же статьи установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Постановление N 307), установлено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Пунктом 2.1 устава Агентства предусмотрено, что оно создано с целью организации на территории Петродворцового и Ломоносовского районов Санкт-Петербурга технической эксплуатации и ремонта объектов государственного жилищного фонда, предоставления юридическим и физическим лицам жилищно-коммунальных услуг за исключением физических лиц, проживающих в домах товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов и иных объединений собственников жилья.
Агентство является исполнителем коммунальных услуг в соответствии с Постановлением N 307, следовательно, тарифы на водоснабжение и прием сточных вод для истца установлены на таком же уровне, как и для граждан.
Согласно пунктам 5.2, 5.3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.02.2008 N 173 компенсация доходов, выпадающих в связи с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, проживающим в жилых помещениях в многоквартирных домах и выбравшим в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, производится за счет средств, перечисляемых на основании поручений на оплату расходов главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга на лицевой счет ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" для последующего перечисления их управляющим организациям, выбранным гражданами в качестве способа управления многоквартирным домом, в соответствии с заключенными договорами.
В случае заключения управляющими организациями с ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" договоров, предусматривающих возможность перечисления ресурсоснабжающим организациям денежных средств, предназначенных для реализации мер социальной поддержки в части, касающейся оплаты коммунальных услуг, средства, поступившие на лицевой счет ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство", перечисляются ресурсоснабжающим организациям по поручениям управляющих организаций.
Ввиду того, что Предприятие оказывало услуги по водоснабжению и приему сточных вод по договору от 01.01.1999 не гражданам, а Агентству, ответчик обязан уплатить НДС в бюджет в полном объеме. При этом Агентство в силу пункта 2 статьи 154 НК РФ уплачивает НДС только с фактической стоимости услуг по водоснабжению и приему сточных вод у граждан. Обязанность Предприятия уплачивать НДС при реализации товаров населению установлена пунктом 1 статьи 154 НК РФ и не может быть поставлена в зависимость от того, кому в последующем реализуются товары и услуги.
Предприятие правомерно выставляло Агентству счета на оплату поставки питьевой воды и приема сточных вод согласно установленному тарифу в соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 31.10.2007 N 143-р.
Поскольку полученные от Агентства денежные средства в части НДС Предприятие в полном объеме уплатило в бюджет, неосновательное сбережение имущества за счет Агентства отсутствует. Следовательно, вывод судов первой и апелляционной инстанций о неправомерности взыскания уплаченных сумм НДС в соответствии со статьей 1102 ГК РФ является обоснованным.
Таким образом, решение и постановление соответствуют нормам материального и процессуального права и их надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 по делу N А56-6097/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 09.03.2010 ПО ДЕЛУ N А56-6097/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2010 г. по делу N А56-6097/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Бычковой Е.Н., Кустова А.А., при участии от ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" Слепченок В.О. (доверенность от 08.10.2008), от ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" Богомоловой Г.А. (доверенность от 02.12.2009), рассмотрев 04.03.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2009 (судья Томпакова Г.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 (судьи Зайцева Е.К., Гафиатуллина Т.С., Жиляева Е.В.) по делу N А56-6097/2009,
установил:
Санкт-Петербургское государственное учреждение "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие) о взыскании 1 193 руб. 22 коп. неосновательного обогащения.
Впоследствии истец увеличил сумму требований до 1 202 488 руб. 57 коп.
Решением от 01.07.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.12.2009, суд отказал в иске.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении иска, поскольку Предприятие неправомерно выставляло Агентству счета, включающие сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисленного на суммы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержала ее доводы в полном объеме.
Представитель Предприятия просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие и Агентство (абонент) заключили договор от 01.01.1999 N 26П.23С на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, по которому Предприятие обязалось отпускать абоненту воду питьевого качества для населения и принимать сточные воды, а абонент - оплатить оказанные услуги с учетом фактического водопотребления по утвержденным тарифам.
В период с января по август 2008 ответчик, выставляя истцу платежные документы, включал в них НДС, начисленный на суммы компенсации предоставленных населению льгот по оплате коммунальных услуг. Полагая, что таким образом ответчик получил неосновательное обогащение, Агентство обратилось в суд с настоящим иском.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Заявляя требование о взыскании неосновательного обогащения, истец должен доказать как сам факт неосновательного получения ответчиком имущества, так и то, что неосновательное обогащение получено за счет истца (потерпевшего).
Согласно пункту 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса.
Пунктом 2 той же статьи установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Постановление N 307), установлено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Пунктом 2.1 устава Агентства предусмотрено, что оно создано с целью организации на территории Петродворцового и Ломоносовского районов Санкт-Петербурга технической эксплуатации и ремонта объектов государственного жилищного фонда, предоставления юридическим и физическим лицам жилищно-коммунальных услуг за исключением физических лиц, проживающих в домах товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов и иных объединений собственников жилья.
Агентство является исполнителем коммунальных услуг в соответствии с Постановлением N 307, следовательно, тарифы на водоснабжение и прием сточных вод для истца установлены на таком же уровне, как и для граждан.
Согласно пунктам 5.2, 5.3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.02.2008 N 173 компенсация доходов, выпадающих в связи с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, проживающим в жилых помещениях в многоквартирных домах и выбравшим в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, производится за счет средств, перечисляемых на основании поручений на оплату расходов главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга на лицевой счет ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" для последующего перечисления их управляющим организациям, выбранным гражданами в качестве способа управления многоквартирным домом, в соответствии с заключенными договорами.
В случае заключения управляющими организациями с ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" договоров, предусматривающих возможность перечисления ресурсоснабжающим организациям денежных средств, предназначенных для реализации мер социальной поддержки в части, касающейся оплаты коммунальных услуг, средства, поступившие на лицевой счет ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство", перечисляются ресурсоснабжающим организациям по поручениям управляющих организаций.
Ввиду того, что Предприятие оказывало услуги по водоснабжению и приему сточных вод по договору от 01.01.1999 не гражданам, а Агентству, ответчик обязан уплатить НДС в бюджет в полном объеме. При этом Агентство в силу пункта 2 статьи 154 НК РФ уплачивает НДС только с фактической стоимости услуг по водоснабжению и приему сточных вод у граждан. Обязанность Предприятия уплачивать НДС при реализации товаров населению установлена пунктом 1 статьи 154 НК РФ и не может быть поставлена в зависимость от того, кому в последующем реализуются товары и услуги.
Предприятие правомерно выставляло Агентству счета на оплату поставки питьевой воды и приема сточных вод согласно установленному тарифу в соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 31.10.2007 N 143-р.
Поскольку полученные от Агентства денежные средства в части НДС Предприятие в полном объеме уплатило в бюджет, неосновательное сбережение имущества за счет Агентства отсутствует. Следовательно, вывод судов первой и апелляционной инстанций о неправомерности взыскания уплаченных сумм НДС в соответствии со статьей 1102 ГК РФ является обоснованным.
Таким образом, решение и постановление соответствуют нормам материального и процессуального права и их надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 по делу N А56-6097/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.М.ТАРАСЮК
Судьи
Е.Н.БЫЧКОВА
А.А.КУСТОВ
И.М.ТАРАСЮК
Судьи
Е.Н.БЫЧКОВА
А.А.КУСТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)