Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Вуктыльская Тепловая Компания"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2012,
принятое судьями Князевой А.А., Галаевой Т.И., Махмутовым Н.Ш.,
по делу N А29-10638/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вуктыльская тепловая компания"
о признании недействующим решения Совета сельского поселения "Дутово"
при участии в деле прокурора Республики Коми и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вуктыльская Тепловая Компания" (далее - ООО "ВТК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим решения Совета сельского поселения "Дутово" (далее - Совет) от 24.03.2009 N 11-10/1 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии для населения на территории муниципального образования сельского поселения "Дутово" (в редакции решения Совета от 27.01.2012 N 11-41/1), как не соответствующего Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса в дело вступил прокурор Республики Коми.
Решением суда от 31.05.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятым решением и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил пункты 14, 15 и 16 Правил N 306, сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Совет неправомерно отменил оспариваемым решением предыдущее решение от 05.11.2008 N 11-1/8, которым были установлены законные и обоснованные нормативы потребления коммунальных услуг. Оснований для досрочного пересмотра и отмены норматива не имелось. При этом законность и обоснованность установления нового норматива не доказана.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Совет в отзыве отклонил доводы жалобы и просил рассмотреть ее без участия представителя.
Законность принятого Арбитражным судом Республики Коми решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Совет принял решение от 05.11.2008 N 11-1/8, которым утвердил норматив потребления тепловой энергии для населения на территории муниципального образования сельского поселения "Дутово" в размере 0,035 Гкал на квадратный метр в месяц, на основании дифференциации многоквартирных домов и жилых домов по группам, имеющим аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства согласно приложению.
Данное решение опубликовано в газете "Сияние Севера" от 15.11.2008.
Решением Совета от 24.03.2009 N 11-10/1 (опубликовано в газете "Сияние Севера" от 01.04.2009, N 38) решение Совета от 05.11.2008 N 11-1/8 отменено с 31.03.2009 (пункт 1). С 01.04.2009 норматив потребления тепловой энергии утвержден для населения на территории муниципального образования сельского поселения "Дутово" в размере 0,024 Гкал на квадратный метр в месяц на основании дифференциации многоквартирных домов и жилых домов по группам, имеющим аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства (пункт 2).
В дальнейшем решением Совета от 27.01.2012 N 11-41/1 внесены изменения в решение Совета от 24.03.2009 N 11-41/1: пункт 2 отменен (опубликовано в газете в газете "Сияние Севера" от 01.02.2012, N 13 (5343)).
Общество сочло, что решение от 24.03.2009 N 11-10/1 не соответствует пункту 16 Правил N 306, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), пунктами 1, 2, 3, 5, 6, 9, 10, 19, 20, 23, 24, 44 Правил N 306, суд первой инстанции пришел к выводам, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом и соответствует действующему законодательству, поэтому отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определяют Правила N 306.
Согласно пунктам 2 и 3 Правил N 306 норматив потребления коммунальных услуг - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета, предназначенный для определения размера платы за коммунальные услуги.
В пункте 4 Правил N 306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы местного самоуправления.
Организация теплоснабжения, регулирование тарифов на товары и услуги коммунального комплекса в границах сельского поселения "Дутово" относится к компетенции Совета (пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, статьи 16, 17 Устава муниципального образования сельского поселения "Дутово").
Следовательно, оспариваемое решение принято Советом в пределах предоставленных полномочий.
В части 1 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
Орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае несоответствия его требованиям действующего законодательства. Эти полномочия следуют из положений части 4 статьи 7, пунктом 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ. Отменяющий акт должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Из материалов дела следует и суд установил, что Совет решением от 24.03.2009 N 11-10/1 отменил с 31.03.2009 решение от 05.11.2008 N 11-1/8 и установил с 01.04.2009 новый норматив потребления тепловой энергии для населения на территории муниципального образования сельского поселения "Дутово".
Следовательно, в силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Совет должен доказать, что отмененный нормативный акт не соответствовал действующему законодательству.
Согласно пунктам 9 и 10 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
В силу подпункта "д" пункта 5 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 Правил N 306).
На основании пункта 19 Правил N 306 при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
В пункте 20 Правил N 306 определено, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод.
Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами (пункт 24 Правил N 306).
В пункте 23 Правил установлено, что расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Суд установил, что при установлении нормативов потребления тепловой энергии в связи с отсутствием проектных и паспортных данных многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета, в соответствии с Правилами N 306 был применен расчетный метод.
В силу пункта 44 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к правилам (формула 6).
Норматив отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) рассчитывается по формуле с учетом количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год), и общей площади жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
Количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется по формуле с учетом часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирного или жилого дома (ккал/час). Для многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, она определяется исходя из проектных данных домов; в случае отсутствия проектных данных - по паспортам домов.
При отсутствии проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка рассчитывается по формуле с учетом нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренного в таблице 7 и дифференцированного в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха, количества этажей и года постройки многоквартирного дома или жилого дома, и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома или помещений жилого дома.
Как следует из материалов дела и установил суд, решением Совета от 05.11.2008 N 11-1/8 в нарушение требований пунктов 5, 6, 9, 10 Правил N 306 установлен единый норматив потребления тепловой энергии для всех жилых помещений без учета конструктивных и технических параметров, степени благоустройства отапливаемых домов.
В то же время жилые дома, в отношении которых установлены нормативы потребления тепловой энергии, имеют различные конструктивные особенности, в том числе объем жилых помещений, материалы крыши (шифер, железо, доски), стен (брус, щиты, бревно).
Исследований, свидетельствующих об отсутствии значительного влияния на объем потребления коммунального ресурса различных материалов стен, крыш, объема жилых помещений, Общество не осуществляло и соответствующих документов в материалы дела не представило.
Утвержденный решением Совета норматив отопления был определен расчетным путем Обществом и представлен в уполномоченный орган как экономически обоснованный.
При расчете нормативов отопления Общество использовало значения, предусмотренные в таблице 7 раздела II приложения к Правилам N 306. При этом значения общей площади жилых помещений многоквартирных домов (в зависимости от этажности), не оборудованных приборами учета тепловой энергии (9644,5 квадратного метра (одноэтажные дома) и 2958,5 квадратного метра (двухэтажные жилые дома), всего 12 603 квадратных метра), Общество взяло из исходных данных (таблица 2 к расчету).
Однако приведенные данные расходятся с представленными Советом данными, согласно которым площадь жилых домов с центральным отоплением составила 12 003 квадратных метра. Общество, применив в расчетах показатель 12 603 квадратных метра, документально не обосновало его использование.
Таким образом, при утверждении нормативов потребления требования Правил N 306 не соблюдены, расчеты выполнены с нарушением формулы расчета норматива отопления.
При таких обстоятельствах Совет в порядке самоконтроля правомерно отменил оспариваемым решением ранее принятое решение от 05.11.2008 N 11-1/8, как не соответствующее требованиям законодательства.
С учетом изложенного суд пришел к выводам о том, что решение Совета от 24.03.2009 N 11-10/1 (в редакции решения Совета от 27.01.2012 N 11-41/1) об отмене решения от 05.11.2008 N 11-1/8 соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества, поэтому правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
В связи с этим приведенные в кассационной жалобе доводы, в том числе относительно отсутствия оснований для досрочного пересмотра и отмены норматива, отклоняются.
Арбитражный суд Республики Коми правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на Общество.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2012 по делу N А29-10638/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вуктыльская Тепловая Компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вуктыльская Тепловая Компания" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 15.08.2012 N 12.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 25.10.2012 ПО ДЕЛУ N А29-10638/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2012 г. по делу N А29-10638/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Вуктыльская Тепловая Компания"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2012,
принятое судьями Князевой А.А., Галаевой Т.И., Махмутовым Н.Ш.,
по делу N А29-10638/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вуктыльская тепловая компания"
о признании недействующим решения Совета сельского поселения "Дутово"
при участии в деле прокурора Республики Коми и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вуктыльская Тепловая Компания" (далее - ООО "ВТК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим решения Совета сельского поселения "Дутово" (далее - Совет) от 24.03.2009 N 11-10/1 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии для населения на территории муниципального образования сельского поселения "Дутово" (в редакции решения Совета от 27.01.2012 N 11-41/1), как не соответствующего Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса в дело вступил прокурор Республики Коми.
Решением суда от 31.05.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятым решением и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил пункты 14, 15 и 16 Правил N 306, сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Совет неправомерно отменил оспариваемым решением предыдущее решение от 05.11.2008 N 11-1/8, которым были установлены законные и обоснованные нормативы потребления коммунальных услуг. Оснований для досрочного пересмотра и отмены норматива не имелось. При этом законность и обоснованность установления нового норматива не доказана.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Совет в отзыве отклонил доводы жалобы и просил рассмотреть ее без участия представителя.
Законность принятого Арбитражным судом Республики Коми решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Совет принял решение от 05.11.2008 N 11-1/8, которым утвердил норматив потребления тепловой энергии для населения на территории муниципального образования сельского поселения "Дутово" в размере 0,035 Гкал на квадратный метр в месяц, на основании дифференциации многоквартирных домов и жилых домов по группам, имеющим аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства согласно приложению.
Данное решение опубликовано в газете "Сияние Севера" от 15.11.2008.
Решением Совета от 24.03.2009 N 11-10/1 (опубликовано в газете "Сияние Севера" от 01.04.2009, N 38) решение Совета от 05.11.2008 N 11-1/8 отменено с 31.03.2009 (пункт 1). С 01.04.2009 норматив потребления тепловой энергии утвержден для населения на территории муниципального образования сельского поселения "Дутово" в размере 0,024 Гкал на квадратный метр в месяц на основании дифференциации многоквартирных домов и жилых домов по группам, имеющим аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства (пункт 2).
В дальнейшем решением Совета от 27.01.2012 N 11-41/1 внесены изменения в решение Совета от 24.03.2009 N 11-41/1: пункт 2 отменен (опубликовано в газете в газете "Сияние Севера" от 01.02.2012, N 13 (5343)).
Общество сочло, что решение от 24.03.2009 N 11-10/1 не соответствует пункту 16 Правил N 306, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), пунктами 1, 2, 3, 5, 6, 9, 10, 19, 20, 23, 24, 44 Правил N 306, суд первой инстанции пришел к выводам, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом и соответствует действующему законодательству, поэтому отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определяют Правила N 306.
Согласно пунктам 2 и 3 Правил N 306 норматив потребления коммунальных услуг - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета, предназначенный для определения размера платы за коммунальные услуги.
В пункте 4 Правил N 306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы местного самоуправления.
Организация теплоснабжения, регулирование тарифов на товары и услуги коммунального комплекса в границах сельского поселения "Дутово" относится к компетенции Совета (пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, статьи 16, 17 Устава муниципального образования сельского поселения "Дутово").
Следовательно, оспариваемое решение принято Советом в пределах предоставленных полномочий.
В части 1 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
Орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае несоответствия его требованиям действующего законодательства. Эти полномочия следуют из положений части 4 статьи 7, пунктом 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ. Отменяющий акт должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Из материалов дела следует и суд установил, что Совет решением от 24.03.2009 N 11-10/1 отменил с 31.03.2009 решение от 05.11.2008 N 11-1/8 и установил с 01.04.2009 новый норматив потребления тепловой энергии для населения на территории муниципального образования сельского поселения "Дутово".
Следовательно, в силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Совет должен доказать, что отмененный нормативный акт не соответствовал действующему законодательству.
Согласно пунктам 9 и 10 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
В силу подпункта "д" пункта 5 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 Правил N 306).
На основании пункта 19 Правил N 306 при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
В пункте 20 Правил N 306 определено, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод.
Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами (пункт 24 Правил N 306).
В пункте 23 Правил установлено, что расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Суд установил, что при установлении нормативов потребления тепловой энергии в связи с отсутствием проектных и паспортных данных многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета, в соответствии с Правилами N 306 был применен расчетный метод.
В силу пункта 44 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к правилам (формула 6).
Норматив отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) рассчитывается по формуле с учетом количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год), и общей площади жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
Количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется по формуле с учетом часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирного или жилого дома (ккал/час). Для многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, она определяется исходя из проектных данных домов; в случае отсутствия проектных данных - по паспортам домов.
При отсутствии проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка рассчитывается по формуле с учетом нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренного в таблице 7 и дифференцированного в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха, количества этажей и года постройки многоквартирного дома или жилого дома, и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома или помещений жилого дома.
Как следует из материалов дела и установил суд, решением Совета от 05.11.2008 N 11-1/8 в нарушение требований пунктов 5, 6, 9, 10 Правил N 306 установлен единый норматив потребления тепловой энергии для всех жилых помещений без учета конструктивных и технических параметров, степени благоустройства отапливаемых домов.
В то же время жилые дома, в отношении которых установлены нормативы потребления тепловой энергии, имеют различные конструктивные особенности, в том числе объем жилых помещений, материалы крыши (шифер, железо, доски), стен (брус, щиты, бревно).
Исследований, свидетельствующих об отсутствии значительного влияния на объем потребления коммунального ресурса различных материалов стен, крыш, объема жилых помещений, Общество не осуществляло и соответствующих документов в материалы дела не представило.
Утвержденный решением Совета норматив отопления был определен расчетным путем Обществом и представлен в уполномоченный орган как экономически обоснованный.
При расчете нормативов отопления Общество использовало значения, предусмотренные в таблице 7 раздела II приложения к Правилам N 306. При этом значения общей площади жилых помещений многоквартирных домов (в зависимости от этажности), не оборудованных приборами учета тепловой энергии (9644,5 квадратного метра (одноэтажные дома) и 2958,5 квадратного метра (двухэтажные жилые дома), всего 12 603 квадратных метра), Общество взяло из исходных данных (таблица 2 к расчету).
Однако приведенные данные расходятся с представленными Советом данными, согласно которым площадь жилых домов с центральным отоплением составила 12 003 квадратных метра. Общество, применив в расчетах показатель 12 603 квадратных метра, документально не обосновало его использование.
Таким образом, при утверждении нормативов потребления требования Правил N 306 не соблюдены, расчеты выполнены с нарушением формулы расчета норматива отопления.
При таких обстоятельствах Совет в порядке самоконтроля правомерно отменил оспариваемым решением ранее принятое решение от 05.11.2008 N 11-1/8, как не соответствующее требованиям законодательства.
С учетом изложенного суд пришел к выводам о том, что решение Совета от 24.03.2009 N 11-10/1 (в редакции решения Совета от 27.01.2012 N 11-41/1) об отмене решения от 05.11.2008 N 11-1/8 соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества, поэтому правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
В связи с этим приведенные в кассационной жалобе доводы, в том числе относительно отсутствия оснований для досрочного пересмотра и отмены норматива, отклоняются.
Арбитражный суд Республики Коми правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на Общество.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2012 по делу N А29-10638/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вуктыльская Тепловая Компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вуктыльская Тепловая Компания" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 15.08.2012 N 12.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ю.БАШЕВА
Н.Ю.БАШЕВА
Судьи
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
А.И.ЧИГРАКОВ
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
А.И.ЧИГРАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)