Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.11.2011 ПО ДЕЛУ N А57-1933/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2011 г. по делу N А57-1933/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.04.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011
по делу N А57-1933/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющей организации "Жилкомплекс" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области от 28.10.2010 N 223 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению от 28.10.2010 N 223 в части отказа в возмещении налога в сумме 1 596 033 руб., решения Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 30.12.2010 в указанной части, об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области устранить допущенные нарушения путем осуществления возмещения налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 года,
установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющей организации "Жилкомплекс" (далее - ООО Управляющей организации "Жилкомплекс", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании недействительными решения Инспекции от 28.10.2010 N 223 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению от 28.10.2010 N 223 в части отказа в возмещении налога в сумме 1 596 033 руб., решения Управления от 30.12.2010 в указанной части, об обязании Инспекцию устранить допущенные нарушения путем осуществления возмещения налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 года.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.04.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган и Управление обратились в кассационную инстанцию с жалобами, в которых просят об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, коллегия считает жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 27.04.2010 ООО Управляющая организация "Жилкомплекс" представило уточненную налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2009 года, в соответствии с которой сумма НДС, заявленная к вычету составила 2 162 263 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесены решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.10.2010 N 6349 и об отказе налогоплательщику в возмещении НДС в сумме 1 601 548 руб. Налогоплательщик в ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции подтвердил факт своего извещения о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки.
ООО Управляющая организация "Жилкомплекс" обжаловало в вышестоящий налоговый орган решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.20.2010 N 6349.
30 декабря 2010 года Управлением обжалуемое решение оставлено без изменения.
Налогоплательщик не согласился с решением Инспекции от 28.10.2010 N 223 и решением Управления от 30.12.2010 в указанной части, и обратился в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходили из следующего.
Согласно пункту 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ выставленные продавцом счета-фактуры должны соответствовать требованиям, предъявляемым пунктом 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения включает плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 1 статьи 162 НК РФ, пунктом 2 статьи 162, пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ, пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ, пунктом 1 статьи 156 ЖК РФ, пунктом 2 статьи 158 ЖК РФ, пунктом 1 статьи 159 ЖК РФ, подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 ЖК РФ бюджетные средства, полученные заявителем от Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Саратова на основании Закона N 185-ФЗ, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу о том, что налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, то есть без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
Согласно статьям 171, 172 НК РФ налогоплательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога на суммы налога, предъявленные ему и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Пунктом 1 статьи 176 НК РФ, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 1. 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату).
На основании статьи 1 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Пунктом 6 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ предусмотрено, что участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ целями деятельности Фонда являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Перечисленные цели реализуются посредством предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда на основании заявок.
Статьей 18 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ указанного Закона предусмотрено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Субъектом Российской Федерации может быть установлен минимальный размер софинансирования за счет средств бюджетов муниципальных образований. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.02.2009 N 72 утверждена адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2009 год, в соответствии с которой дома, находящиеся в управлении ООО Управляющая организация "Жилкомплекс", включены в нее.
По настоящему делу установлено, что налогоплательщик получал бюджетные средства на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, что подтверждено платежными поручениями.
Как видно из материалов дела, заявителем для выполнения работ по капитальному ремонту привлечены подрядные организации. Указанными организациями выставлены счета-фактуры, налогоплательщиком выполненные работы оплачены, что подтверждено платежными поручениями.
Факт осуществления работ подрядными организациями, налоговый орган не оспаривает, реальность хозяйственных операций под сомнения им не поставлена. Каких-либо претензий к документальному оформлению хозяйственных операций налоговым органом не заявлено. Доказательств получения ООО Управляющая организация "Жилкомплекс" необоснованной налоговой выгоды налоговыми органами судам не представлено.
В связи с этим, законные основания для отказа в предоставлении налоговых вычетов отсутствуют.
Правоотношения общества с собственниками помещений в многоквартирном доме основаны на договоре управления многоквартирным домом (далее - договор управления, договор), которым предусмотрено, что общество от своего имени и за счет собственника за вознаграждение обязуется осуществлять деятельность, направленную на организацию предоставления собственнику услуг по управлению, ремонту общего имущества и коммунальных услуг.
Согласно статье 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предоставлять собственникам коммунальные услуги. На оценку взаимоотношений сторон по договору управления не влияет, собственными ли силами выполняет такие работы общество или в этих целях оно привлекает других лиц. При таких обстоятельствах налогоплательщик обязан определять налоговую базу по НДС и налогу на прибыль в соответствии с положениями статей 153, 249, 274 НК РФ.
По настоящему делу установлено, что Общество получало бюджетные средства согласно законодательству в виде субсидий. Указанные средства поступали в распоряжение Общества, которое расходовало их на обеспечение задач по жилищно-коммунальному содержанию жилищного фонда, а именно услуг по капитальному ремонту.
ООО Управляющей организации "Жилкомплекс" данные средства, так же как и средства, получаемые от потребителей оказываемых им услуг, вправе было расходовать по своему усмотрению на уставные цели. Каких-либо доказательств выделения этих средств непосредственно для возмещения сумм НДС, уплаченных контрагентам, в материалах дела не имеется.
В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ вычеты.
Вычетам, в частности, подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых облагаемыми этим налогом в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
Право на вычет и возмещение НДС сохраняется у налогоплательщика вне зависимости от того, за счет каких источников был уплачен данный НДС.
Таким образом, понятие содержание и ремонт включает в себя предоставление гражданам услуг по капитальному ремонту.
В связи с чем со ссылкой на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 суды обоснованно указали, что реализация населению жилищно-коммунальных услуг облагается НДС на общих основаниях.
Следовательно, реализация населению услуги по капитальному ремонту, также является объектом обложения НДС.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.04.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011 по делу N А57-1933/2011 оставить без изменений, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)