Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.06.2005 N А72-11428/04-10/900

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 2 июня 2005 года Дело N А72-11428/04-10/900

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго", г. Ульяновск,
на решение от 08.02.2005 и на Постановление апелляционной инстанции от 25.03.2005 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-11428/04-10/900
по заявлению Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго", г. Ульяновск, к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, третьи лица: Прокуратура Засвияжского района города Ульяновска, Прокуратура Ульяновской области, г. Ульяновск, об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Ульяновскэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об отмене Постановления N 107 от 26.10.2004 Государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее - Жилищная инспекция) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 Кодекса об административной ответственности Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 08.02.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.03.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить требования Общества, указывая на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, Общество не является субъектом административного правонарушения, поскольку не является исполнителем в сфере жилищно-коммунальных услуг. Ответственность за неисполнение своего обязательства по поставке тепловой энергии общество несет перед контрагентом по договору - Открытым акционерным обществом "Ульяновский механический завод" (далее - ОАО "Ульяновский механический завод"), но не перед жителями домов, добросовестно оплачивающими тепловую энергию.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Жилищной инспекции - возражения на них.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Постановлением прокурора Засвияжского района города Ульяновска от 01.09.2004 было возбуждено дело в отношении Общества об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ дело об административном правонарушении направлено в государственную Жилищную инспекцию Ульяновской области для рассмотрения и принятия решения по существу.
Жилищная инспекция приняла Постановление N 107 от 26.10.2004, которым привлекла Общество к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 руб. за нарушение режима обеспечения населения горячим водоснабжением, а именно за отсутствие горячего водоснабжения в жилых домах, находящихся на балансе ОАО "Ульяновский механический завод" с мая 2004 г. По мнению Жилищной инспекции, Обществом нарушены п. 4.16.1 ГОСТа Р 51617-2000, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1099.
Не согласившись с вынесенным Постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, судебные инстанции исходили из того, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения установленного ст. 7.23 КоАП РФ. Судебные инстанции указали, что нормативный уровень и режим обеспечения могут осуществлять не потребители энергии, а только производители (продавцы) энергии, которые регулируют, контролируют (пломбируют) принадлежащие приборы (сети), что установлено п. п. 1.1, 1.2, 1.5 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1099 от 26.09.94 (с последующими изменениями, далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Поскольку Общество является производителем тепловой энергии, Общество является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями не учтено следующее.
Как усматривается из материалов дела, между Обществом (энергоснабжающая организация) и ОАО "Ульяновский механический завод" (абонент) заключен договор N 17 от 24.03.97 на поставку и потребление тепловой энергии.
Данным договором определено, что энергоснабжающая организация обязуется поставлять абоненту тепловую энергию в соответствии с установленным планом теплопотребления, а абонент - принять и оплатить потребленную тепловую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Согласно данному договору Общество производило отпуск тепловой энергии ОАО "Ульяновский механический завод", в том числе в жилые дома, находящиеся на балансе ОАО "Ульяновский механический завод".
Пунктом 2.2.3 указанного договора предусмотрено, что энергоснабжающая организация имеет право прекращать отпуск тепловой энергии полностью или частично после предупреждения абонента, в том числе за неоплату (полностью или частично) или несвоевременную оплату платежных документов в установленные договором сроки.
В связи с наличием задолженности по оплате потребленной тепловой энергии обществом абоненту - ОАО "Ульяновский механический завод" - было направлено уведомление N 2156 от 05.04.2004 о прекращении поставки тепловой энергии, а 08.04.2004 была прекращена поставка тепловой энергии ЖКО Открытого акционерного общества "Ульяновский механический завод" с границ раздела, о чем свидетельствует соответствующий акт-предписание.
В соответствии со ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Одним из оснований, предусмотренных ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, является неоднократное нарушение сроков оплаты товаров.
Пункт 8.4 договора N 17 от 24.03.97 содержит условие, позволяющее Обществу в случае неисполнения абонентом обязанности по оплате в установленные договором сроки отпущенной тепловой энергии, предупредив последнее, ограничить или прекратить ее подачу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.98 утвержден Порядок прекращения и ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок прекращения и ограничения подачи электрической и тепловой энергии).
В связи с имеющейся у ОАО "Ульяновский механический завод" задолженностью перед Обществом в размере 8842342,31 руб., руководствуясь Порядком прекращения и ограничения подачи электрической и тепловой энергии, Общество прекратило подачу тепловой энергии.
В соответствии с п. 6 Порядка прекращения и ограничения подачи электрической и тепловой энергии в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
На основании п. 1.5 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан предоставить потребителю (гражданину) коммунальные услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила предоставления коммунальных услуг.
Действие Правил распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.
Поскольку Общество не состоит в договорных отношениях с жильцами дома, судебная коллегия считает, что обязанность по предоставлению коммунальных услуг соответствующего качества лежит на ОАО "Ульяновский механический завод", заключившем договор с Обществом на поставку и потребление тепловой энергии.
Согласно условиям договора N 17 от 24.03.97 ОАО "Ульяновский механический завод" несет самостоятельные обязательства по оплате тепловой энергии независимо от фактической оплаты потребителями, в связи с чем ограничение Обществом подачи тепловой энергии в случаях, предусмотренных договором (в частности раздел 6 договора), не противоречит п. 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, именно ОАО "Ульяновский механический завод" в лице ЖКО ОАО "Ульяновский механический завод" является исполнителем услуг по снабжению тепловой энергией, и именно оно должно было обеспечить бесперебойное поступление горячей воды потребителям, не имеющим задолженности.
Такая же позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 10998/04 от 01.03.2005.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что оспариваемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 286, ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.02.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 25.03.2005 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-11428/04-10/900 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Постановление Государственной жилищной инспекции Ульяновской области N 107 от 26.10.2004 о привлечении ОАО "Ульяновскэнерго" к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП Российской Федерации и взыскании штрафа в размере 10000 руб. отменить. Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 2 июня 2005 года Дело N А72-11428/04-10/900

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго", г. Ульяновск,
на решение от 08.02.2005 и на Постановление апелляционной инстанции от 25.03.2005 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-11428/04-10/900
по заявлению Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго", г. Ульяновск, к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, третьи лица: Прокуратура Засвияжского района города Ульяновска, Прокуратура Ульяновской области, г. Ульяновск, об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Ульяновскэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об отмене Постановления N 107 от 26.10.2004 Государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее - Жилищная инспекция) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 Кодекса об административной ответственности Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 08.02.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.03.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить требования Общества, указывая на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, Общество не является субъектом административного правонарушения, поскольку не является исполнителем в сфере жилищно-коммунальных услуг. Ответственность за неисполнение своего обязательства по поставке тепловой энергии общество несет перед контрагентом по договору - Открытым акционерным обществом "Ульяновский механический завод" (далее - ОАО "Ульяновский механический завод"), но не перед жителями домов, добросовестно оплачивающими тепловую энергию.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Жилищной инспекции - возражения на них.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Постановлением прокурора Засвияжского района города Ульяновска от 01.09.2004 было возбуждено дело в отношении Общества об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ дело об административном правонарушении направлено в государственную Жилищную инспекцию Ульяновской области для рассмотрения и принятия решения по существу.
Жилищная инспекция приняла Постановление N 107 от 26.10.2004, которым привлекла Общество к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 руб. за нарушение режима обеспечения населения горячим водоснабжением, а именно за отсутствие горячего водоснабжения в жилых домах, находящихся на балансе ОАО "Ульяновский механический завод" с мая 2004 г. По мнению Жилищной инспекции, Обществом нарушены п. 4.16.1 ГОСТа Р 51617-2000, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1099.
Не согласившись с вынесенным Постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, судебные инстанции исходили из того, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения установленного ст. 7.23 КоАП РФ. Судебные инстанции указали, что нормативный уровень и режим обеспечения могут осуществлять не потребители энергии, а только производители (продавцы) энергии, которые регулируют, контролируют (пломбируют) принадлежащие приборы (сети), что установлено п. п. 1.1, 1.2, 1.5 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1099 от 26.09.94 (с последующими изменениями, далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Поскольку Общество является производителем тепловой энергии, Общество является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями не учтено следующее.
Как усматривается из материалов дела, между Обществом (энергоснабжающая организация) и ОАО "Ульяновский механический завод" (абонент) заключен договор N 17 от 24.03.97 на поставку и потребление тепловой энергии.
Данным договором определено, что энергоснабжающая организация обязуется поставлять абоненту тепловую энергию в соответствии с установленным планом теплопотребления, а абонент - принять и оплатить потребленную тепловую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Согласно данному договору Общество производило отпуск тепловой энергии ОАО "Ульяновский механический завод", в том числе в жилые дома, находящиеся на балансе ОАО "Ульяновский механический завод".
Пунктом 2.2.3 указанного договора предусмотрено, что энергоснабжающая организация имеет право прекращать отпуск тепловой энергии полностью или частично после предупреждения абонента, в том числе за неоплату (полностью или частично) или несвоевременную оплату платежных документов в установленные договором сроки.
В связи с наличием задолженности по оплате потребленной тепловой энергии обществом абоненту - ОАО "Ульяновский механический завод" - было направлено уведомление N 2156 от 05.04.2004 о прекращении поставки тепловой энергии, а 08.04.2004 была прекращена поставка тепловой энергии ЖКО Открытого акционерного общества "Ульяновский механический завод" с границ раздела, о чем свидетельствует соответствующий акт-предписание.
В соответствии со ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Одним из оснований, предусмотренных ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, является неоднократное нарушение сроков оплаты товаров.
Пункт 8.4 договора N 17 от 24.03.97 содержит условие, позволяющее Обществу в случае неисполнения абонентом обязанности по оплате в установленные договором сроки отпущенной тепловой энергии, предупредив последнее, ограничить или прекратить ее подачу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.98 утвержден Порядок прекращения и ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок прекращения и ограничения подачи электрической и тепловой энергии).
В связи с имеющейся у ОАО "Ульяновский механический завод" задолженностью перед Обществом в размере 8842342,31 руб., руководствуясь Порядком прекращения и ограничения подачи электрической и тепловой энергии, Общество прекратило подачу тепловой энергии.
В соответствии с п. 6 Порядка прекращения и ограничения подачи электрической и тепловой энергии в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
На основании п. 1.5 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан предоставить потребителю (гражданину) коммунальные услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила предоставления коммунальных услуг.
Действие Правил распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.
Поскольку Общество не состоит в договорных отношениях с жильцами дома, судебная коллегия считает, что обязанность по предоставлению коммунальных услуг соответствующего качества лежит на ОАО "Ульяновский механический завод", заключившем договор с Обществом на поставку и потребление тепловой энергии.
Согласно условиям договора N 17 от 24.03.97 ОАО "Ульяновский механический завод" несет самостоятельные обязательства по оплате тепловой энергии независимо от фактической оплаты потребителями, в связи с чем ограничение Обществом подачи тепловой энергии в случаях, предусмотренных договором (в частности раздел 6 договора), не противоречит п. 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, именно ОАО "Ульяновский механический завод" в лице ЖКО ОАО "Ульяновский механический завод" является исполнителем услуг по снабжению тепловой энергией, и именно оно должно было обеспечить бесперебойное поступление горячей воды потребителям, не имеющим задолженности.
Такая же позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 10998/04 от 01.03.2005.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что оспариваемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 286, ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.02.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 25.03.2005 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-11428/04-10/900 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Постановление Государственной жилищной инспекции Ульяновской области N 107 от 26.10.2004 о привлечении ОАО "Ульяновскэнерго" к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП Российской Федерации и взыскании штрафа в размере 10000 руб. отменить. Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)