Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаткиной М.Т.,
при участии в судебном заседании:
от муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети" - Турубанов В.А. по доверенности N 5 от 11.01.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети" (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 августа 2011 года
по делу N А12-9670/2011, принятое судьей Пономаревой Е.В.,
по заявлению муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети" (г. Волгоград)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград)
третьи лица: открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (г. Волгоград), общество с ограниченной ответственностью "РЭС-Энергосбыт" (г. Волгоград)
о признании незаконным и отмене постановления о наложении административного штрафа,
установил:
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.08.2011 г. отказано в удовлетворении требования муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети" (далее - МУПП "ВМЭС", предприятие) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС России по Волгоградской области, административный орган) о наложении штрафа по делу N 11-01-9.16-04/83 об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
МУПП "ВМЭС" не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
УФАС России по Волгоградской области считает принятое по делу решение законным и обоснованным, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей УФАС России по Волгоградской области, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации полномочий УФАС России по Волгоградской области в адрес МУПП "ВМЭС" направлен запрос от 27.01.2011 г. N 04-16/419 о представлении информации о направлении предложений об оснащении приборами учета в рамках реализации обязанности, определенной ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из письма МУПП "ВМЭС" от 31.01.2011 г. N ВМЭС/0295-11 следует, что в связи с отсутствием у предприятия точных адресных реквизитов собственников жилых домов, указанных в ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также лиц, представляющих интересы собственников, указанных в ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ, предприятие 26.06.2010 г. в адрес гарантирующих поставщиков открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", общества с ограниченной ответственностью "РЭС-Энергосбыт" направило письма N ВМЭС/1892-10, ВМЭС/1893-10 о необходимости направить в адрес потребителей, заключивших договор энергосбережения и подключенных к электрическим сетям МУПП "ВМЭС", письма с предложением об оснащении приборами учета используемой электрической энергии. По имеющимся в распоряжении предприятия адресным данным предприятие направило письма с предложением об оснащении приборами учета используемой электрической энергии в адрес ряда товариществ собственников жилья и управляющих компаний.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении МУПП "ВМЭС" протокола об административном правонарушении от 22.02.2011 N 11-01-9.16-04/83, предусмотренном ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ.
Постановлением от 25.05.2011 г. о наложении штрафа по делу N 11-01-9.16-04/83 об административном правонарушении МУПП "ВМЭС" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в сумме 100 000 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в действиях предприятия имеется состав вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Частью 6 ст. 9.16 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным.
В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно ч. 10 ст. 13 вышеупомянутого Закона до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации (далее - предложения, предложения об оснащении приборами учета).
Анализ положений ч. 9 и ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что обязанность по предоставлению до 01.07.2010 собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, приборов учета используемых энергетических ресурсов возложена на организации которые: осуществляют снабжение газом либо осуществляют их передачу; сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования; осуществляющие деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета.
Судом первой инстанции на основании материалов дела установлено, что МУПП "ВМЭС" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергией с использованием объектов электросетевого хозяйства.
Согласно п. 2.2 устава МУПП "ВМЭС" одним из видов деятельности, которые осуществляет предприятие, является передача электроэнергии.
Из представленных в материалы административного дела реестров актов раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с потребителями по Краснооктябрьскому и Тракторозаводскому, Ворошиловскому и Советскому, Центральному и Дзержинскому, Кировскому и Красноармейскому районам следует, что у МУПП "ВМЭС" оформлены акты раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с рядом потребителей, относящихся к категориям лиц, указанным в ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ (товарищества собственников жилья "Н. Отрады-4", "На Штеменко 33", "На Поддубного", "Еременко 36").
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что предприятие относится к организациям, указанным в ч. 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть осуществляет передачу соответствующего энергетического ресурса (электроэнергии) и его сети инженерно-технического обеспечения имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемого энергетического ресурса.
Следовательно, предприятие обязано было в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в срок до 01.07.2010 г. предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложение об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Однако МУПП "ВМЭС" не представило доказательств того, что всем абонентам направлялись предложения согласно требованиям ч. 10 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" и данные предложения получены непосредственно абонентами, а именно доказательства того, что абонентам доведена информация непосредственно затрагивающая их права и обязанности, определенные в ч. 9, ч. 10 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" и Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 г. N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов".
Таких доказательств не представлено и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Доводы МУПП "ВМЭС" о том, что 28.06.2011 г. предприятием в адрес гарантирующих поставщиков ОАО "Волгоградэнергосбыт" и ООО "РЭС-Энергосбыт" направлены письма с указанием на необходимость направить в адрес потребителей, заключивших договоры энергоснабжения и подключенных к электрическим сетям МУПП "ВМЭС", письма с предложениями об оснащении приборами учета используемой электрической энергии, о непредставлении предприятию до настоящего времени гарантирующими поставщиками сведений о направлении предложений, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно пункту 6 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, в соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.
Во исполнение п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530 открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" заключило с муниципальным унитарным производственным предприятием "Волгоградские межрайонные электрические сети" 30.04.2011 г. договор N 10-пэ/2009 на оказание услуг по передаче электрической энергии, согласно условиям которого предприятие приняло на себя обязанности осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей от точек приема электрической энергии в сеть исполнителя муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети" до точек отпуска потребителям.
Из вышеизложенного следует, что гарантирующие поставщики не относятся к организациям, указанным в ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", и не обязаны направлять предложения об оснащении приборами учета, так как не владеют сетями (объектами электросетевого хозяйства), имеющими непосредственное присоединения к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов. Обязанность по направлению предложений об оснащении приборами учета в данном случае лежит на сетевой организации МУПП "ВЭМС".
Пунктом 11 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530, установлено, что обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии является наличие заключенного покупателем и продавцом электрической энергии договора купли-продажи (поставки) электрической энергии. Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация и потребитель, энергопринимающие устройства которого присоединены к электрическим сетям соответствующей сетевой организации, представляют сетевой организации для осуществления ею контроля за выполнением указанного условия следующие сведения: наименование покупателя электрической энергии, передаваемой с использованием электрических сетей данной сетевой организации, - юридического лица (фамилия, имя и отчество физического лица), место нахождения юридического лица (место жительства физического лица), его точки поставки на розничном рынке, платежные реквизиты; сведения о заключении, об изменении и о расторжении договора, на основании которого обеспечивается снабжение электрической энергией указанного покупателя, а также основные условия этого договора, позволяющие определить объем и режим подачи электрической энергии.
Сетевые организации проверяют достоверность представленных в соответствии с настоящим пунктом сведений.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что у заявителя, являющегося сетевой организацией, должны были находиться данные, достаточные для направления предложений об оснащении приборами учета лицам, указанным в части 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности".
Отсутствие у предприятия указанных в п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 сведений в связи с тем, что гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, потребители при заключении договора купли-продажи электрической энергии в нарушение действующего законодательства не направили в адрес сетевой организации вышеуказанные сведения, по мнению суда апелляционной инстанции не может служить основанием для освобождения последнего от административной ответственности.
Довод предприятия об установке приборов учета в частном секторе и общедомовых приборов учета в многоквартирных домах также является необоснованным, поскольку оснащение отдельных объектов приборами учета не освобождает от обязанности направлять предложения лицам, которым направление таких предложений является обязательным.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
У предприятия имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В случае отсутствия сведений, необходимых для направления предложений, заявитель должен был принять необходимые меры для их получения, так как именно на нем лежала обязанность направления предложений об оснащении приборами учета. Доказательств совершения предприятием действий, необходимых для исполнения требований ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", заявителем представлено не было.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях предприятия имеется состав вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Процессуальных нарушений антимонопольным органом при привлечении к административной ответственности не допущено.
В апелляционной жалобе Предприятие ссылается на то, что объективную сторону административного правонарушения составляет игнорирование организацией обязанностей по установке, замене, эксплуатации приборов учета, является ошибочным и подлежит отклонению, так как игнорирование (неисполнение) организациями обязанностей по установке, замене, эксплуатации приборов учета являются самостоятельными правонарушениями и при наличии определенных обстоятельств могут быть квалифицированы по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
Довод предприятия об установке приборов учета в частном секторе и общедомовых приборов учета в многоквартирном домах также является необоснованным, поскольку оснащение отдельных объектов приборами учета не освобождает организации, указанные в ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" от обязанности направлять предложения лицам, которые направление таких предложений является обязательным.
При таких обстоятельствах принятый по делу судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 августа 2011 года по делу N А12-9670/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
Ю.А.КОМНАТНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2011 ПО ДЕЛУ N А12-9670/2011
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2011 г. по делу N А12-9670/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаткиной М.Т.,
при участии в судебном заседании:
от муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети" - Турубанов В.А. по доверенности N 5 от 11.01.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети" (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 августа 2011 года
по делу N А12-9670/2011, принятое судьей Пономаревой Е.В.,
по заявлению муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети" (г. Волгоград)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград)
третьи лица: открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (г. Волгоград), общество с ограниченной ответственностью "РЭС-Энергосбыт" (г. Волгоград)
о признании незаконным и отмене постановления о наложении административного штрафа,
установил:
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.08.2011 г. отказано в удовлетворении требования муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети" (далее - МУПП "ВМЭС", предприятие) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС России по Волгоградской области, административный орган) о наложении штрафа по делу N 11-01-9.16-04/83 об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
МУПП "ВМЭС" не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
УФАС России по Волгоградской области считает принятое по делу решение законным и обоснованным, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей УФАС России по Волгоградской области, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации полномочий УФАС России по Волгоградской области в адрес МУПП "ВМЭС" направлен запрос от 27.01.2011 г. N 04-16/419 о представлении информации о направлении предложений об оснащении приборами учета в рамках реализации обязанности, определенной ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из письма МУПП "ВМЭС" от 31.01.2011 г. N ВМЭС/0295-11 следует, что в связи с отсутствием у предприятия точных адресных реквизитов собственников жилых домов, указанных в ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также лиц, представляющих интересы собственников, указанных в ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ, предприятие 26.06.2010 г. в адрес гарантирующих поставщиков открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", общества с ограниченной ответственностью "РЭС-Энергосбыт" направило письма N ВМЭС/1892-10, ВМЭС/1893-10 о необходимости направить в адрес потребителей, заключивших договор энергосбережения и подключенных к электрическим сетям МУПП "ВМЭС", письма с предложением об оснащении приборами учета используемой электрической энергии. По имеющимся в распоряжении предприятия адресным данным предприятие направило письма с предложением об оснащении приборами учета используемой электрической энергии в адрес ряда товариществ собственников жилья и управляющих компаний.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении МУПП "ВМЭС" протокола об административном правонарушении от 22.02.2011 N 11-01-9.16-04/83, предусмотренном ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ.
Постановлением от 25.05.2011 г. о наложении штрафа по делу N 11-01-9.16-04/83 об административном правонарушении МУПП "ВМЭС" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в сумме 100 000 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в действиях предприятия имеется состав вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Частью 6 ст. 9.16 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным.
В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно ч. 10 ст. 13 вышеупомянутого Закона до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации (далее - предложения, предложения об оснащении приборами учета).
Анализ положений ч. 9 и ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что обязанность по предоставлению до 01.07.2010 собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, приборов учета используемых энергетических ресурсов возложена на организации которые: осуществляют снабжение газом либо осуществляют их передачу; сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования; осуществляющие деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета.
Судом первой инстанции на основании материалов дела установлено, что МУПП "ВМЭС" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергией с использованием объектов электросетевого хозяйства.
Согласно п. 2.2 устава МУПП "ВМЭС" одним из видов деятельности, которые осуществляет предприятие, является передача электроэнергии.
Из представленных в материалы административного дела реестров актов раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с потребителями по Краснооктябрьскому и Тракторозаводскому, Ворошиловскому и Советскому, Центральному и Дзержинскому, Кировскому и Красноармейскому районам следует, что у МУПП "ВМЭС" оформлены акты раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с рядом потребителей, относящихся к категориям лиц, указанным в ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ (товарищества собственников жилья "Н. Отрады-4", "На Штеменко 33", "На Поддубного", "Еременко 36").
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что предприятие относится к организациям, указанным в ч. 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть осуществляет передачу соответствующего энергетического ресурса (электроэнергии) и его сети инженерно-технического обеспечения имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемого энергетического ресурса.
Следовательно, предприятие обязано было в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в срок до 01.07.2010 г. предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложение об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Однако МУПП "ВМЭС" не представило доказательств того, что всем абонентам направлялись предложения согласно требованиям ч. 10 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" и данные предложения получены непосредственно абонентами, а именно доказательства того, что абонентам доведена информация непосредственно затрагивающая их права и обязанности, определенные в ч. 9, ч. 10 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" и Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 г. N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов".
Таких доказательств не представлено и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Доводы МУПП "ВМЭС" о том, что 28.06.2011 г. предприятием в адрес гарантирующих поставщиков ОАО "Волгоградэнергосбыт" и ООО "РЭС-Энергосбыт" направлены письма с указанием на необходимость направить в адрес потребителей, заключивших договоры энергоснабжения и подключенных к электрическим сетям МУПП "ВМЭС", письма с предложениями об оснащении приборами учета используемой электрической энергии, о непредставлении предприятию до настоящего времени гарантирующими поставщиками сведений о направлении предложений, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно пункту 6 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, в соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.
Во исполнение п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530 открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" заключило с муниципальным унитарным производственным предприятием "Волгоградские межрайонные электрические сети" 30.04.2011 г. договор N 10-пэ/2009 на оказание услуг по передаче электрической энергии, согласно условиям которого предприятие приняло на себя обязанности осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей от точек приема электрической энергии в сеть исполнителя муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети" до точек отпуска потребителям.
Из вышеизложенного следует, что гарантирующие поставщики не относятся к организациям, указанным в ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", и не обязаны направлять предложения об оснащении приборами учета, так как не владеют сетями (объектами электросетевого хозяйства), имеющими непосредственное присоединения к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов. Обязанность по направлению предложений об оснащении приборами учета в данном случае лежит на сетевой организации МУПП "ВЭМС".
Пунктом 11 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530, установлено, что обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии является наличие заключенного покупателем и продавцом электрической энергии договора купли-продажи (поставки) электрической энергии. Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация и потребитель, энергопринимающие устройства которого присоединены к электрическим сетям соответствующей сетевой организации, представляют сетевой организации для осуществления ею контроля за выполнением указанного условия следующие сведения: наименование покупателя электрической энергии, передаваемой с использованием электрических сетей данной сетевой организации, - юридического лица (фамилия, имя и отчество физического лица), место нахождения юридического лица (место жительства физического лица), его точки поставки на розничном рынке, платежные реквизиты; сведения о заключении, об изменении и о расторжении договора, на основании которого обеспечивается снабжение электрической энергией указанного покупателя, а также основные условия этого договора, позволяющие определить объем и режим подачи электрической энергии.
Сетевые организации проверяют достоверность представленных в соответствии с настоящим пунктом сведений.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что у заявителя, являющегося сетевой организацией, должны были находиться данные, достаточные для направления предложений об оснащении приборами учета лицам, указанным в части 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности".
Отсутствие у предприятия указанных в п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 сведений в связи с тем, что гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, потребители при заключении договора купли-продажи электрической энергии в нарушение действующего законодательства не направили в адрес сетевой организации вышеуказанные сведения, по мнению суда апелляционной инстанции не может служить основанием для освобождения последнего от административной ответственности.
Довод предприятия об установке приборов учета в частном секторе и общедомовых приборов учета в многоквартирных домах также является необоснованным, поскольку оснащение отдельных объектов приборами учета не освобождает от обязанности направлять предложения лицам, которым направление таких предложений является обязательным.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
У предприятия имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В случае отсутствия сведений, необходимых для направления предложений, заявитель должен был принять необходимые меры для их получения, так как именно на нем лежала обязанность направления предложений об оснащении приборами учета. Доказательств совершения предприятием действий, необходимых для исполнения требований ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", заявителем представлено не было.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях предприятия имеется состав вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Процессуальных нарушений антимонопольным органом при привлечении к административной ответственности не допущено.
В апелляционной жалобе Предприятие ссылается на то, что объективную сторону административного правонарушения составляет игнорирование организацией обязанностей по установке, замене, эксплуатации приборов учета, является ошибочным и подлежит отклонению, так как игнорирование (неисполнение) организациями обязанностей по установке, замене, эксплуатации приборов учета являются самостоятельными правонарушениями и при наличии определенных обстоятельств могут быть квалифицированы по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
Довод предприятия об установке приборов учета в частном секторе и общедомовых приборов учета в многоквартирном домах также является необоснованным, поскольку оснащение отдельных объектов приборами учета не освобождает организации, указанные в ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" от обязанности направлять предложения лицам, которые направление таких предложений является обязательным.
При таких обстоятельствах принятый по делу судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 августа 2011 года по делу N А12-9670/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
Ю.А.КОМНАТНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)