Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.12.2011 ПО ДЕЛУ N А41-28477/11

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2011 г. по делу N А41-28477/11


Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Астафьева Г.А., доверенность от 06.12.2010,
- от заинтересованного лица: Глазкова А.Н., доверенность от 24.01.2011 N 15/27-32;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевская Теплосеть" (ИНН: 5034022668, ОГРН: 1055007117637) на решение Арбитражного суда Московской области от 06.10.2011 по делу N А41-28477/11, принятое судьей Денисовым А.Э., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевская Теплосеть" к территориальному отделу управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в городах Орехово-Зуево, Электрогорск, Орехово-Зуевскому, Павлово-Посадскому районам об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 08.07.2011 N 110/11,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевская Теплосеть" (далее - ООО "Орехово-Зуевская Теплосеть", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к территориальному отделу управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в городах Орехово-Зуево, Электрогорск, Орехово-Зуевскому, Павлово-Посадскому районам (далее - ТО Роспотребнадзора по МО в городах Орехово-Зуево, Электрогорск, Орехово-Зуевскому, Павлово-Посадскому районам, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 08.07.2011 N 110/11.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.03.2007 между ООО "Орехово-Зуевская Теплосеть" (исполнителем) и муниципальным унитарным предприятием г. Орехово-Зуево "Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" (заказчиком) заключен договор на поставку потребителям многоквартирных жилых домов коммунальных услуг по теплоснабжению (далее - договор).
Предметом указанного договора является продажа (поставка) исполнителем и покупка заказчиком тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения и отопления (тепловая энергия) на условиях, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством.
Исполнитель принял на себя обязательства по своевременной поставке тепловой энергии (пункт 2.1.1 договора).
В административный орган поступили жалобы потребителей по факту отключения горячей воды более 14 дней в жилых домах, расположенных по адресам: в доме N 20 по ул. Бирюкова, доме N 26 по ул. Мадонская и домах N 25, 25А по ул. Барышникова город Орехово-Зуево.
Административным органом на основании распоряжения о проведении внеплановой документальной проверки от 10.06.2011 N 212-11 (л.д. 42) проведена проверка соблюдения ООО "Орехово-Зуевская Теплосеть" санитарного законодательства в части соблюдения сроков отключения систем горячего водоснабжения в жилых домах, расположенных по адресам: в доме N 20 по ул. Бирюкова, доме N 26 по ул. Мадонская и домах N 25, 25А по ул. Барышникова города Орехово-Зуево, которая назначена в период с 10.06.2011 по 08.07.2011.
В результате проверки выявлено и зафиксировано в акте проверки N 212-11 от 30.06.2011 (л.д. 38) отключение ООО "Орехово-Зуевская Теплосеть" систем горячего водоснабжения ряда многоквартирных домов города Орехово-Зуево на срок от 21 дня до 31 дня, так как в связи с образовавшейся у общества задолженностью перед ООО "Газпром межрегионгаз Москва", была прекращена подача газа в котельных.
Уведомлением, полученным обществом 30.06.2011, заявителю сообщено о необходимости явки его представителя для выяснения обстоятельств и составления протокола об административном правонарушении 01.07.2011 в 11 час. 00 мин. (л.д. 37).
В назначенную дату главным специалистом управления в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении от 01.07.2011, согласно которому обществом допущено нарушение пункта 3.1.11 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09" (вместе с "Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.2496-09 "Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения") (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09), выраженное в отключении систем горячего водоснабжения ряда многоквартирных домов на срок от 21 дня до 31 дня (л.д. 36).
Уведомлением, полученным обществом 06.07.2011, сообщено о рассмотрении материалов административного дела 08.07.2011 в 09 час. 10 мин (л.д. 35).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, Главным государственным санитарным врачом по городам Орехово-Зуево, Электрогорск, Орехово-Зуевскому, Павлово-Посадскому районам вынесено постановление от 08.07.2011 N 110/11 по делу об административном правонарушении N 110/11, которым ООО "Орехово-Зуевская теплосеть" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа от 08.07.2011 N 110/11, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что ООО "Орехово-Зуевская Теплосеть", являясь лицом, ответственным перед жильцами дома N 20 по улице Бирюкова, дома N 26 по улице Мадонская, домов N 25 и 25А по улице Барышникова города Орехово-Зуево за поставку коммунальных услуг по теплоснабжению, не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению своих обязательств по предоставлению услуг, соответствующих санитарным правилам.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению общества, административным органом неправильно квалифицированно правонарушения, поскольку действия заявителя необходимо квалифицировать по статье 7.23 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель управления в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В пункте 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять коммунальные услуги в необходимых для потребителя объеме и надлежащего качества.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и указанными Правилами (пункт 4 Правил).
В пункте 3 Правил установлено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила) деятельность исполнителя коммунальных услуг (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив) по горячему водоснабжению относится к коммунальным услугам.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
В соответствии с пунктом 4.12.3 государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст, оказание услуг по предоставлению потребителям тепловой энергии и горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ и в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
В силу пункта 4.4 СП 4723-88 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 15 суток.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20; введены в действие с 01.09.2009) установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток (пункт 3.1.11).
Согласно пункту 75 Правил установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг несет исполнитель.
Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.23 КоАП РФ.
Вместе с тем, оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.4 названного Кодекса, предусматривающей ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.
Судом первой инстанции установлено, что общество на основании договора от 01.03.2007 осуществляет деятельность по обеспечению поставки потребителям многоквартирных жилых домов коммунальных услуг по теплоснабжению и получает от них плату за названную услугу.
Следовательно, по отношению к жителям указанной квартиры именно общество является исполнителем коммунальных услуг.
Действие (бездействие) исполнителя по предоставлению населению коммунальных услуг с нарушением требований государственных стандартов к качеству отопления является нарушением нормативов обеспечения коммунальными услугами. Такие действия (бездействие) подлежат квалификации по статье 7.23 КоАП РФ. Нормативы обеспечения населения коммунальными услугами регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а также Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306. Указанные нормативно-правовые акты регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, в том числе при предоставлении их ненадлежащего качества, а также направлены на защиту прав потребителей. Тем самым, статья 7.23 КоАП в данном случае может считаться специальной по отношению к статье 14.4 КоАП РФ.
Сходная правовая позиция о разграничениях в квалификации правонарушений по ст. 14.4 КоАП РФ и ст. 7.23 КоАП РФ высказана в постановлениях ФАС Уральского округа от 13.12.2010 N Ф09-10103/10-С1 по делу N 34-2659/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 18.10.2010 по делу N А38-1628/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2010 по делу N А19-9143/10, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.08.2010 по делу N А70-5042/2010, ФАС Московского округа от 31.12.2009 N КА-А40/13398-09 по делу N А40-91661/09-119-662, ФАС Поволжского округа от 01.04.2010 по делу N А12-22154/2009, ФАС Центрального округа от 07.09.2010 по делу N А68-2474/10.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в случае отсутствия состава административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных в статье 7.23 КоАП РФ, к подведомственности Управления не отнесено (ст. 23.49 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
С учетом изложенного суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о законности оспариваемого ненормативного акта, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 06.10.2011 по делу N А41-28477/11 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 08.07.2011 N 110/11, вынесенное территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в городах Орехово-Зуево, Электрогорск, Орехово-Зуевскому, Павлово-Посадскому районам, о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевская Теплосеть" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.ВИТКАЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)