Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 1 июля 2003 г. Дело N А26-1097/03-110
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе:
судьи Ульяновой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Погосян А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Муниципального учреждения "С."
к Управлению ФСНП РФ по Республике Карелия, ФСНП России, Министерству финансов РФ, Министерству Финансов Республики Карелия,
третье лицо Администрация города Петрозаводска,
о взыскании 123 908 руб. 72 коп.,
при участии:
от истца - начальника отдела Ш., действующей на основании доверенности от 25.04.2003 г., главного бухгалтера М., действующей на основании доверенности от 01.04.2003 г. N 981, главного специалиста юридического отдела Т., действующей на основании доверенности от 21.04.2003 г. N 1232, начальника юридического отдела У., действующего на основании доверенности от 25.10.2002 N 3316,
от ответчиков
1) Управление ФСНП РФ по РК - начальника правовой группы С., действующей на основании доверенности от 30.01.2003 г. N 11/631,
2) сотрудника УФСНП РФ по РК С., действующей на основании доверенности от 09.04.2003 г. N ВР-880,
3) Минфин Республики Карелия - начальника юридического отдела Л., действующей на основании доверенности от 15.04.2003 г. N 06-02/12,
4) Минфин Российской Федерации - представитель не явился,
от третьего лица - представитель не явился,
Муниципальное учреждение "С." (далее по тексту - МУ "С.", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Управлению Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Карелия (далее по тексту - УФСНП РФ по РК), Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации (далее по тексту - ФСНП России), Министерству финансов Российской Федерации (далее по тексту - Минфин России), Министерству финансов Республики Карелия (далее по тексту - Минфин Республики Карелия) о возмещении надлежащим ответчиком убытков в размере 128 626 руб. 96 коп., понесенных истцом в связи с предоставлением сотрудникам налоговой полиции в соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" 50-процентной льготы по оплате жилья и коммунальных платежей. Определением от 10.06.2003 г. удовлетворено ходатайство истца об уменьшении суммы иска до 123 908 руб. 72 коп.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, обосновав их статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика: Министерства финансов Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель УФСНП РФ по РК исковые требования МУ "С." не признал, полагая, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Средства на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг Министерством финансов РФ ФСНП России не выделялись. Поскольку на сегодняшний день нормативный акт, определяющий источник финансирования и порядок возмещения льгот сотрудникам налоговой полиции, отсутствует, расходы истца, связанные с предоставлением указанных льгот, подлежат возмещению Минфином России, являющимся согласно пункту 10 статьи 156 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем бюджетных средств и держателем казны Российской Федерации.
Представитель Минфина Республики Карелия в отзыве на исковое заявление требования МУ "С." не признал ввиду того, что в силу статьи 19 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" финансирование расходов федеральных органов налоговой полиции производится целевым порядком за счет средств бюджета Российской Федерации. В 2001 г. бюджету Республики Карелия денежные средства на реализацию части 7 статьи 17 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" не выделялись. Кроме того, как полагал ответчик, истцом не доказаны подлежащие возмещению убытки.
Министерство финансов Российской Федерации в отзыве на иск заявленные требования не признало, указав, что у истца не возникло убытков, связанных с предоставлением коммунальных услуг, поскольку согласно уставу МУ "С." его функцией является взимание платы за коммунальные услуги для последующего перечисления платежей непосредственно оказывающим данные услуги предприятиям. Доказательств перечисления платы в полном объеме без учета 50% льготы истец не представил, что также не свидетельствует о наличии у него убытков.
Администрация города Петрозаводска явку уполномоченного представителя не обеспечила, направив в Арбитражный суд Республики Карелия ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд установил.
Муниципальное учреждение по ремонту и техническому обслуживанию муниципального жилищного фонда "С." создано в соответствии с Постановлением Главы местного самоуправления г. Петрозаводска от 30.12.1996 N 4718 "О совершенствовании структуры управления жилищным хозяйством города Петрозаводска" для осуществления сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги от населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде.
В соответствии с пунктом 2.2.5 Устава МУ "С." осуществляет взимание платы за жилье и коммунальные услуги с потребителей жилищно-коммунальных услуг, организует и обеспечивает сбор платежей за услуги и работы и перечисляет их поставщикам этих услуг. Во исполнение возложенных на него функций, МУ "С." заключены договоры на техническое обслуживание муниципального жилищного фонда с организациями, осуществляющими предоставление жилищно-коммунальных услуг, предусматривающие оплату ЖКУ заказчиком как за счет средств, поступающих от населения, так и путем перечисления денежных средств, выделенных из бюджета в целях возмещения льгот.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" до внесения в него изменений от 30.06.2002 сотрудникам налоговой полиции предоставлялась 50-процентная скидка по оплате жилой площади в домах независимо от вида жилищного фонда, коммунальных услуг, за пользование телефоном. Данное условие также содержится в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.93 N 4991-1 в редакции от 30.12.2001.
Истец во исполнение положений федерального закона предоставил льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг сотрудникам налоговой полиции за период с января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. на сумму 123 908 рублей 72 коп. Некомпенсированные МУ "С." выпадающие доходы в размере предоставленной сотрудникам УФСНП РФ по РК суммы льгот составили истребуемую сумму убытков в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса РФ. Обоснованность предъявленных ко взысканию убытков и их размер подтверждается материалами дела, а именно: договорами на предоставление коммунальных услуг со специализированными организациями, актами сверки с данными организациями, поименным списком граждан и предоставленных им сумм льгот за 2001 год, расчетом истца, не оспоренным УФСНП РФ по РК.
Статья 19 закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" определяет, что финансирование расходов федеральных органов налоговой полиции производится целевым порядком за счет республиканского бюджета Российской Федерации, порядок и нормы материально-технического обеспечения федеральных органов налоговой полиции устанавливаются Правительством РФ.
Ввиду того, что законодательно порядок финансирования федеральных органов налоговой полиции на цели предоставления льгот по оплате коммунальных платежей сотрудниками налоговой полиции не определен, а источником финансирования этих расходов законом предусмотрен федеральный бюджет, то обязанность по возмещению истцу выпадающих доходов от предоставленных федеральных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг указанной категории граждан с учетом позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2002 N 68-О "По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", судом относится на Российскую Федерацию.
Минфин России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (в редакции от 18.06.99) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, одной из основных задач которого является разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета в установленном порядке. При таких обстоятельствах, убытки МУ "С.", вызванные предоставлением льгот согласно статье 17 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", подлежат взысканию с Министерства финансов Российской Федерации. В иске к ФСНП России, УФСНП РФ по РК, Министерству финансов Республики Карелия надлежит отказать.
Доводы ответчиков о том, что истцом не представлены доказательства фактически понесенных им в связи с предоставлением льгот убытков, суд находит несостоятельными, поскольку согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются не только расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело, но и расходы, которые оно должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Расходы по госпошлине согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагаются на Министерство финансов Российской Федерации. Поскольку Минфин России от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 6 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" освобожден, судебные расходы по делу с него взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Республики Карелия
исковые требования удовлетворить полностью.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального учреждения "С." 123 908 руб. 72 коп. убытков.
В иске в отношении ответчиков: Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Республике Карелия, Федеральной службы налоговой полиции РФ, Министерства финансов Республики Карелия - отказать.
Взыскать с муниципального учреждения "С." в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 153 руб. 06 коп.
Решение может быть обжаловано в течение месячного срока в апелляционную инстанцию арбитражного суда Республики Карелия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 01.07.2003 ПО ДЕЛУ N А26-1097/03-110
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 июля 2003 г. Дело N А26-1097/03-110
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе:
судьи Ульяновой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Погосян А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Муниципального учреждения "С."
к Управлению ФСНП РФ по Республике Карелия, ФСНП России, Министерству финансов РФ, Министерству Финансов Республики Карелия,
третье лицо Администрация города Петрозаводска,
о взыскании 123 908 руб. 72 коп.,
при участии:
от истца - начальника отдела Ш., действующей на основании доверенности от 25.04.2003 г., главного бухгалтера М., действующей на основании доверенности от 01.04.2003 г. N 981, главного специалиста юридического отдела Т., действующей на основании доверенности от 21.04.2003 г. N 1232, начальника юридического отдела У., действующего на основании доверенности от 25.10.2002 N 3316,
от ответчиков
1) Управление ФСНП РФ по РК - начальника правовой группы С., действующей на основании доверенности от 30.01.2003 г. N 11/631,
2) сотрудника УФСНП РФ по РК С., действующей на основании доверенности от 09.04.2003 г. N ВР-880,
3) Минфин Республики Карелия - начальника юридического отдела Л., действующей на основании доверенности от 15.04.2003 г. N 06-02/12,
4) Минфин Российской Федерации - представитель не явился,
от третьего лица - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение "С." (далее по тексту - МУ "С.", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Управлению Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Карелия (далее по тексту - УФСНП РФ по РК), Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации (далее по тексту - ФСНП России), Министерству финансов Российской Федерации (далее по тексту - Минфин России), Министерству финансов Республики Карелия (далее по тексту - Минфин Республики Карелия) о возмещении надлежащим ответчиком убытков в размере 128 626 руб. 96 коп., понесенных истцом в связи с предоставлением сотрудникам налоговой полиции в соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" 50-процентной льготы по оплате жилья и коммунальных платежей. Определением от 10.06.2003 г. удовлетворено ходатайство истца об уменьшении суммы иска до 123 908 руб. 72 коп.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, обосновав их статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика: Министерства финансов Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель УФСНП РФ по РК исковые требования МУ "С." не признал, полагая, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Средства на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг Министерством финансов РФ ФСНП России не выделялись. Поскольку на сегодняшний день нормативный акт, определяющий источник финансирования и порядок возмещения льгот сотрудникам налоговой полиции, отсутствует, расходы истца, связанные с предоставлением указанных льгот, подлежат возмещению Минфином России, являющимся согласно пункту 10 статьи 156 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем бюджетных средств и держателем казны Российской Федерации.
Представитель Минфина Республики Карелия в отзыве на исковое заявление требования МУ "С." не признал ввиду того, что в силу статьи 19 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" финансирование расходов федеральных органов налоговой полиции производится целевым порядком за счет средств бюджета Российской Федерации. В 2001 г. бюджету Республики Карелия денежные средства на реализацию части 7 статьи 17 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" не выделялись. Кроме того, как полагал ответчик, истцом не доказаны подлежащие возмещению убытки.
Министерство финансов Российской Федерации в отзыве на иск заявленные требования не признало, указав, что у истца не возникло убытков, связанных с предоставлением коммунальных услуг, поскольку согласно уставу МУ "С." его функцией является взимание платы за коммунальные услуги для последующего перечисления платежей непосредственно оказывающим данные услуги предприятиям. Доказательств перечисления платы в полном объеме без учета 50% льготы истец не представил, что также не свидетельствует о наличии у него убытков.
Администрация города Петрозаводска явку уполномоченного представителя не обеспечила, направив в Арбитражный суд Республики Карелия ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд установил.
Муниципальное учреждение по ремонту и техническому обслуживанию муниципального жилищного фонда "С." создано в соответствии с Постановлением Главы местного самоуправления г. Петрозаводска от 30.12.1996 N 4718 "О совершенствовании структуры управления жилищным хозяйством города Петрозаводска" для осуществления сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги от населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде.
В соответствии с пунктом 2.2.5 Устава МУ "С." осуществляет взимание платы за жилье и коммунальные услуги с потребителей жилищно-коммунальных услуг, организует и обеспечивает сбор платежей за услуги и работы и перечисляет их поставщикам этих услуг. Во исполнение возложенных на него функций, МУ "С." заключены договоры на техническое обслуживание муниципального жилищного фонда с организациями, осуществляющими предоставление жилищно-коммунальных услуг, предусматривающие оплату ЖКУ заказчиком как за счет средств, поступающих от населения, так и путем перечисления денежных средств, выделенных из бюджета в целях возмещения льгот.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" до внесения в него изменений от 30.06.2002 сотрудникам налоговой полиции предоставлялась 50-процентная скидка по оплате жилой площади в домах независимо от вида жилищного фонда, коммунальных услуг, за пользование телефоном. Данное условие также содержится в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.93 N 4991-1 в редакции от 30.12.2001.
Истец во исполнение положений федерального закона предоставил льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг сотрудникам налоговой полиции за период с января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. на сумму 123 908 рублей 72 коп. Некомпенсированные МУ "С." выпадающие доходы в размере предоставленной сотрудникам УФСНП РФ по РК суммы льгот составили истребуемую сумму убытков в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса РФ. Обоснованность предъявленных ко взысканию убытков и их размер подтверждается материалами дела, а именно: договорами на предоставление коммунальных услуг со специализированными организациями, актами сверки с данными организациями, поименным списком граждан и предоставленных им сумм льгот за 2001 год, расчетом истца, не оспоренным УФСНП РФ по РК.
Статья 19 закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" определяет, что финансирование расходов федеральных органов налоговой полиции производится целевым порядком за счет республиканского бюджета Российской Федерации, порядок и нормы материально-технического обеспечения федеральных органов налоговой полиции устанавливаются Правительством РФ.
Ввиду того, что законодательно порядок финансирования федеральных органов налоговой полиции на цели предоставления льгот по оплате коммунальных платежей сотрудниками налоговой полиции не определен, а источником финансирования этих расходов законом предусмотрен федеральный бюджет, то обязанность по возмещению истцу выпадающих доходов от предоставленных федеральных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг указанной категории граждан с учетом позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2002 N 68-О "По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", судом относится на Российскую Федерацию.
Минфин России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (в редакции от 18.06.99) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, одной из основных задач которого является разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета в установленном порядке. При таких обстоятельствах, убытки МУ "С.", вызванные предоставлением льгот согласно статье 17 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", подлежат взысканию с Министерства финансов Российской Федерации. В иске к ФСНП России, УФСНП РФ по РК, Министерству финансов Республики Карелия надлежит отказать.
Доводы ответчиков о том, что истцом не представлены доказательства фактически понесенных им в связи с предоставлением льгот убытков, суд находит несостоятельными, поскольку согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются не только расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело, но и расходы, которые оно должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Расходы по госпошлине согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагаются на Министерство финансов Российской Федерации. Поскольку Минфин России от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 6 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" освобожден, судебные расходы по делу с него взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Республики Карелия
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить полностью.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального учреждения "С." 123 908 руб. 72 коп. убытков.
В иске в отношении ответчиков: Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Республике Карелия, Федеральной службы налоговой полиции РФ, Министерства финансов Республики Карелия - отказать.
Взыскать с муниципального учреждения "С." в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 153 руб. 06 коп.
Решение может быть обжаловано в течение месячного срока в апелляционную инстанцию арбитражного суда Республики Карелия.
Судья
Л.В.УЛЬЯНОВА
Л.В.УЛЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)