Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.09.2009 ПО ДЕЛУ N А78-3474/09

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2009 г. по делу N А78-3474/09


Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей Е.В. Желтоухова, Д.Н. Рылова,
- при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Павловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного органа по делу Государственной жилищной инспекции Забайкальского края на решение Арбитражного суда Читинской области от 10 июля 2009 года по делу N А78-3474/09 по заявлению Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" о признании незаконным и отмене постановления N 199 от 30 апреля 2009 года Государственной жилищной инспекции Забайкальского края о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (суд первой инстанции: Литвинцев А.Б.);
- при участии в судебном заседании:
- от административного органа Государственной жилищной инспекции Забайкальского края: не было;
- от заинтересованного лица ОАО "ТКГ-14": Жигарева Н.В. - представитель (доверенность N 7 от 10 января 2009 года);
- от третьего лица ООО "Районная Управляющая Эксплуатационная Компания": не было;

- установил:

Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - ОАО "ТГК-14", Общество) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлениями о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Забайкальского края (далее - жилищная инспекция) N 199 от 30 апреля 2009 года о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 23 июня 2009 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, по делу привлечено общество с ограниченной ответственностью "Районная Управляющая Эксплуатационная Компания" (далее - ООО "РУЭК").
Решением Арбитражного суда Читинской области от 10 июля 2009 года требования удовлетворены. Как следует из судебного акта, основанием для удовлетворения заявленных требований послужил вывод суда о том, что жилищной инспекцией не установлена вина ОАО "ТГК-14" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Жилищная инспекция, не согласившись с решением суда, обжаловала его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе жилищная инспекция ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и отказе в удовлетворении заявленных требований указывая на то, что ОАО "ТГК-14" обладает статусом не только ресурсоснабжающей организации, но и исполнителя коммунальных услуг, поскольку напрямую с потребителями жилого дома, расположенного по адресу: г. Чита, ул. Тобольского, 13, - заключило договоры на поставку коммунальных услуг и в силу пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, обязано самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляют коммунальные услуги потребителю. ООО "РУЭК", которое в соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа г. Читы N 114 от 29.04.2008 г. осуществляет техническое обслуживание и содержание указанного жилого дома плату за содержание сетей теплоснабжения не взимает, поскольку в тариф по обслуживанию жилого фонда, утвержденного пунктом 2 Приложения N 2 к Решению Думы городского округа г. Чита N 236 от 20.12.2007 г. "Об установлении размера оплаты за жилое помещение в многоквартирных домах городского округа "город Чита" на 2008 год" плата за услуги по содержанию и текущему ремонту жилого фонда определена в зависимости от состава и периодичности выполнения работ по содержанию и текущему ремонту без учета затрат на обслуживание внутридомовых инженерных сетей и устройств по отоплению, горячему водоснабжению.
Жилищная инспекция о времени и месте судебного заседания была уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью обеспечения явки представителя, находящегося в командировке, суд ходатайство отклонил.
Представитель ОАО "ТГК-14" в судебном заседании пояснил, что считает доводы жалобы несостоятельными, просил оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу жилищной инспекции - без удовлетворения.
Третье лицо ООО "РУЭК" о времени и месте судебного заседания было уведомлено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ПК РФ), суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения N 151 от 29.01.2009 г. начальника Государственной жилищной инспекции Забайкальского края для проверки информации, поступившей от жильцов дома N 13 по ул. Тобольская г. Читы, жилищной инспекцией 26 февраля 2009 года было проведено внеплановое мероприятие по государственному контролю в отношении ОАО "Водоканал-Чита", ОАО "ТГК-14" и ООО "РУЭК". Уведомление о проведении проверки было направлено Обществу факсом 25 февраля 2009 года.
По результатам проверки был составлен Акт N 270 от 26.02.2009 г., из которого следует, что была установлена негерметичность трубопровода системы отопления (розлива) между 1-м и 2-м подъездом в подвальном помещении жилого дома; негерметичность вентиля-сбросника диаметром 15 на трубопроводе системы отопления под 4-м подъездом жилого дома, что привело к полному затоплению подвального помещения горячей водой.
Указанные факты государственный жилищный инспектор Забайкальского края расценил как нарушение требований пунктов 5.1, 4.1.1, 4.1.15, 2.6.1, 2.6.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, и 27 февраля 2009 года составил в отношении ОАО "ТГК-14" протокол N 90 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ. Определение от 14 апреля 2009 года о времени и месте составления протокола об административном правонарушении было направлено Обществу факсом 16 апреля 2009 года, копия протокола вручена Обществу 27 февраля 2009 года.
Определением от 24 апреля 2009 года рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено на 30 апреля 2009 года, о чем Общество было уведомлено факсом 29 апреля 2009 года. 30 апреля 2009 года начальник жилищной инспекции рассмотрел материалы дела и постановлением N 199 по делу об административном правонарушении назначил ОАО "ТГК-14" административное наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения Общества в суд с указанным заявлением.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
На основании части 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество).
Пунктами 5 и 6 названных Правил установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 12 Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Установлены три способа управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание. Управление жилищным фондом включает в себя организацию эксплуатации, а также все виды работ с нанимателями и арендаторами.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, предусмотрены основные понятия, которые в этих Правилах используются:
- "коммунальные услуги" - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
- "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
- "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- "управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;
- "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
- "внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме.
Пунктом 4 названных Правил установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).
Согласно пункту 7 названных Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Распоряжением председателя Комитета ЖКХ Администрации городского округа "Город Чита" от 21.04.2008 г. N 45-р утвержден перечень жилых многоквартирных домов по итогам конкурсного отбора управляющих организаций, которым ООО "РУЭК", как победителю конкурсного отбора, передан в управление многоквартирный жилой дома N 13 по ул. Тобольского в г. Чите.
Распоряжением председателя Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа "Город Чита" от 29.04.2008 г. N 114 предписано ООО "РУЭК" в 10-дневный срок со дня приема технической и бухгалтерской документации, поставить, в том числе спорный многоквартирный жилой дом, на технический и бухгалтерский учет, обеспечить надлежащую техническую эксплуатацию.
Таким образом, лицом, ответственным за содержание общего имущества в жилом доме N 13 по ул. Тобольского в г. Чите, в том числе и внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения, является управляющая организация ООО "РУЭК", которое договор на обслуживание внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения в доме N 13 по ул. Тобольского в г. Чите с ОАО "ТГК-14" не заключало.
Согласно договорам доверительного управления имуществом N 1 от 01 апреля 2005 года и N 2 от 25 мая 2005 года Администрация городского округа "город Читы" не передавала ОАО "ТГК-14" в доверительное управление, предусматривающее, в том числе, поддержание в пригодном для эксплуатации состоянии, внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения в доме N 13 по ул. Тобольского в г. Чите.
Доказательства того, что кто-либо из граждан, имеющих в доме N 13 по ул. Тобольского в г. Чите квартиры на праве собственности заключал с ОАО "ТГК-14" договоры на обслуживание внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения, жилищная инспекция не представила.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что ОАО "ТГК-14" не является лицом, ответственным за содержание общего имущества - внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения в жилом доме N 13 по ул. Тобольского в г. Чите и отсутствии вины ОАО "ТГК-14" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, вмененного постановлением от 30 апреля 2009 года N 199 Жилищной инспекции, соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.
Кроме того, жилищная инспекция не представила доказательства, что в отношении указанного в постановлении N 199 от 30 апреля 2009 года административного правонарушения применяются нормы части 1 статьи 4.5 КоАП РФ о давности привлечения к административной ответственности по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Из имеющихся с материалах дела доказательств следует, что для указанного правонарушения частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлен общий двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, который административным органом был пропущен: нарушение требований пунктов 5.1, 4.1.1, 4.1.15, 2.6.1, 2.6.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 было выявлено 26 февраля 2009 года, а постановление вынесено 30 апреля 2009 года.
Согласно пунктам 2 и 6 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого постановления основан на правильном применении норм права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Читинской области от 10 июля 2009 года по делу N А78-3474/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий судья
Н.В.КЛОЧКОВА

Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.Н.РЫЛОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)