Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2012 ПО ДЕЛУ N А58-8197/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2012 г. по делу N А58-8197/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Даровских К.Н.,
судей Стрелкова А.В., Паньковой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коробейниковой О.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Добродей" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 апреля 2012 года по делу N А58-8197/2010 по иску муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергия" (ОГРН 1021401066169 ИНН 1435116940, адрес: 677007, г. Якутск, ул. Автодорожная, 1/ 3) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Добродей" (ОГРН 1091435010480 ИНН 1435222160, адрес: 677014, г. Якутск, ул. Покрышкина, 20) о взыскании 793 374, 81 руб. (суд первой инстанции: судья Аринчехина А.Ю.)
при участии в судебном заседании:
от истца: отсутствует, уведомлен
от ответчика: отсутствует, уведомлен

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Теплоэнергия" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строймонтаж-2002" о взыскании по договору на поставку тепловой энергии в горячей воде от 01.10.2009 N 40834 задолженности в размере 793 374 руб. 81 коп. за январь - май 2010 года.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03.05.2011 с общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж-2002" в пользу муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергия" взысканы долг в размере 793 374 руб. 81 коп., а также расходы по государственной пошлине 18 867 руб. 50 коп.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 решение суда первой инстанции от 03.05.2011 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.10.2011 решение суда первой инстанции от 03.05.2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01.11.2011 общество с ограниченной ответственностью "Север-Строй" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28.11.2011 ООО "Строительная теплоэнергетическая компания", ООО "Управляющая компания "Добродей", ООО "Север-Строй" привлечены к участию в деле в качестве соответчиков и исключены из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06.03.2012 по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика ООО "Строймонтаж-2002" надлежащим ООО "Управляющая компания "Добродей". Принят отказ истца от исковых требований в отношении ООО "Строительная теплоэнергетическая компания" и ООО "Север-Строй", производство по делу в отношении ООО "Строительная теплоэнергетическая компания" и ООО "Север-Строй" прекращено.
Истцом заявлено об уменьшении суммы иска до 466 586 руб. 86 коп. за период с января по май 2010 года, уточнение иска принято судом в порядке ч. 1 ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 апреля 2012 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ООО УК "Добродей" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы заявитель указывает на неполное выяснение судом обстоятельства, имеющих значение для дела. Судом не исследованы фактические показания приборов учета, ООО УК "Добродей" не принимало участия в опломбировании приборов учета. Кроме того, ответчик не заключал никаких договоров на тепло и водоснабжение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени месте рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили.
Истцом представлен расчет потребления тепловой энергии ООО УК "Добродей" по адресу: Кулаковского, 32 с января по 15 мая 2010 г.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.10.2009 между МУП "Теплоэнергия" (энергоснабжающая организация) и ООО "Строймонтаж 2002" (абонент) подписан договор на поставку тепловой энергии в горячей воде N 40834 со сроком действия с 01.10.2009 по 31.12.2009, согласно которому истец обязался поставить абоненту тепловую энергию в горячей воде, а абонент в свою очередь принять и оплатить.
Из условий договора следует, что тепловая энергия в горячей воде предоставляется на объект 48-квартирный жилой дом по адресу: г. Якутск, ул. Кулаковского, 32.
24.12.2009 окружной администрацией города Якутска в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации обществу "Строймонтаж 2002" было выдано разрешение на ввод объекта - 48-квартирный жилой дом по адресу: г. Якутск, ул. Кулаковского, 32 в эксплуатацию.
В декабре 2009 года и далее в 2010 и 2011 годах ООО "Строймонтаж 2002" передало по актам приема-передачи лицам, участвующим в долевом строительстве, их доли в объекте, а именно, квартиры.
Соглашением о передаче в управление жилых домов от 13.01.2010 ООО "Строймонтаж 2002" передало в управление ООО УК "Добродей" многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями на 1 этаже по адресу: г. Якутск, ул. Кулаковского, 32.
Актом приема-передачи от 08.12.2009 указанный объект по адресу: г. Якутск, ул. Кулаковского, 32 с нежилыми помещениями на 1-м этаже передан ООО "Строймонтаж 2002" в эксплуатацию ООО УК "Добродей".
МУП "Теплоэнергия" в период с января по май 2010 года производил поставку тепловой энергии в горячей воде на объект: 48-квартирный жилой дом по адресу: г. Якутск, ул. Кулаковского, 32. Задолженность за поставленный теплоресурс в указанный период по расчетам истца с учетом уточнения составила 466 586, 86 руб., за взысканием которой истец обратился в судебном порядке.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что ООО УК "Добродей", являясь в спорный период управляющей компанией объекта - 48 квартирный жилой дом с нежилыми помещениями на 1 этаже по адресу г. Якутск, ул. Кулаковского, 32, обязан как исполнитель коммунальных услуг и абонент оплачивать принятую от ресурсоснабжающей организации тепловую энергию. При этом суд руководствовался Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.06, положениями статей 539, 544 ГК РФ.
Четвертый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из искового заявления, материально-правовым требованием по делу является требование о взыскании задолженности за приобретенную тепловую энергию в горячей воде за январь - май 2010 г.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть, в том числе водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса, оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Таким образом, статусом абонента в смысле статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации, который обязан в силу положений статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации производить оплату за потребленный ресурс, обладает лицо, владеющее энергопринимающим устройством на законном основании.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что в спорный период времени исполнителем коммунальных услуг в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Кулаковского, 32 являлась ООО УК "Добродей", что следует из протокола собрания жильцов спорного дома от 19.02.2010.
В пункте 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) указано, что потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов признаются лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В многоквартирных домах жилищного сектора потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме, в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений; в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг" (далее - Правила N 307) предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может быть, в том числе, и управляющая организация.
Из пункта 15 Правил N 307 следует, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Исходя из пунктов 1, 2, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам возлагаются на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом. Управление одним домом может осуществляться только одной управляющей организацией.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следует учитывать, что в статье 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
То обстоятельство, что между истцом и ООО УК "Добродей" договор на теплоснабжение жилого дома не заключался, не освобождает ответчика от оплаты поставленного теплоресурса.
Факт присоединения сетей теплоснабжающей организации - истца к энергопринимающим устройствам жилого дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Кулаковского, 32 подтвержден материалами дела.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в спорный период времени именно ООО УК "Добродей" являлось абонентом в смысле статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации и исполнителем коммунальных услуг является правильным.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
На основании пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении" расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе их из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя определяется как установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О теплоснабжении" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии расчетным путем допускается в случаях отсутствия в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса, разделу 9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила N Вк-4936), абонент обеспечивает учет горячей воды.
Исходя из пункта 1.3, абзаца второго подпункта 2.1.1 Правил N Вк-4936 средства измерения устанавливаются у потребителя (абонента) на оборудованном узле учета тепловой энергии воды, который должен размещаться на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем с учетом утвержденных нормативов и площадей жилого дома.
В настоящем деле истец произвел расчет задолженности исходя из данных общедомового прибора учета.
При этом принимая расчет истца, суд первой инстанции не выяснил фактические обстоятельства установки прибора учета и снятия с него показаний.
Судом апелляционной инстанции предлагалось истцу представить доказательства относительно соблюдения требований законодательства при вводе в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии: акт ввода в эксплуатацию, а также представить доказательства относительно того кто осуществлял снятие показаний прибора учета и представлял истцу ведомости, доказательства полномочий у лиц подписавших ведомости показаний прибора учета.
Указанные выше требования суда не исполнены.
Согласно статье 2 Закона 102-ФЗ средство измерений - это техническое устройство, предназначенное для измерений; утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений - документально оформленное в установленном порядке решение о признании соответствия типа стандартных образцов или типа средств измерений метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа.
На основании пункта 1 статьи 9 Закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями названного Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
В отсутствие вышеуказанных доказательств подтверждающих установку прибора учета с соблюдением требований закона, доказательства поверки прибора учета, а также отсутствие доказательств снятия показаний с прибора учета в присутствии представителя ответчика, произведенный истцом расчет задолженности нельзя признать обоснованным.
Представленный в суд апелляционной инстанции посредством электронной почты расчет задолженности, произведенный расчетным путем также не может быть принят судом, так как документальных доказательств подтверждающих обоснованность произведенного расчета суду не представлено, в части площади дома, температуры воздуха.
Вместе с тем у истца было достаточно времени для представления расчетов, и представления доказательств, так как рассмотрение дела откладывалось, и суд предлагал истцу представить вышеуказанный расчет.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Соответственно указанный расчет не может быть принят судом, так как документально не подтвержден.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что истец не доказал обоснованность своих требований по размеру.
Таким образом, исковые требования удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 3, 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, судебные расходы относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 апреля 2012 года по делу N А58-8197/2010 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Теплоэнергия" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 535 руб. 76 коп.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергия" (ОГРН 1021401066169 ИНН 1435116940, адрес: 677007, г. Якутск, ул. Автодорожная, 1/ 3) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж-2002" (ОГРН 1021401065410 ИНН 1435125832, адрес: 677000, Республика Саха /Якутия/, г. Якутск, ул. Чиряева, 5, 1) судебные расходы за кассационное рассмотрение дела в размере 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев.

Председательствующий
К.Н.ДАРОВСКИХ

Судьи
А.В.СТРЕЛКОВ
Н.М.ПАНЬКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)