Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
от 11 апреля 2005 года Дело N А11-2607/2004-К1-2/96
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Отдельной Л.И., судей Ногтевой В.А., Прониной С.А., при участии представителей от истца: Аксеновой И.В. по доверенности от 15.09.2004, от ответчиков: администрации поселка Юрьевец - Сиврюк А.И. по доверенности от 12.01.2005 N 11; отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации поселка Юрьевец - Сиврюк А.И. по доверенности от 20.12.2004, от третьего лица: Шибаева И.Ф. по доверенности от 17.01.2005 N 3, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации поселка Юрьевец на решение от 06.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.01.2005 по делу N А11-2607/2004-К1-2/96 Арбитражного суда Владимирской области, принятые судьями Шимановской С.Я., Казаковой Н.А., Киселевой М.Ф., Ушаковой Е.П., по иску товарищества собственников жилья "Застава", г. Владимир, к администрации поселка Юрьевец, обществу с ограниченной ответственностью "Жилье-2000", п. Юрьевец, отделу бухгалтерского учета и отчетности администрации поселка Юрьевец, третье лицо - Совет народных депутатов поселка Юрьевец, о взыскании 72000 рублей и
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Застава" (далее - ТСЖ "Застава") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к администрации поселка Юрьевец о взыскании 72000 рублей убытков, возникших с 01.01.2003 в связи с частичной компенсацией разницы в тарифах по оплате тепловой энергии.
Определениями от 22.04.2004 и 15.09.2004 в качестве второго и третьего ответчиков привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилье-2000" (далее - ООО "Жилье-2000") и отдел бухгалтерского учета и отчетности администрации поселка Юрьевец.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Совет народных депутатов поселка Юрьевец.
До принятия решения по делу истец в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменил исковые требования и просил взыскать 72140 рублей 83 копейки убытков, образовавшихся в период с января по август 2003 года.
Суд первой инстанции решением от 06.10.2004 удовлетворил заявленные требования за счет казны муниципального образования поселка Юрьевец; в иске к администрации поселка Юрьевец и ООО "Жилье - 2000" отказал.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2005 решение изменено. В пользу ТСЖ "Застава" взыскано 70333 рубля 14 копеек. В части взыскания 1807 рублей 69 копеек производство по делу прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, отдел бухгалтерского учета и отчетности администрации поселка Юрьевец обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и отказать в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы полагает, что выделение спорных дотаций производится только на основании договора о целевом бюджетном финансировании товарищества собственников жилья. В данном случае такой договор не заключался, в связи с чем в бюджете поселка на 2003 год не были заложены средства для компенсации тарифов истцу.
Ответчик считает, что суд не выяснил вопрос относительно размера дотации, подлежащей компенсации, а именно не проверил наличие у собственников квартир права на получение дотации, не установил момент возникновения у граждан права собственности.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, состоявшемся 07.04.2005, объявлен перерыв до 11.04.2005.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения от 06.10.2004 и постановления апелляционной инстанции от 27.01.2005 Арбитражного суда Владимирской области по делу N А11-2607/2004-К1-2/96 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в период с января по август 2003 года ТСЖ "Застава" обеспечивало подачу теплоэнергии гражданам - членам товарищества собственников жилья - на основании договора от 01.10.2002 N 284-06/02, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз", предусматривающего тариф за указанные услуги для организаций.
Тарифы на тепловую энергию для населения установлены Советом народных депутатов поселка Юрьевец для потребителей (в том числе ТСЖ "Застава"), получающих энергию от ООО "Владимиртеплогаз", - Региональной энергетической комиссией Владимирской области.
Предметом иска ТСЖ "Застава" явилось взыскание разницы между тарифами по теплоснабжению, установленными для юридических лиц и граждан.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно Федеральному закону от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" товарищество (кооператив) является некоммерческой организацией, формой объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В силу статьи 19 названного Закона социальная защита домовладельцев, нанимателей и арендаторов жилых помещений в кондоминиуме осуществляется в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации, соответствующими решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, путем передачи товариществам собственников жилья установленных государственных и муниципальных дотаций на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты, на отдельные виды коммунальных услуг, компенсаций за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также иных предусмотренных дотаций; предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа домовладельцев, нанимателей и арендаторов.
Решением от 16.07.1998 N 188 "О дотации разницы в тарифе за теплоэнергию товариществам собственников жилья" Владимирский городской Совет народных депутатов рекомендовал администрации города выделять из городского бюджета средства на дотирование товариществ собственников жилья в части возмещения разницы в ценах на тепловую энергию по статье "Возмещение разницы в ценах на тепловую энергию" (в пределах текущего финансирования) Управления ЖКХ.
Согласно Уставу поселок Юрьевец является внутригородским муниципальным образованием города Владимира.
Из приложения N 3 "Ведомственная структура расходов бюджета поселка Юрьевец на 2003 год" к решению Совета народных депутатов "О бюджете поселка на 2003 год" от 27.12.2002 N 71 усматривается, что в спорный период были предусмотрены денежные средства в виде дотаций на покрытие убытков, возникающих при продаже услуг теплоснабжения по ценам ниже себестоимости по муниципальному жилому фонду, принятому ведомственному жилому фонду, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья. Однако их оказалось недостаточно для возмещения разницы в тарифах.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" органы местного самоуправления утверждают нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их снижению в результате выявляемых при проведении экспертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в их оплате, необоснованных затрат.
Муниципальное образование, наделенное полномочиями по установлению тарифов по теплоснабжению, должно было предусмотреть в местном бюджете денежные средства, достаточные для погашения убытков, возникших у товарищества собственников жилья.
При указанных обстоятельствах судебные инстанции приняли обоснованное решение о возложении ответственности за образовавшиеся у товарищества убытки, возникшие вследствие разницы в тарифах по теплоэнергии, на казну муниципального образования поселка Юрьевец.
Доводы заявителя по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты отвечают нормам материального права, сделанные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не выявлено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за кассационную жалобу не рассматривался, так как заявитель освобожден от ее уплаты в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.01.2005 Арбитражного суда Владимирской области по делу N А11-2607/2004-К1-2/96 оставить без изменения, кассационную жалобу отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации поселка Юрьевец - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 11.04.2005 N А11-2607/2004-К1-2/96
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 11 апреля 2005 года Дело N А11-2607/2004-К1-2/96
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Отдельной Л.И., судей Ногтевой В.А., Прониной С.А., при участии представителей от истца: Аксеновой И.В. по доверенности от 15.09.2004, от ответчиков: администрации поселка Юрьевец - Сиврюк А.И. по доверенности от 12.01.2005 N 11; отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации поселка Юрьевец - Сиврюк А.И. по доверенности от 20.12.2004, от третьего лица: Шибаева И.Ф. по доверенности от 17.01.2005 N 3, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации поселка Юрьевец на решение от 06.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.01.2005 по делу N А11-2607/2004-К1-2/96 Арбитражного суда Владимирской области, принятые судьями Шимановской С.Я., Казаковой Н.А., Киселевой М.Ф., Ушаковой Е.П., по иску товарищества собственников жилья "Застава", г. Владимир, к администрации поселка Юрьевец, обществу с ограниченной ответственностью "Жилье-2000", п. Юрьевец, отделу бухгалтерского учета и отчетности администрации поселка Юрьевец, третье лицо - Совет народных депутатов поселка Юрьевец, о взыскании 72000 рублей и
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Застава" (далее - ТСЖ "Застава") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к администрации поселка Юрьевец о взыскании 72000 рублей убытков, возникших с 01.01.2003 в связи с частичной компенсацией разницы в тарифах по оплате тепловой энергии.
Определениями от 22.04.2004 и 15.09.2004 в качестве второго и третьего ответчиков привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилье-2000" (далее - ООО "Жилье-2000") и отдел бухгалтерского учета и отчетности администрации поселка Юрьевец.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Совет народных депутатов поселка Юрьевец.
До принятия решения по делу истец в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменил исковые требования и просил взыскать 72140 рублей 83 копейки убытков, образовавшихся в период с января по август 2003 года.
Суд первой инстанции решением от 06.10.2004 удовлетворил заявленные требования за счет казны муниципального образования поселка Юрьевец; в иске к администрации поселка Юрьевец и ООО "Жилье - 2000" отказал.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2005 решение изменено. В пользу ТСЖ "Застава" взыскано 70333 рубля 14 копеек. В части взыскания 1807 рублей 69 копеек производство по делу прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, отдел бухгалтерского учета и отчетности администрации поселка Юрьевец обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и отказать в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы полагает, что выделение спорных дотаций производится только на основании договора о целевом бюджетном финансировании товарищества собственников жилья. В данном случае такой договор не заключался, в связи с чем в бюджете поселка на 2003 год не были заложены средства для компенсации тарифов истцу.
Ответчик считает, что суд не выяснил вопрос относительно размера дотации, подлежащей компенсации, а именно не проверил наличие у собственников квартир права на получение дотации, не установил момент возникновения у граждан права собственности.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, состоявшемся 07.04.2005, объявлен перерыв до 11.04.2005.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения от 06.10.2004 и постановления апелляционной инстанции от 27.01.2005 Арбитражного суда Владимирской области по делу N А11-2607/2004-К1-2/96 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в период с января по август 2003 года ТСЖ "Застава" обеспечивало подачу теплоэнергии гражданам - членам товарищества собственников жилья - на основании договора от 01.10.2002 N 284-06/02, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз", предусматривающего тариф за указанные услуги для организаций.
Тарифы на тепловую энергию для населения установлены Советом народных депутатов поселка Юрьевец для потребителей (в том числе ТСЖ "Застава"), получающих энергию от ООО "Владимиртеплогаз", - Региональной энергетической комиссией Владимирской области.
Предметом иска ТСЖ "Застава" явилось взыскание разницы между тарифами по теплоснабжению, установленными для юридических лиц и граждан.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно Федеральному закону от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" товарищество (кооператив) является некоммерческой организацией, формой объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В силу статьи 19 названного Закона социальная защита домовладельцев, нанимателей и арендаторов жилых помещений в кондоминиуме осуществляется в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации, соответствующими решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, путем передачи товариществам собственников жилья установленных государственных и муниципальных дотаций на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты, на отдельные виды коммунальных услуг, компенсаций за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также иных предусмотренных дотаций; предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа домовладельцев, нанимателей и арендаторов.
Решением от 16.07.1998 N 188 "О дотации разницы в тарифе за теплоэнергию товариществам собственников жилья" Владимирский городской Совет народных депутатов рекомендовал администрации города выделять из городского бюджета средства на дотирование товариществ собственников жилья в части возмещения разницы в ценах на тепловую энергию по статье "Возмещение разницы в ценах на тепловую энергию" (в пределах текущего финансирования) Управления ЖКХ.
Согласно Уставу поселок Юрьевец является внутригородским муниципальным образованием города Владимира.
Из приложения N 3 "Ведомственная структура расходов бюджета поселка Юрьевец на 2003 год" к решению Совета народных депутатов "О бюджете поселка на 2003 год" от 27.12.2002 N 71 усматривается, что в спорный период были предусмотрены денежные средства в виде дотаций на покрытие убытков, возникающих при продаже услуг теплоснабжения по ценам ниже себестоимости по муниципальному жилому фонду, принятому ведомственному жилому фонду, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья. Однако их оказалось недостаточно для возмещения разницы в тарифах.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" органы местного самоуправления утверждают нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их снижению в результате выявляемых при проведении экспертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в их оплате, необоснованных затрат.
Муниципальное образование, наделенное полномочиями по установлению тарифов по теплоснабжению, должно было предусмотреть в местном бюджете денежные средства, достаточные для погашения убытков, возникших у товарищества собственников жилья.
При указанных обстоятельствах судебные инстанции приняли обоснованное решение о возложении ответственности за образовавшиеся у товарищества убытки, возникшие вследствие разницы в тарифах по теплоэнергии, на казну муниципального образования поселка Юрьевец.
Доводы заявителя по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты отвечают нормам материального права, сделанные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не выявлено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за кассационную жалобу не рассматривался, так как заявитель освобожден от ее уплаты в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.01.2005 Арбитражного суда Владимирской области по делу N А11-2607/2004-К1-2/96 оставить без изменения, кассационную жалобу отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации поселка Юрьевец - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.
ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.
Судьи
НОГТЕВА В.А.
ПРОНИНА С.А.
НОГТЕВА В.А.
ПРОНИНА С.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)