Статьи
А. Локтионова

КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ: ПЕРЕРАСЧЕТ В СЛУЧАЕ ВРЕМЕННОГО ОТСУТСТВИЯ ИЛИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом


Жилищный кодекс (ЖК) устанавливает обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно п. 2 статьи 153 ЖК обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

  • нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
  • арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
  • нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
  • члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
  • собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Перерасчет платы за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении

В квартире какое-то время может никто не жить. В этом случае осуществляется перерасчет платы за отдельные виды коммунальных услуг (п. 11 статьи 155 ЖК). Порядок перерасчета регулируется разделом VI Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307 (Правила).

Согласно п. 54 Правил при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. При этом в жилом помещении должны отсутствовать индивидуальные приборы учета по соответствующим видам коммунальных услуг.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. Результаты перерасчета размера платы отражаются в платежном документе, представляемом для оплаты потребителем данных услуг. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства:
  • копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;
  • справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;
  • счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
  • справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;
  • справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
  • иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

Иным документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя может являться заявление двух соседей по этажу уезжавшего потребителя, которые подтвердят его отсутствие в указанный период и при этом сами никуда в этот период не уезжали. При этом подписи на заявлении заверяются представителями управляющей компании.

Исполнитель вправе снимать копии предъявляемых потребителем документов и проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.

Перерасчет платы при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность

Согласно п. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:
  • бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;
  • бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;
  • бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с Правилами и иными требованиями законодательства РФ. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель имеет право изменения размера оплаты путем уменьшения стоимости услуг за этот период.

Согласно статье 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать в том числе соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).

В соответствии с п. 1 и 2 статьи 547 Гражданского кодекса (ГК) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.

Общие основания возмещения вреда, причиненного потребителям вследствие недостатков товара, работы или услуги, а также лица, ответственные за такой вред, сроки его возмещения и основания освобождения продавца (изготовителя, исполнителя) от соответствующей ответственности определены статьями 1095 - 1098 ГК и статьями 13, 14 Закона РФ "О защите прав потребителей".

В соответствии с указанными нормами вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара либо исполнителем услуги независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Единственным основанием, освобождающим в этой связи продавца (изготовителя, исполнителя) от соответствующей гражданско-правовой ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг согласно п. 76 Правил может служить доказанный им факт действия непреодолимой силы.

Поскольку все требования, связанные с соответствующим возмещением вреда, носят имущественный характер, при их неудовлетворении в добровольном порядке спор может быть разрешен только судом.

Согласно п. 61 Правил при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с п. 10 Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.

Смотрите также: "Коммунальные услуги: структура и порядок уплаты".






© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)