Статьи
И. Еланина
Управляющая компания
В качестве пользователя жилым помещением наниматель имеет право (п. 9 Правил):
В соответствии со статьей 7.21 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей.
Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых помещений в многоквартирном доме, правил содержания и ремонта помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых помещений без согласия собственника(ов), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым помещением, влечет наложение административного штрафа:
Приведем примеры судебной практики привлечении ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых помещений.
Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет согласно статье 7.23 КоАП наложение административного штрафа:
Так, например, согласно Постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2006 №Ф04-2624/2006(22313-А27-29) основанием привлечения организации к ответственности по статье 7.23 КоАП является снижение энергоснабжающей организацией температуры теплоносителя на подающих трубопроводах по сравнению с утвержденным тепловым графиком.
В случае обнаружения перебоев холодного водоснабжения, отсутствия холодной воды на нескольких этажах жилого дома из-за недостаточного давления в водопроводном колодце магистрального трубопровода, если это произошло по вине обслуживающей организации, такая организация должна быть привлечена к ответственности по статье 7.23 КоАП (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.02.2006 N Ф04-9553/2005(18564-А27-23)).
Очень часто мы наблюдаем такую картину: захламление мусором придомовой территории в связи с несвоевременным вывоз этого мусора организацией, ответственной за уборку придомовой территории. Это согласно Постановлению ФАС Северо-Кавказского округа от 21.02.2006 №Ф08-369/2006-184А также является основанием привлечения к ответственности по статье 7.23 КоАП.
В заключении следует отметить, что в целом ответственность за нарушение правил пользования, содержания и ремонта жилых помещений и нормативов обеспечения коммунальными услугами в жилом доме, установленная КоАП, очень незначительна и не будет являться для лиц, отвечающих за содержание жилого дома, и лиц, проживающих в жилом доме, стимулом для соблюдения указанных правил, а значит, сохранения и поддержания жилых помещений и жилого дома в целом в должном состоянии.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
И. Еланина
НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И РЕМОНТА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, А ТАКЖЕ НОРМАТИВОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ В ЖИЛОМ ДОМЕ
Разделы:Управляющая компания
В соответствии с п. 5 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 №25 (Правила), право пользования жилым помещением имеют наниматель жилого помещения и члены его семьи - по договору социального найма жилого помещения.
- Нарушение правил пользования жилыми помещениями
В качестве пользователя жилым помещением наниматель имеет право (п. 9 Правил):
- вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц; вселение осуществляется с согласия (в письменной форме) членов семьи нанимателя, в том числе временно отсутствующих, и наймодателя;
- сдавать с согласия (в письменной форме) наймодателя и проживающих совместно с нанимателем членов его семьи, в том числе временно отсутствующих, часть жилого помещения, а в случае временного выезда - все жилое помещение в поднаем на условиях, установленных Жилищным кодексом (ЖК);
- разрешать по взаимному согласию с проживающими совместно с нанимателем членами семьи и с предварительным уведомлением наймодателя безвозмездное проживание в жилом помещении гражданам в качестве временных жильцов на условиях, установленных ЖК;
- осуществлять с согласия (в письменной форме) наймодателя и проживающих совместно с нанимателем членов его семьи, в том числе временно отсутствующих, обмен занимаемого жилого помещения на жилое помещение, занимаемое по договору социального найма жилого помещения другим нанимателем, в порядке и на условиях, установленных ЖК;
- требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 7.21 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей.
Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей.
- Нарушение правил содержания и ремонта жилых помещений
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых помещений в многоквартирном доме, правил содержания и ремонта помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых помещений без согласия собственника(ов), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым помещением, влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей;
- на юридических лиц - от 40000 до 50000 рублей.
Приведем примеры судебной практики привлечении ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых помещений.
- 1. Привлечению к ответственности по статье 7.22 КоАП подлежит организация, ответственная за содержание жилых домов, не проводившая ремонт в жилом здании, вследствие чего в квартирах имеются следы протечек через кровлю в жилые и подсобные помещения, наблюдаются отслоение от основания, разрывы, вздутия покрытия кровли над квартирами (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.01.2006 №А43-22417/2005-10-684).
2. Ответственность по статье 7.22 КоАП наступает при обнаружении в местах общего пользования отставания штукатурного и окрасочного слоев, отсутствия остекления окон лестничных клеток, неисправного состояния входных дверей в подъезд, захламления подвального помещения (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2006 N А06-2919У/3-23/05)
3. Отсутствие тепловой изоляции инженерной системы от теплопункта до жилого дома по вине организации, ответственной за содержание жилого здания, является основанием привлечения организации к ответственности по статье 7.22 КоАП (Постановление ФАС Уральского округа от 09.02.2006 N Ф09-203/06-С1).
4. Ответственность по статье 7.22 КоАП наступает в случае, если организация, в обязанности которой входит техническое и санитарное содержание жилого здания, допустила протечку сточных вод в подвальное помещение здания (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2006 N А56-14629/2005).
5. Привлечение к ответственности по статье 7.22 наступает в случае не осуществления должных мер по устранению трещин в швах между блоками стен жилого здания (Постановление ФАС Уральского округа от 13.03.2006 N Ф09-1330/06-С1).
6. Ответственность по рассматриваемой статье наступает при нарушении сроков ремонта системы внутреннего отопления и крыш (Постановление ФАС Поволжского округа от 17.03.2006 N А72-9340/05-10/801).
7. Отсутствие тамбурных дверей, радиаторов отопления в подъездах, предохранителей в шкафу ВРУ в подвальном помещении является основанием привлечения к административной ответственности по статье 7.22 КоАП организации, ответственной за содержание жилого здания (Постановление ФАС Уральского округа от 13.04.2006 N Ф09-2709/06-С1).
8. Привлечению к ответственности по статье 7.22 КоАП подлежит организация, ответственная за содержание жилых зданий, не проводившая ремонт кровли, не подготовившая здания к работе в зимних условиях, не проводившая мероприятия по обеспечению безопасности проживания (Постановление ФАС Поволжского округа от 17.05.2006 N А12-1614/06-С45).
9. Ответственность по статье 7.22 КоАП наступает в случае отсутствия освещения в подвальных помещениях жилых домов (Постановление ФАС Центрального округа от 13.06.2006 N А08-3571/05-21).
10. Организация, ответственная за содержание жилого дома, в результате бездействия которой произошло обрушение штукатурного слоя главного фасада жилого дома до оголения блоков стен, значительное разрушение и прогиб части балконных плит, что создало угрозу безопасности проживающих, привлекается к ответственности по статье 7.22 КоАП РФ (Постановление ФАС Уральского округа от 13.06.2006 N Ф09-4103/06-С1).
- Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами
Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет согласно статье 7.23 КоАП наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей;
- на юридических лиц - от 5000 до 10000 рублей.
Так, например, согласно Постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2006 №Ф04-2624/2006(22313-А27-29) основанием привлечения организации к ответственности по статье 7.23 КоАП является снижение энергоснабжающей организацией температуры теплоносителя на подающих трубопроводах по сравнению с утвержденным тепловым графиком.
В случае обнаружения перебоев холодного водоснабжения, отсутствия холодной воды на нескольких этажах жилого дома из-за недостаточного давления в водопроводном колодце магистрального трубопровода, если это произошло по вине обслуживающей организации, такая организация должна быть привлечена к ответственности по статье 7.23 КоАП (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.02.2006 N Ф04-9553/2005(18564-А27-23)).
Очень часто мы наблюдаем такую картину: захламление мусором придомовой территории в связи с несвоевременным вывоз этого мусора организацией, ответственной за уборку придомовой территории. Это согласно Постановлению ФАС Северо-Кавказского округа от 21.02.2006 №Ф08-369/2006-184А также является основанием привлечения к ответственности по статье 7.23 КоАП.
В заключении следует отметить, что в целом ответственность за нарушение правил пользования, содержания и ремонта жилых помещений и нормативов обеспечения коммунальными услугами в жилом доме, установленная КоАП, очень незначительна и не будет являться для лиц, отвечающих за содержание жилого дома, и лиц, проживающих в жилом доме, стимулом для соблюдения указанных правил, а значит, сохранения и поддержания жилых помещений и жилого дома в целом в должном состоянии.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)