Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
- председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
- членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Полубениной И.И., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление товарищества собственников жилья "Малая Молчановка-4" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 16.05.2005 по делу N А40-8942/05-148-72, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2005 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.11.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
- от заявителя - ТСЖ "Малая Молчановка-4" - Гриценко В.Б., Хомяков В.К.;
- от Департамента земельных ресурсов города Москвы - Иванина В.П.
Заслушав и обсудив доклад судьи Полубениной И.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Товарищество собственников жилья "Малая Молчановка-4" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленного письмом Территориального объединения регулирования землепользования Центрального административного округа города Москвы от 02.02.2005 N 33-2-1279/5-101-1, в предоставлении земельного участка, на котором расположено жилое здание, входящее в состав кондоминиума, в общую долевую собственность домовладельцев; об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, подлежащего передаче в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев; об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принять решение о предоставлении этого участка в общую долевую собственность домовладельцев.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.05.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 02.11.2005 указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций ТСЖ "Малая Молчановка-4" просит их отменить ввиду неправильного применения судами норм материального права и удовлетворить его требования.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве заявителя и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что решение суда первой инстанции, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
ТСЖ "Малая Молчановка-4" 11.01.2005 обратилось в Московский земельный комитет (правопредшественник Департамента земельных ресурсов города Москвы) с просьбой оформить в установленные законом сроки земельно-правовые отношения по передаче земельного участка, находящегося по адресу: Москва, ул. Малая Молчановка, д. 4, в собственность домовладельцев.
Территориальное объединение регулирования землепользования Центрального административного округа города Москвы Департамента земельных ресурсов города Москвы письмом от 02.02.2005 N 33-2-1279/5-101-1 сообщило о том, что согласно статье 30 Закона города Москвы от 14.05.2003 N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" рассмотрение вопроса о предоставлении указанного земельного участка в общую долевую собственность домовладельцев возможно только после представления акта разрешенного использования земельного участка. Ввиду же непредставления такого акта возможно оформление земельно-правовых отношений на земельный участок на условиях краткосрочной аренды сроком на 11 месяцев.
ТСЖ "Малая Молчановка-4", посчитав, что действия департамента являются незаконными и нарушают права домовладельцев, обратилось в арбитражный суд.
Возбудив дело и рассмотрев его по существу, суды правомерно исходили из подведомственности данного спора арбитражному суду.
При рассмотрении дела суды согласились с доводами Департамента земельных ресурсов города Москвы, мотивируя это следующим.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
В силу пункта 3 статьи 4 Закона города Москвы "О землепользовании и застройке в городе Москве" правомочия собственника земельного участка от имени города Москвы осуществляет правительство Москвы или уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы.
Часть вторая пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что правила землепользования и застройки городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются законами этих субъектов Российской Федерации.
Статья 30 Закона города Москвы "О землепользовании и застройке в городе Москве" устанавливает необходимость представления акта разрешенного использования земельного участка при приватизации этого участка или оформлении иных прав на него.
Однако вывод судов о необходимости представления акта разрешенного использования земельного участка является ошибочным.
Спор между сторонами возник не по поводу вновь предоставляемого земельного участка, а в отношении участка, занятого жилым домом, собственники квартир в котором организовали товарищество собственников жилья.
В силу статьи 14 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", действовавшего в период возникновения спора, жилой дом, помещения в котором принадлежат не менее чем двум домовладельцам, признается кондоминиумом.
Статья 7 названного Закона предусматривает, что общим имуществом в кондоминиуме, помимо обслуживающих более одного домовладельца лестничных клеток, лестниц, лифтов, лифтовых и иных шахт, коридоров, крыш и другого оборудования, относящегося более чем к одному помещению, также являются и прилегающие земельные участки в установленных границах.
Согласно статье 8 Закона общее имущество в кондоминиуме находится в общей долевой собственности домовладельцев.
Аналогичная норма содержится в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, который введен в действие с 01.03.2005.
Пункт 4 статьи 11 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" устанавливает, что передача в собственность бесплатно нормативной части земельного участка осуществляется государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
При таких обстоятельствах следует признать, что отказ в оформлении такого права по мотиву отсутствия у домовладельцев акта разрешенного использования земельного участка противоречит законодательству.
ТСЖ "Малая Молчановка-4" направило заявление об оформлении земельно-правовых отношений Московскому земельному комитету. Ответ на него поступил от Территориального объединения регулирования землепользования Центрального административного округа города Москвы Департамента земельных ресурсов города Москвы. Однако судами не исследовался вопрос о правомочиях этого органа по рассмотрению заявлений об оформлении права общей долевой собственности домовладельцев на земельный участок, то есть не были соблюдены требования статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по делу.
Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.05.2005 по делу N А40-8942/05-148-72, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2005 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.11.2005 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 16.05.2006 N 781/06 ПО ДЕЛУ N А40-8942/05-148-72
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2006 г. N 781/06
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2006 г. N 781/06
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
- председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
- членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Полубениной И.И., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление товарищества собственников жилья "Малая Молчановка-4" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 16.05.2005 по делу N А40-8942/05-148-72, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2005 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.11.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
- от заявителя - ТСЖ "Малая Молчановка-4" - Гриценко В.Б., Хомяков В.К.;
- от Департамента земельных ресурсов города Москвы - Иванина В.П.
Заслушав и обсудив доклад судьи Полубениной И.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Товарищество собственников жилья "Малая Молчановка-4" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленного письмом Территориального объединения регулирования землепользования Центрального административного округа города Москвы от 02.02.2005 N 33-2-1279/5-101-1, в предоставлении земельного участка, на котором расположено жилое здание, входящее в состав кондоминиума, в общую долевую собственность домовладельцев; об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, подлежащего передаче в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев; об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принять решение о предоставлении этого участка в общую долевую собственность домовладельцев.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.05.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 02.11.2005 указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций ТСЖ "Малая Молчановка-4" просит их отменить ввиду неправильного применения судами норм материального права и удовлетворить его требования.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве заявителя и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что решение суда первой инстанции, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
ТСЖ "Малая Молчановка-4" 11.01.2005 обратилось в Московский земельный комитет (правопредшественник Департамента земельных ресурсов города Москвы) с просьбой оформить в установленные законом сроки земельно-правовые отношения по передаче земельного участка, находящегося по адресу: Москва, ул. Малая Молчановка, д. 4, в собственность домовладельцев.
Территориальное объединение регулирования землепользования Центрального административного округа города Москвы Департамента земельных ресурсов города Москвы письмом от 02.02.2005 N 33-2-1279/5-101-1 сообщило о том, что согласно статье 30 Закона города Москвы от 14.05.2003 N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" рассмотрение вопроса о предоставлении указанного земельного участка в общую долевую собственность домовладельцев возможно только после представления акта разрешенного использования земельного участка. Ввиду же непредставления такого акта возможно оформление земельно-правовых отношений на земельный участок на условиях краткосрочной аренды сроком на 11 месяцев.
ТСЖ "Малая Молчановка-4", посчитав, что действия департамента являются незаконными и нарушают права домовладельцев, обратилось в арбитражный суд.
Возбудив дело и рассмотрев его по существу, суды правомерно исходили из подведомственности данного спора арбитражному суду.
При рассмотрении дела суды согласились с доводами Департамента земельных ресурсов города Москвы, мотивируя это следующим.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
В силу пункта 3 статьи 4 Закона города Москвы "О землепользовании и застройке в городе Москве" правомочия собственника земельного участка от имени города Москвы осуществляет правительство Москвы или уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы.
Часть вторая пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что правила землепользования и застройки городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются законами этих субъектов Российской Федерации.
Статья 30 Закона города Москвы "О землепользовании и застройке в городе Москве" устанавливает необходимость представления акта разрешенного использования земельного участка при приватизации этого участка или оформлении иных прав на него.
Однако вывод судов о необходимости представления акта разрешенного использования земельного участка является ошибочным.
Спор между сторонами возник не по поводу вновь предоставляемого земельного участка, а в отношении участка, занятого жилым домом, собственники квартир в котором организовали товарищество собственников жилья.
В силу статьи 14 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", действовавшего в период возникновения спора, жилой дом, помещения в котором принадлежат не менее чем двум домовладельцам, признается кондоминиумом.
Статья 7 названного Закона предусматривает, что общим имуществом в кондоминиуме, помимо обслуживающих более одного домовладельца лестничных клеток, лестниц, лифтов, лифтовых и иных шахт, коридоров, крыш и другого оборудования, относящегося более чем к одному помещению, также являются и прилегающие земельные участки в установленных границах.
Согласно статье 8 Закона общее имущество в кондоминиуме находится в общей долевой собственности домовладельцев.
Аналогичная норма содержится в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, который введен в действие с 01.03.2005.
Пункт 4 статьи 11 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" устанавливает, что передача в собственность бесплатно нормативной части земельного участка осуществляется государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
При таких обстоятельствах следует признать, что отказ в оформлении такого права по мотиву отсутствия у домовладельцев акта разрешенного использования земельного участка противоречит законодательству.
ТСЖ "Малая Молчановка-4" направило заявление об оформлении земельно-правовых отношений Московскому земельному комитету. Ответ на него поступил от Территориального объединения регулирования землепользования Центрального административного округа города Москвы Департамента земельных ресурсов города Москвы. Однако судами не исследовался вопрос о правомочиях этого органа по рассмотрению заявлений об оформлении права общей долевой собственности домовладельцев на земельный участок, то есть не были соблюдены требования статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по делу.
Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.05.2005 по делу N А40-8942/05-148-72, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2005 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.11.2005 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
А.А.ИВАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)