РОСТРОЙ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
Разделы:Водоснабжение и водоотведение; Жилищно-коммунальное хозяйство
Основными проблемами в сфере водоснабжения и водоотведения Российской Федерации являются: плохое техническое состояние систем водоснабжения и водоотведения (ВСВО), низкое качество питьевых вод, сброс недостаточно очищенных сточных вод, низкая эффективность водопользования, и дефицит финансирования в сектор.
Централизованным водоснабжением в Российской Федерации пользуется 108 млн. человек (2/3 населения), проживающих в 1104 городах и 1465 поселках городского типа и 45757 сельских населенных пунктах. Удельный вес городов имеющих водопровод составляет 99%, поселков городского типа – 92%, сельских населенных пунктов – 31%. В целом хозяйственно-питьевые нужды обеспечиваются на 64% за счет поверхностных вод; этот показатель больше 80% в городах Москве и Санкт-Петербурге, республиках Карелия, Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике, Астраханской, Мурманской и Ярославской областях. Преобладающую роль играют поверхностные воды в водоснабжении крупных городов Поволжья, Урала и Западной Сибири. Из-за плохого качества поверхностных водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, приходится применять высокотехнологичные и дорогие методы очистки воды. Сегодня населению подается всего 58,7% нормативно очищенных питьевых вод (от общего количества подаваемой в сеть воды). Преимущественно на подземных водах базируется водоснабжение сельских населенных пунктов.
В сфере водоотведения удельный вес городов имеющих канализацию составляет 97%, поселков городского типа – 80%, сельских населенных пунктов – 5%. Всего в городах и других поселениях образуется 13,8 млрд. куб. м сточных вод в год, из которых 12,4 млрд.куб.м (89%) пропускается через очистные сооружения. Нормативно очищается только 5,63 млрд.куб.м (45% от общего количества сточных вод). В ряде регионов, таких как Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Омская, Новгородская, Псковская области, уровень нормативно очищаемых сточных вод не превышает двух процентов.
Низкий уровень надежности работы систем жизнеобеспечения обусловлен плохим состоянием инженерных коммуникаций и оборудования. Потери воды в водопроводных системах достигают 19,8% (3,62 млрд.куб. м), средний износ систем водоснабжения и водоотведения составляет 58,1%, в том числе физический износ сетей водопровода составляет - 65,8%, сетей канализации – 63,5%, водопроводных насосных станций – 54,7%, канализационных насосных станций – 54,7%, очистных сооружений водопровода - 53,9%, очистных сооружений канализации – 56,2%.
Ежегодно в системах водоснабжения происходит около 195 тысяч аварий в год, в том числе на водопроводных сетях 160,7 тысяч (82% от общего количества аварий). В системах водоотведения число аварий составляет около 40 тысяч в год, в том числе на канализационных сетях 33,8 тысяч (84,5% от общего количества аварий). Объем потерь воды напрямую связан с количеством сетей нуждающихся в замене. Регионы с меньшим количеством сетей нуждающихся в замене имеют и наименьшие потери. Снижение протяженности сетей, нуждающихся в замене на 1 % приведет к снижению объема потерь воды на 8,2% (или 1500 куб. м на 1км) и снижению аварийности. В настоящее время требуют замены 36,5% водопроводных сетей. Ежегодно заменяется около 8,7 км ветхих водопроводных сетей или 1,6% от общего протяжения водопроводных сетей. Существующие темпы нарастания износа (3% в год) превышают объемы восстановительного ремонта.
Актуальной сегодня является и проблема выработки на местах адекватной тарифной политики в сфере ЖКХ, предусматривающей формирование доходов предприятий, динамику изменения нормативов потребления ресурсов и динамику реальной платежеспособности населения.
Сфера водоснабжения и водоотведения по своей природе инвестиционно привлекательна. Это огромный и растущий рынок услуг, значительный потенциал сокращения управленческих, технологических и эксплуатационных затрат. По существующим оценкам, доходность на вложенный капитал в коммунальных системах 5-7%. Сегодня привлечение инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство происходит в основном за счет бюджетных целевых программ (федеральных, региональных и местных). В 2007 году финансирование по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальный инфраструктуры» федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (включая тепло- и энергоснабжение) за счет всех источников составило 13,1 млрд. рублей, в том числе средств федерального бюджета выделено более 5 млрд. рублей. Всего по подпрограмме в 2007 году предусмотрено финансирование 238 мероприятий. В текущем году финансируется 161 объект водоснабжения и водоотведения, из них планируется ввести 58 объектов, что позволит увеличить мощность систем канализации очистных сооружений более чем на 400 тыс. м3 сточных вод в сутки, систем водоснабжения более чем на 500 тыс. м3 воды в сутки.
В тоже время потребность в финансировании работ по реконструкции и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения составляет более 2,5 трлн. рублей.
Такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет бюджетных вложений и требует создания условий для привлечения частных инвестиций. В этой связи для решения задачи модернизации и реконструкции водопроводно-канализационного хозяйства требуется значительное увеличение финансовых средств, привлекаемых из всех источников финансирования.
Поэтому основная система мер, принятая в рамках подпрограммы предусматривает повышение качества предоставления коммунальных услуг для населения и создание условий, необходимых для привлечения организаций различных организационно-правовых форм к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора.
Федеральная поддержка мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры обеспечивается за счет предоставления средств федерального бюджета на безвозвратной основе в форме субвенций региональным бюджетам. Ежегодно Росстрой, как Государственный заказчик подпрограммы проводит конкурс по отбору регионов Российской Федерации для участия в подпрограмме. Субъекты Российской Федерации – победители конкурса получают субвенции из федерального бюджета для финансирования отобранных инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и передают эти субвенции органам местного самоуправления, на территории которых реализуются инвестиционные проекты.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти муниципальных образований, осуществляют подготовку проектов для предоставления их на финансирование в рамках подпрограммы, с учетом современных технологий с целью снижения эксплуатационных расходов, повышения качества питьевой воды и экономии энергоресурсов. Приоритетное право на предоставление финансирования за счет средств федерального бюджета получают проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с высоким уровнем износа.
В этой связи проведение инвентаризации основных фондов коммунального хозяйства и получение достоверной информации об их техническом состоянии является в настоящее время первоочередной задачей. Отсутствие генпланов городов и поселений, программ санации и развития инженерных инфраструктур, несвоевременное проведение технической инвентаризации и диагностики основных фондов ЖКХ, напрямую влияют на управленческие решения по модернизации объектов ВКХ и темпы его обновления.
За последние 10 лет соотношение государственных и частных предприятий в сфере водоснабжения и водоотведения значительно изменилось в пользу последних. Изменилась и доля инвестиций, сейчас она преобладает. Стратегия развития водоснабжения и водоотведения основана на долгосрочных контрактных отношениях власти и бизнеса, иными словами — на государственно-частном партнерстве.На текущий момент доля частных операторов в сфере водоснабжения и водоотведения составляет 41% от общей численности предприятий. Наиболее крупными операторами на коммунальном рынке являются, ОАО «Российские коммунальные системы», компания «Евразийское водное партнерство», управляющая компания «Росводоканал», входящая в состав «Альфа-Групп», одного из крупнейших финансово-промышленных консорциумов в России, ОАО «РВ «Дон ВК Юг». Проявляют интерес к российскому коммунальному сектору и зарубежные компании-инвесторы, международные финансовые институты. В частности, при поддержке Всемирного банка в России реализуется проект «Городское водоснабжение и канализация» с объемом заимствования 79,1 млн. долларов, в котором участвует 13 городов: Вологда, Волхов Ленинградской области, Гагарин Смоленской области, Печора Республики Коми, Псков, Чебоксары, Кунгур и Чернушка Пермского края, Новочеркасск, Таганрог и Ростов на Дону Ростовской области, Уфа и Брянск.
Общие осуществленные платежи по займу составили: в 2002г. - 1 225 000 долл. США (предоплата в МБРР единовременной комиссии - 1% от суммы займа); в 2003г. - 2 122 961 долл. США; в 2004г. - 3 970 338 долл. США; в 2005г.- 10 572 997 долл. США; в 2006 г. - 17 410 510 долл. США; на 31 ноября 2007г. - 18 953 823 долл. США.
Таким образом, общий размер осуществленных платежей по проекту по состоянию на 30 ноября 2007 года составил 54 255 629 долларов США – 68,5% от общей суммы займа.
В целях обеспечения равной доступности к водным ресурсам южных регионов Российской Федерации, при поддержке Росстроя, разрабатывается инвестиционный проект «Южная Трансрегиональная Водная Система» (ЮТВС), предполагающий создание единой системы водоснабжения в 4-х субъектах: Астраханской и Волгоградской областях, Республике Калмыкия и Ставропольском крае. При создании ЮТВС предполагается максимальное использование запасов подземных вод Ставропольского края, их использование для нужд самого края и передача избыточного количества на территорию вышеуказанных субъектов Российской Федерации. Данный проект ликвидирует нехватку питьевой воды в регионах Нижнего и Среднего Поволжья примерно на 2/3 от существующей потребности. Положительным эффектом данного проекта является повышение уровня жизни граждан за счет улучшения санитарно-эпидемиологических условий, улучшения транспортной инфраструктуры, создания более 20 тысяч рабочих мест. Осуществление проекта ЮТВС позволит придать новый импульс реализации Национальных проектов в этих регионах и развитию агропромышленного комплекса.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)