РАСЧЕТ И ПРИВЕДЕНИЕ РАЗМЕРОВ ПЛАТЫ ГРАЖДАН ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ В СООТВЕТСТВИЕ С ПРЕДЕЛЬНЫМИ ИНДЕКСАМИ
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Плата за жилое помещение и коммунальные услуги; Жилищное право
Письмо департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 21.12.2007 № АТ604
Департамент жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края разъяснил вопросы установления тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги, приведения размеров платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг предусмотрено при расчете размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление использование тарифов на соответствующие коммунальные ресурсы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб/куб. м; для электроснабжения - руб/кВт.час, для отопления - тариф па тепловую энергию руб/Гкал).
Тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулируют (устанавливают) органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в части 5 статьи 4 названного Федерального закона, департамент жилищно-коммунальной политики администрации края.
Тарифы на электрическую энергию и тепловую энергию согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" устанавливает Региональная энергетическая комиссия Красноярского края.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ и Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ предусматривают возможность установления тарифов только для соответствующих организаций коммунального комплекса (ресурсоснабжающих организаций), которые и должны использоваться при расчете платы за коммунальные услуги.
Таким образом, установление органами местного самоуправления для расчета платы за коммунальные услуги иных тарифов, помимо установленных регулирующими органами, противоречит действующему законодательству.
Также не предусмотрена возможность установления единых или средневзвешенных тарифов на коммунальные ресурсы на территории муниципального образования при наличии нескольких организаций коммунального комплекса, производящих одинаковые коммунальные ресурсы на территории одного муниципального образования. Ранее такая возможность была предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", которое признано утратившим силу с 30 августа 2006 года Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Согласно части 13 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления. С учетом сроков представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги за январь 2008 года, установленных частью 2 статьи 155 ЖК РФ, такое уведомление должно быть произведено до 1 января 2008 года.
Информирование собственников и нанимателей жилых помещений об изменении размера платы может быть произведено путем размещения в помещениях многоквартирных домов, доступных для всех собственников (нанимателей) помещений в многоквартирном доме, соответствующей информации, направления каждому собственнику (нанимателю) извещения в письменной форме об изменении размера платы за коммунальные услуги (жилое помещение). Информация об изменении размера платы может быть размещена в платежных документах, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги за месяц, предшествующий месяцу, в котором произойдет изменение размера платы.
Вышеуказанная информация должна содержать сведения о размерах тарифов на коммунальные ресурсы, на основании которых будет производиться расчет размера платы за коммунальные услуги, нормативов потребления коммунальных услуг в случае отсутствия приборов учета, а также сведений о размере платы за жилое помещение. Кроме того, в соответствующих извещениях необходимо указать, что рост размера платы граждан за коммунальные услуги не должен превышать предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2008 год в размере - 115 процентов, а также рост размера платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, не должен превышать предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение на 2008 год в размере - 115 процентов.
Порядок пересмотра размеров подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и (или) платы граждан за коммунальные услуги при приведении их в соответствие с предельными индексами изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги утвержден Постановлением Совета администрации края от 14.09.2007 N 380-п (далее - Порядок).
Необходимо отметить, что Порядок не предусматривает возможность установления органами местного самоуправления отдельных тарифов на коммунальные услуги "для населения" помимо тарифов, установленных для организаций коммунального комплекса регулирующими органами. Приведению в соответствие с предельными индексами подлежит (в случае превышения предельных индексов) размер платы граждан за коммунальные услуги и размер платы определенной категории граждан за жилое помещение в конкретном жилом помещении.
В зависимости от способа управления многоквартирным домом и особенностями предоставления коммунальных услуг собственникам жилых домов Порядком определено два подхода к приведению размера платы граждан за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами:
1. В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, ТСЖ, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом в соответствии со статьей 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится соответственно управляющей организации, ТСЖ, ЖК или СПК.
Учитывая, что указанные лица, собирая плату за все виды коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в многоквартирном доме, обладают возможностью рассчитать рост размера платы граждан по коммунальным услугам в конкретных жилых помещениях (в совокупности за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 7 Порядка наделяет полномочиями соответствующие организации по приведению размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами.
Управляющие организации, ТСЖ, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы самостоятельно (заявительный порядок не предусмотрен) производят пересмотр размеров подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуга и платы граждан за жилое помещение. Выпадающие доходы данных организаций, возникшие в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги и платы граждан за жилое помещение в соответствие с предельными индексами, возмещаются в порядке, определенном органами местного самоуправления. Считаем необходимым при установлении органами местного самоуправления формы отчетности управляющих организаций, ТСЖ, ЖК или СПК перед органами местного самоуправления предусмотреть наличие в ней сведений, подтверждающих размер выпадающих доходов по каждому жилому помещению;
2. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений данного дома, а также в жилых домах договоры о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении в соответствии со статьей 155 ЖК РФ и пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, заключаются собственниками непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Согласно условиям большей части таких договоров плата за потребленные коммунальные ресурсы вносится непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Собирая плату за отдельные виды коммунальных услуг, ресурсоснабжающие организации не имеют возможности рассчитать рост размера платы граждан за коммунальные услуги.
Пунктом 9 Порядка для собственников жилых домов, собственников жилых помещений многоквартирного дома, осуществляющих непосредственное управление многоквартирным домом, а также для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, собственники помещений которых осуществляют непосредственное управление такими домами, предусмотрен заявительный порядок приведения в соответствие с предельными индексами платы за коммунальные услуги и платы за жилое помещение.
Для обеспечения реализации данной нормы органам местного самоуправления необходимо информировать граждан, проживающих в жилых домах и многоквартирных домах, собственники помещений которых осуществляют непосредственное управление, о необходимости подачи заявления в орган местного самоуправлении о приведении в соответствие с предельными индексами размера платы за коммунальные услуги и (или) размера платы за жилое помещение в случае превышения роста размера платы за коммунальные услуги, а также в случае превышения роста размера платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений установленных предельных индексов.
Соответствующая информация должна содержать сведения об органе местного самоуправления, в который необходимо обращаться, адрес и часы приема граждан, номера телефонов специалистов, которые могли бы проконсультировать граждан о порядке расчета роста размера платы. Также необходимо указать на то, что заявление в орган местного самоуправления может быть подано в любое время в течение текущего года и в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий период.
По итогам рассмотрения заявлений орган местного самоуправления в случае принятия решения о приведении в соответствие с предельными индексами размера платы граждан за коммунальные услуги и (или) размера платы за жилое помещение доводит до сведения ресурсоснабжающей организации размер снижения платы по соответствующим жилым помещениям.
Выпадающие доходы ресурсоснабжающей организации, возникшие в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги и платы граждан за жилое помещение в соответствие с предельными индексами, возмещаются в порядке, определенном органами местного самоуправления. Порядок возмещения выпадающих доходов, по нашему мнению, может быть определен договором, заключенным между уполномоченным органом местного самоуправления и ресурсоснабжающей организацией.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)