О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ''ЖИЛИЩЕ'' НА 2002 - 2010 ГОДЫ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 17.09.2001 № 675
Реализация этих Указов Президента Российской Федерации в 1998 - 2002 годах осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" (далее - программа "Государственные жилищные сертификаты"). Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 450 действие этой программы было продлено на 2003 год.
Анализ хода реализации программы "Государственные жилищные сертификаты" показал эффективность применения механизма предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий, удостоверяемых сертификатами, при реализации прав граждан на приобретение жилья и действенность установленных принципов.
Принцип добровольного участия граждан в программе "Государственные жилищные сертификаты" позволил им выбирать наиболее подходящий способ решения жилищной проблемы.
Принцип целевого адресного предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья доказал свою эффективность, поскольку обеспечил:
- решение жилищной проблемы путем приобретения гражданами готового жилья на рынке;
- реализацию гражданами права выбора местоположения и качественных характеристик жилья;
- направление средств федерального бюджета непосредственно гражданам - участникам программы "Государственные жилищные сертификаты" только на цели приобретения жилья;
- отказ от замораживания средств федерального бюджета в объектах незавершенного строительства.
Программой "Государственные жилищные сертификаты" было предусмотрено обеспечить в 1998 - 2003 годах постоянным жильем 210 тыс. семей.
Всего за 6 лет реализации этой программы было выпущено около 120,6 тыс. сертификатов. За этот период на ее финансирование было направлено из федерального бюджета 39,7 млрд. рублей.
В целях формирования и ведения единого реестра выданных и оплаченных сертификатов была разработана и введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система учета выдачи и реализации сертификатов, позволяющая исключить нецелевое использование средств федерального бюджета и упорядочить процедуру учета граждан - участников программы "Государственные жилищные сертификаты", а также процедуру выдачи сертификатов.
Принцип привлечения собственных или заемных средств граждан не был реализован в этой программе в полной мере. Это объясняется отсутствием у граждан - участников указанной программы накопленных денежных средств, низкой платежеспособностью и, как следствие, ограниченными возможностями привлечения кредитов банков, в том числе ипотечных, для приобретения жилья.
Кроме того, программой "Государственные жилищные сертификаты" были охвачены не все категории граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на получение субсидий на приобретение жилья.
Однако в связи с тем, что указанная программа показала свою эффективность, основные принципы и механизмы ее реализации были сохранены в подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. N 700. Впоследствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 г. N 522 были утверждены правила выпуска и погашения сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы.
В подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы была предусмотрена новая система управления, при которой основная роль была отведена государственному заказчику, а также органу, осуществляющему текущее управление подпрограммой.
Был изменен подход к расчету размера субсидии. Расчетная стоимость жилого помещения стала определяться исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации, то есть для всех субъектов Российской Федерации стал устанавливаться единый норматив в денежном эквиваленте. При этом, исходя из ряда задач жилищной политики и с учетом миграционных и демографических процессов, а также экономических возможностей граждан - участников указанной подпрограммы, объемов предложения жилья и наличия социальной инфраструктуры, для отдельных субъектов Российской Федерации, определенных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, применялись повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации.
Определение норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья для расчета размера субсидии на приобретение гражданином жилья за счет средств федерального бюджета позволило учесть состояние рынка жилья и предоставить возможность гражданам выбирать жилье в разных регионах Российской Федерации.
Для реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий в число граждан, имеющих право на получение сертификатов, были включены граждане, уволенные со службы из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы. Право на получение сертификатов также было предоставлено гражданам, подлежащим переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Во исполнение определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2002 г. N КАС 02-380 в число участников подпрограммы были включены не только граждане, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания, но и граждане, имеющие жилые помещения, площадь которых в расчете на одного члена семьи ниже учетной нормы площади жилого помещения.
Всего в 2002 - 2005 годах было обеспечено жильем более 76,3 тыс. семей граждан указанных категорий.
Основные принципы реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы предлагается распространить на программные мероприятия по оказанию финансовой поддержки всем категориям граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственные обязательства перед гражданами Российской Федерации, подлежащими отселению с комплекса "Байконур", определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. N 1290 "Об обеспечении жильем в Российской Федерации военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, уволенных с военной службы и проходивших ее в Вооруженных Силах Российской Федерации на территории космодрома Байконур, а также граждан Российской Федерации, постоянно работающих на комплексе "Байконур". Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2002 г. N 325 была утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", входящая в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Указанная подпрограмма выполнялась на I этапе реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
На территории комплекса "Байконур" в отношении военнослужащих и гражданского персонала - граждан Российской Федерации, а также членов их семей применяется законодательство Российской Федерации. Жители г. Байконура - граждане Российской Федерации проживают в арендованных Российской Федерацией жилых помещениях, являющихся собственностью Республики Казахстан, и не имеют жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
В 2002 - 2005 годах были обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета более 2,8 тыс. семей граждан указанной категории.
Для этих целей строительство (долевое участие в строительстве) и приобретение жилья осуществлялось в основном в городах, имеющих базовые предприятия Федерального космического агентства, в целях создания условий для продолжения трудовой деятельности инженеров-испытателей и сохранения коллективов высококвалифицированных специалистов для космической отрасли.
Однако указанная форма обеспечения жильем граждан данной категории имеет ряд недостатков (замораживание средств федерального бюджета в объектах незавершенного строительства, невозможность обеспечения жильем граждан в течение одного финансового года, отсутствие у граждан права выбора местоположения и качественных характеристик жилья).
Для эффективного решения проблемы обеспечения жильем граждан Российской Федерации, отселяемых с комплекса "Байконур", предлагается предоставлять им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья путем выдачи сертификатов.
Страницы: 58 из 65 <-- предыдущая cодержание следующая -->