ЗАМЕНА ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ
Разделы:Плата за жилое помещение и коммунальные услуги; Жилищное право
С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно указанному Федеральному закону замена предоставляемых отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг денежными выплатами не предусматривается.
Об этом Письмо Росстроя от 04.02.2005 N ЮТ-331/03.
В соответствии с Федеральным законом большинство категорий граждан (включая инвалидов и участников Великой Отечественной войны; ветеранов боевых действий; семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждан из подразделений особого риска, а также граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча) сохраняет право на предоставление мер социальной поддержки (льгот) по оплате жилья и коммунальных услуг в ранее установленном размере.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг указанным категориям граждан. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, а также Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Трудовой Славы льготы по оплате жилья и коммунальных услуг сохранены в прежнем объеме (освобождены от оплаты жилья и коммунальных услуг).
В части мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг для лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР", предусмотрена ежегодная денежная выплата в размере шести тысяч рублей в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Российская Федерация также передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан. Средства на реализацию передаваемых полномочий на предоставление указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, размер ее индексации предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов действующим законодательством предусмотрены компенсационные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг, порядок и размеры которых определяются Правительством Российской Федерации. До настоящего времени порядок и размеры не определены Правительством Российской Федерации.
Граждане, занятые на работах с химическим оружием, имеют право на компенсацию оплаты жилья в размере и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Вопросы социальной поддержки ветеранов труда и жертв политических репрессий, а также семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ) отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В части мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), необходимо отметить следующее.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников устанавливаются таким образом: для федеральных специализированных организаций здравоохранения - Правительством Российской Федерации; для организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации; - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; для муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации меры социальной поддержки могут устанавливаться в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно действующему законодательству педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки социальных работников, занятых в государственном секторе социального обслуживания, осуществляются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом следует отметить, что согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Кроме того, в I квартале 2005 года в соответствии с Планом действий по реализации первоочередных мер по переводу предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства на работу в рыночных условиях, утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жуковым (от 15.12.2004 N 5739п-П9), предусматривается разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации о переходе к предоставлению отдельным категориям граждан социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в форме денежных выплат.
Исходя из изложенного следует, что в настоящее время перевод натуральных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в денежные компенсации действующим законодательством не предусмотрен.
В 2004 году количество льготников составило 44,0 млн. человек, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются 24 категориям граждан. Затраты, связанные с предоставлением льгот, в прошлом году составили немногим более 60,0 млрд. рублей.
Процент возмещения затрат предприятиям ЖКХ, связанный с предоставлением льгот гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг, в 2004 году составил 78,7%.
Наряду с предоставлением льгот социальная поддержка населения осуществляется путем предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Процент семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в 2004 году составил 13,5%.
Субсидии в целом по Российской Федерации в 2004 году были оказаны в размере 35,3 млрд. рублей. Среднемесячный размер начисленных субсидий на семью составил 448,1 рубля. Из федерального бюджета на выплату субсидий из Фонда софинансирования социальных расходов в 2004 году было выделено 3,3 млрд. рублей.
Процент возмещения затрат предприятиям ЖКХ, связанный с предоставлением субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, в 2004 году составил 91,9%.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)