Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Корчашкиной Т.Е.,
Александрова Д.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 июля 2001 года гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не подлежащим применению абз. 3 п. 3 Указа Главы Республики Коми "О создании товариществ собственников жилья" от 13 июля 1998 года N 252 в части выплаты дотаций из местного бюджета только на содержание и текущий ремонт жилищного фонда по кассационной жалобе Главы Республики Коми на решение Верховного Суда Республики Коми от 15 мая 2001 года, которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
исполняющий обязанности прокурора Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не подлежащим применению с момента издания абзаца 3 пункта 3 Указа Главы Республики Коми "О создании товариществ собственников жилья" от 13 июля 1998 года N 252 в части выплаты дотаций из местного бюджета только на содержание и текущий ремонт жилищного фонда, находящегося на балансе товарищества собственников жилья. В обоснование заявления указал, что в нарушение федерального законодательства оспариваемый пункт Указа Главы Республики Коми не предусматривает выплату дотаций из местного бюджета на капитальный ремонт жилищного фонда кондоминиумов и тем самым ставит в неравное положение граждан - членов товариществ собственников жилья с гражданами, проживающими в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 15 мая 2001 г. заявление и.о. прокурора Республики удовлетворено.
В кассационной жалобе Главы Республики Коми поставлен вопрос об отмене решения суда, как постановленного при неправильном толковании и применении материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения не находит.
Проанализировав обжалуемые положения Указа и нормы федерального законодательства, суд правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора Республики Коми.
В соответствии с положениями ст. 15, 19 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции Федерального закона от 8 июля 1999 года N 152-ФЗ, ст. 15 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" в редакции от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ, с Указом Президента Российской Федерации "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" в редакции от 27 мая 1997 года N 528, с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" от 2 августа 1999 года N 887 объем и характер социальных гарантий и льгот, предоставляемых в период реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, в том числе и в виде государственных и муниципальных целевых бюджетных дотаций на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда, одинаков как для граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде, так и для граждан - членов товариществ собственников жилья.
Таким образом, граждане - члены товариществ собственников жилья вправе претендовать на получение установленных дотаций из муниципальных (местных) бюджетов, включая дотации на финансирование капитального ремонта жилищного фонда кондоминиумов, и это право при условии осуществления субъектами Российской Федерации собственного правового регулирования в указанной области должно быть закреплено в принятых (изданных) ими нормативных правовых актах.
Поскольку предоставление целевых жилищных дотаций из местных (муниципальных) бюджетов для граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде, а равно и для граждан - членов товариществ собственников жилья на финансирование капитального ремонта жилищного фонда прямо предусмотрено федеральным жилищным законодательством и не противоречит действующим нормативным правовым актам, регулирующим финансовые основы местного самоуправления, невключение указанных дотаций в оспариваемый Указ Главы Республики Коми нарушает права граждан - членов товариществ собственников жилья на получение таких дотаций.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что названный абзац пункта 3 Указа Главы Республики Коми "О создании товариществ собственников жилья" от 13 июля 1998 года N 252 в части невключения выплаты дотаций из местного бюджета на капитальный ремонт жилищного фонда, находящегося на балансе товарищества собственников жилья, нельзя признать соответствующим основанному на положениях Конституции Российской Федерации и предусмотренному в федеральном законодательстве принципу равенства прав граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде, и граждан - членов товариществ собственников жилья, в области предоставления им установленных социальных гарантий и льгот в период проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 304, 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Республики Коми от 15 мая 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Главы Республики Коми - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВС РФ ОТ 17.07.2001 N 3-Г01-15
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2001 года
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2001 года
Дело N 3-Г01-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Корчашкиной Т.Е.,
Александрова Д.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 июля 2001 года гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не подлежащим применению абз. 3 п. 3 Указа Главы Республики Коми "О создании товариществ собственников жилья" от 13 июля 1998 года N 252 в части выплаты дотаций из местного бюджета только на содержание и текущий ремонт жилищного фонда по кассационной жалобе Главы Республики Коми на решение Верховного Суда Республики Коми от 15 мая 2001 года, которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
исполняющий обязанности прокурора Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не подлежащим применению с момента издания абзаца 3 пункта 3 Указа Главы Республики Коми "О создании товариществ собственников жилья" от 13 июля 1998 года N 252 в части выплаты дотаций из местного бюджета только на содержание и текущий ремонт жилищного фонда, находящегося на балансе товарищества собственников жилья. В обоснование заявления указал, что в нарушение федерального законодательства оспариваемый пункт Указа Главы Республики Коми не предусматривает выплату дотаций из местного бюджета на капитальный ремонт жилищного фонда кондоминиумов и тем самым ставит в неравное положение граждан - членов товариществ собственников жилья с гражданами, проживающими в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 15 мая 2001 г. заявление и.о. прокурора Республики удовлетворено.
В кассационной жалобе Главы Республики Коми поставлен вопрос об отмене решения суда, как постановленного при неправильном толковании и применении материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения не находит.
Проанализировав обжалуемые положения Указа и нормы федерального законодательства, суд правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора Республики Коми.
В соответствии с положениями ст. 15, 19 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции Федерального закона от 8 июля 1999 года N 152-ФЗ, ст. 15 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" в редакции от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ, с Указом Президента Российской Федерации "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" в редакции от 27 мая 1997 года N 528, с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" от 2 августа 1999 года N 887 объем и характер социальных гарантий и льгот, предоставляемых в период реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, в том числе и в виде государственных и муниципальных целевых бюджетных дотаций на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда, одинаков как для граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде, так и для граждан - членов товариществ собственников жилья.
Таким образом, граждане - члены товариществ собственников жилья вправе претендовать на получение установленных дотаций из муниципальных (местных) бюджетов, включая дотации на финансирование капитального ремонта жилищного фонда кондоминиумов, и это право при условии осуществления субъектами Российской Федерации собственного правового регулирования в указанной области должно быть закреплено в принятых (изданных) ими нормативных правовых актах.
Поскольку предоставление целевых жилищных дотаций из местных (муниципальных) бюджетов для граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде, а равно и для граждан - членов товариществ собственников жилья на финансирование капитального ремонта жилищного фонда прямо предусмотрено федеральным жилищным законодательством и не противоречит действующим нормативным правовым актам, регулирующим финансовые основы местного самоуправления, невключение указанных дотаций в оспариваемый Указ Главы Республики Коми нарушает права граждан - членов товариществ собственников жилья на получение таких дотаций.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что названный абзац пункта 3 Указа Главы Республики Коми "О создании товариществ собственников жилья" от 13 июля 1998 года N 252 в части невключения выплаты дотаций из местного бюджета на капитальный ремонт жилищного фонда, находящегося на балансе товарищества собственников жилья, нельзя признать соответствующим основанному на положениях Конституции Российской Федерации и предусмотренному в федеральном законодательстве принципу равенства прав граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде, и граждан - членов товариществ собственников жилья, в области предоставления им установленных социальных гарантий и льгот в период проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 304, 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 15 мая 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Главы Республики Коми - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)