Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 30.11.2004 N А29-121/2004-3Э

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 30 ноября 2004 года Дело N А29-121/2004-3э
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Ногтевой В.А., Терешиной Н.М., при участии представителя от Министерства финансов Республики Коми: Бамбиной С.В., доверенность от 03.03.2004 N 10-02/949, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы ответчиков - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми и Министерства финансов Республики Коми на постановление апелляционной инстанции от 07.09.2004 по делу N А29-121/2004-3э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями: Дончевской О.А., Вакулинской М.В., Авфероновой О.В., по иску жилищно-строительного кооператива N 30, г. Сыктывкар, к Сыктывкарскому муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)", Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, Министерству финансов Республики Коми, администрации муниципального образования "Город Сыктывкар", третьи лица - Управление по социальным вопросам администрации муниципального образования "Город Сыктывкар", Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в городе Сыктывкаре, о взыскании 417249 рублей 01 копейки и

УСТАНОВИЛ:

Жилищно-строительный кооператив N 30 (далее - ЖСК N 30) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми (далее - УФК по Республике Коми), Министерству финансов Республики Коми о возмещении 417249 рублей 01 копейки убытков, возникших вследствие предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с января 2000 года по декабрь 2003 года.
До принятия решения по делу истец в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил взыскать 82193 рубля 67 копеек, возникших из-за отсутствия финансирования компенсаций жильцам - членам ЖСК N 30, имеющим право на льготы по оплате коммунальных услуг, предоставленных в соответствии с законами Российской Федерации "О милиции" и "О реабилитации жертв политических репрессий", федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми", - 174338 рублей 61 копейку разницы в тарифах.
Определением от 20.02.2004 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Сыктывкарское муниципальное унитарное предприятие "Управление жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)" (далее - СМУП "УЖКХ "Служба заказчика") и администрация муниципального образования "Город Сыктывкар".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в городе Сыктывкаре и Управление по социальным вопросам администрации муниципального образования "Город Сыктывкар".
Суд первой инстанции, применив срок исковой давности, решением от 09.07.2004 удовлетворил исковые требования частично: взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 4191 рубль 52 копейки, с Министерства финансов Республики Коми за счет казны субъекта - 213057 рублей 50 копеек. В иске к СМУП "УЖКХ "Служба заказчика" и администрации МО "Город Сыктывкар" суд отказал.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.09.2004 решение изменено в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации 1123 рублей 13 копеек. Возмещение указанной суммы убытков суд отнес на Министерство финансов Республики Коми, так как данная задолженность возникла вследствие отсутствия компенсации льгот по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
В соответствии с пунктом 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, расходы, связанные с предоставлением указанных льгот, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расчетов из федерального бюджета. На уровне субъектов Российской Федерации порядок компенсации убытков не определен.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, УФК по Республике Коми и Министерство финансов Республики Коми обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
УФК по Республике Коми указывает, что в Законе Российской Федерации "О милиции" порядок финансирования такой же, как и по Федеральному закону "О статусе военнослужащих": за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от принадлежности жилищного фонда, а в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В этой связи заявитель жалобы просит освободить их от ответственности.
Министерство финансов Республики Коми считает, что возмещение убытков, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ, должно производиться из федерального бюджета согласно нормам Бюджетного кодекса. Расходы, возникшие из-за разницы в тарифах по оплате тепловой энергии, следовало предусмотреть в бюджете на 2000 - 2003 годы муниципального образования "Город Сыктывкар" и подлежат возмещению за счет средств муниципального образования, ибо в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" нормативы жилищно-коммунальных услуг, ставки и тарифы на них утверждают органы местного самоуправления.
Министерство финансов Республики Коми также полагает, что финансирование по Федеральному закону "О реабилитации жертв политических репрессий" должно производиться за счет казны Российской Федерации, так как источником финансирования этого закона в пределах расходов, произведенных муниципальным образованием, является федеральный бюджет.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 30.11.2004.
Кассационные жалобы на решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Коми по данному делу рассмотрены Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, явку представителей в судебное заседание, кроме Министерства финансов Республики Коми, не обеспечили.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и возражениях относительно жалобы.
Согласно Федеральному закону от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" товарищество (кооператив) является некоммерческой организацией, формой объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В силу статьи 19 названного Закона социальная защита домовладельцев, нанимателей и арендаторов жилых помещений в кондоминиуме осуществляется в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации, соответствующими решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, путем передачи товариществам собственников жилья установленных государственных и муниципальных дотаций на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты, на отдельные виды коммунальных услуг, компенсаций за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также иных предусмотренных дотаций; предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа домовладельцев, нанимателей и арендаторов.
Как следует из материалов дела, ЖСК производило оплату услуг "Краснозатонский ЖКХ", а затем СМУП "Жилкомэнерго" по заключенным с ними договорам на снабжение тепловой энергией и теплоносителя, а также по отпуску холодной воды и приему сточных вод по тарифам, установленным для организаций. В период с 2000 по 2003 годы ЖСК N 30 во исполнение законов Российской Федерации "О милиции", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О ветеранах" и законов Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" и "О социальной защите ветеранов в Республике Коми" предоставляло перечисленным в них категориям граждан льготы по оплате за пользование жилищно-коммунальными услугами.
В связи с тем, что население оплачивало указанные услуги по тарифам, установленным для граждан, с учетом предоставленных законодательством льгот, у истца возникли убытки в сумме разницы в оплате.
Суд двух инстанций установил, что при формировании бюджетов муниципального образования "Город Сыктывкар" на 1999 - 2002 годы предусмотрены расходы по статье "Жилищно-коммунальное хозяйство", направленные на возмещение убытков ТСЖ и ЖСК, возникших из-за разницы тарифов на коммунальные услуги.
Постановлениями главы администрации г. Сыктывкара от 19.11.1998 N 11/3154, от 12.09.2000 N 9/2893 и другими аналогичными правовыми актами, принятыми в 2001 - 2002 годах, на Управление ЖКХ возложены обязанности по принятию, проверке расчетов и финансированию льгот за жилищно-коммунальные услуги населению г. Сыктывкара, проживающему в домах ЖСК и ТСЖ, по возмещению разницы в ценах на жилищно-коммунальные услуги, ведению контроля потребления тепловой энергии, воды ТСЖ и ЖСК согласно договорам, заключенным ими с поставщиками услуг.
Доказательств нецелевого использования денежные средств, выделенных на эти цели, со стороны Управления ЖКХ в материалах дела не имеется.
В силу Указа Главы Республики Коми от 10.11.1996 N 299, утверждение тарифов на жилищно-коммунальные услуги (содержание и эксплуатация жилищного фонда, горячее и холодное водоснабжение, канализация и теплоснабжение), оказываемые муниципальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и непрофильными предприятиями (кроме тарифов на услуги, оказываемые населению), осуществляется Министерством архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми на комиссионной основе с участием Министерства экономики Республики Коми, Министерства финансов Республики Коми, Министерства труда и занятости населения Республики Коми и с привлечением глав администраций городов и районов республики и представителей заинтересованных предприятий.
Согласно статье 12 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ и Порядку формирования, утверждения, изменения и введения в действие тарифов на жилищно-коммунальные услуги, утвержденному приказом Министерства архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми от 23.06.1998 N 102-ОД (утратил силу с 16.08.2002), правом на установление тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, наделены региональные энергетические комиссии.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, установив, что формирование ценовой политики в Республике Коми производится на уровне субъекта Российской Федерации, обоснованно взыскал с Министерства финансов Республики Коми за счет казны убытки, возникшие у ЖСК N 30 из-за разницы тарифов по оплате теплоэнергии.
Согласно статье 13 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы (в том числе и по оплате коммунально-бытовых услуг).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на оплату коммунальных услуг (подпункт "б" пункта 2 статьи 10).
Руководствуясь названными нормами, суд обоснованно взыскал с Министерства финансов Республики Коми 11567 рублей 04 копейки убытков, возникших вследствие предоставления льгот на основании Федерального закона "О ветеранах". Вина субъекта Российской Федерации усматривается в недостаточности финансирования расходов, необходимых для реализации льгот, установленных данным Законом.
Ссылка Министерства финансов Республики Коми на нарушение статей 31 и 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющих принцип самостоятельности бюджетов и расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета, не принята судом исходя из следующего. В статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходы на обеспечение социальной защиты населения финансируются совместно из бюджетов Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации. В статье 10 Федерального закона "О ветеранах" имеется прямое указание на финансирование спорных льгот за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (в редакции, действовавшей до 01.07.2002) сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилых помещений, технического обслуживания, содержания и ремонта мест общего пользования в жилых домах (включая капитальный ремонт), коммунальных услуг. Указанная скидка предоставляется сотрудникам милиции и членам их семей, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда, и компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
Согласно данной статье невозможно установить источники финансирования предоставляемых льгот. Механизма компенсации расходов на предоставление льгот по данному Закону не определен. Поскольку льгота предусмотрена федеральным законодательным актом, до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.
Из имеющихся в деле справок о задолженности бюджетов, подписанных товариществом и СМУП "УЖКХ "Служба заказчика", следует, что истец недополучил компенсацию за предоставление льгот по названному Закону на сумму 3068 рублей 39 копеек.
Таким образом, суд апелляционной инстанции законно взыскал указанную задолженность с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
В статье 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" лицам, подвергшимся политическим репрессиям, предоставлено право на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством.
Порядок предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 17 Закона).
В соответствии с пунктом 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, финансирование расходов на предоставление льгот этим лицам производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Из анализа названных норм права следует, что возможен альтернативный порядок возмещения спорных расходов. При таких условиях на уровне субъекта Российской Федерации должен быть определен порядок, каким образом будет производиться компенсирование убытков. Такой порядок в Республике Коми не определен, поэтому арбитражный суд апелляционной инстанции правомерно установил обязанность казны республики по возмещению убытков истца в этой части.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Ответчиками в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в спорный период истцу были компенсированы расходы на реализацию льгот вышеназванным категориям граждан. Следовательно, суд обоснованно удовлетворил требования о взыскании убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации и казны субъекта Российской Федерации - Республики Коми.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа посчитал, что обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
В силу изложенного кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 07.09.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-121/2004-3э оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми и Министерства финансов Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
СИНЯКИНА Т.В.

Судьи
НОГТЕВА В.А.
ТЕРЕШИНА Н.М.













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)