Официальные документы

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАУКИ

(Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002). О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы))






Для обновления структуры высшего профессионального образования, его адаптации к потребностям общества и экономики предусмотрено создание механизма выявления и трансляции социального заказа на подготовку специалистов данного уровня образования, который должен представлять собой сбалансированную совокупность потребностей населения, организаций и государства. Наряду с этим усиливается роль государственных приоритетов в профессиональном образовании, в первую очередь в формировании "кадрового заказа" для развития перспективных рынков и технологий. В дальнейшем с учетом итогов эксперимента по введению единого государственного экзамена будет определен порядок приема в вузы и соответствующего финансирования по государственным именным финансовым обязательствам.
Создание университетских комплексов как нового типа учебных заведений будет предусматривать интеграцию учебных заведений различных уровней образования: формирование ассоциаций и консорциумов, включающих в себя как учебные заведения, так и научно - исследовательские институты, экспериментальные и венчурные предприятия. В рамках комплексов будут разработаны сопряженные образовательные программы разных уровней профессионального образования.
Для опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям предусматривается создание федеральных научно - образовательных центров.
Эффективная модернизация образования предполагает создание федеральной и региональных систем управления качеством образования.
Будет проведена работа по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) с целью обеспечения объективности и унификации итоговой аттестации в системе общего образования и вступительных испытаний системы профессионального образования.
Приоритетной сферой государственных интересов является создание условий для качественной реализации на основе бюджетного финансирования образовательных программ всех уровней.
Необходимо обеспечить увеличение средств федерального бюджета, направляемых на нужды образования, а также сформировать механизм финансирования получения гражданами общего среднего образования, гарантирующий безусловное выполнение требований государственного стандарта данного уровня образования.
Планируется осуществить изменение структуры бюджетных расходов на образование, в которой должны быть сформированы три крупных блока:
- обеспечение реализации образовательных программ (текущее финансирование), осуществляемое главным образом на нормативно - подушевой основе (по итогам соответствующих экспериментов);
- развитие материально - технической базы образовательных учреждений и организаций, компьютеризация и информатизация образовательного процесса, приобретение учебно - лабораторного и научного оборудования, научной и учебной литературы, разработка современных учебных программ (бюджет инноваций). Распределение указанных средств будет осуществляться в основном на конкурсной основе при условии привлечения софинансирования со стороны бюджетов других уровней и внебюджетных средств;
- адресное финансирование социальных услуг, сопутствующих образовательному процессу.
Особую актуальность приобретает решение проблемы расширения базы финансирования образования за счет стимулирования притока в отрасль средств из внебюджетных источников, включая средства населения, инвесторов и спонсоров.
Будет развита нормативная база образования, предусматривающая увеличение разнообразия организационно - правовых форм государственных образовательных учреждений и организаций, увеличение их хозяйственной самостоятельности. В 2002 - 2004 годах в высшем профессиональном образовании будет проведен эксперимент по апробации механизма нормативно - подушевого финансирования получения образования с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО).
Предполагается приступить к введению системы адресного стипендиального обеспечения путем предоставления стипендий студентам из числа детей - сирот, инвалидов, ветеранов боевых действий, а также социальных стипендий для лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, при сохранении и развитии системы академических стипендий, поощряющих успеваемость студентов, их участие в научной работе.
Острой остается проблема сиротства. В целях преодоления этого негативного социального явления, обустройства и облегчения социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагается принятие в 2002 году решений, направленных на стимулирование передачи указанных категорий детей на воспитание в приемные семьи и детские дома семейного типа.
Предполагается разработать и приступить к реализации комплекса мер социальной поддержки работников системы образования, включая совершенствование системы оплаты труда.

2.4. Политика в области науки

Для российской науки 90-е годы стали периодом кризиса, результатом которого явились невостребованность научных разработок и низкий уровень инновационной активности отечественных предприятий.
Объем основных фондов за 1990 - 1999 годы в научно - технической сфере снизился более чем в три раза.
Уровень инновационной активности (доля инновационно - активных предприятий в общем их числе в промышленности) в 1999 году составлял 6,2 процента. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции в 1999 году составила 3,5 процента, а затрат на инновации - 1,06 процента.
Одной из самых острых проблем науки остается кадровая проблема. Средний возраст исследователей, имеющих ученую степень, приблизился к пенсионному. Ежегодно в науке закрепляется лишь 3,5 тыс. молодых специалистов. В основе снижения качественных параметров научных кадров лежит в первую очередь низкий уровень оплаты труда в науке.


Страницы: 9 из 57  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->