Официальные документы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

(Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002). О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы))






- повысить роль собственных доходов в формировании региональных и местных бюджетов за счет закрепленных за каждым уровнем бюджетной системы на долгосрочной основе в Налоговом и Бюджетном кодексах доходных источников и налоговых полномочий, прежде всего за счет закрепления за региональными и местными бюджетами прямых налогов с немобильной и равномерно размещенной налогооблагаемой базой. За каждым уровнем бюджетной системы должны быть законодательно закреплены доходные источники, соответствующие возложенным на них функциям и достаточные для финансирования этих функций;
- перейти к стабильной, объективной и прозрачной методологии выравнивания бюджетной обеспеченности, позволяющей субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям самостоятельно рассчитывать на среднесрочную перспективу объем финансовой помощи из вышестоящих бюджетов и создающей стимулы к проведению ответственной бюджетной политики на региональном и местном уровнях;
- упорядочить правовые основы межбюджетных отношений на уровне местного самоуправления в части разграничения расходных и налоговых полномочий местных бюджетов различного уровня и в сфере бюджетного выравнивания;
- создать механизм федерального регулирования управления региональными и местными финансами, основанный на обязательных, рекомендуемых и дополнительных стандартах;
- законодательно установить формализованные критерии и процедуры осуществления более жесткого контроля за бюджетным процессом и временного ограничения налогово - бюджетных полномочий региональных и местных властей;
- завершить переход региональных и местных бюджетов на казначейское исполнение на основе единых федеральных стандартов.

4.4.2. Федеральная региональная социально -
экономическая политика

Для достижения стратегических целей территориального развития России в среднесрочном периоде необходима активная федеральная региональная политика, которая должна формироваться в соответствии с основными принципами федеративных экономических отношений.
Основными задачами федеральной региональной экономической политики на период до 2004 года являются:
- усиление процесса межрегиональной интеграции и улучшение качества экономического пространства;
- снижение дифференциации уровней социально - экономического развития регионов;
- обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы по всей территории Российской Федерации;
- создание равных условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капиталов;
- обеспечение равных конкурентных условий в хозяйственной деятельности, определение условий предоставления государственной помощи;
- развитие экономических основ местного самоуправления.
Обеспечение государственной и территориальной целостности страны требует последовательной реализации конституционных принципов построения федеративных отношений в экономике, укрепления единства вертикали исполнительной власти, повышения ответственности всех уровней власти за реализацию закрепленных за ними функций и полномочий по предметам исключительного и совместного ведения.
Будут законодательно определены принципы и формы участия субъектов Российской Федерации в разработке и реализации мероприятий общегосударственной экономической политики на основе прогнозов и программ, общие условия определения регионов, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны Правительства Российской Федерации, принципы предоставления государственной помощи и основы федеративных экономических отношений.
Ограниченные инвестиционные ресурсы федерального бюджета необходимо направлять в первую очередь на те нужды, которые соответствуют важнейшим целям и функциям федерации, но не являются столь же важными или не представляют достаточного коммерческого интереса для частных инвесторов, региональных и муниципальных властей. С этой точки зрения приоритетной сферой федеральной инвестиционной политики является производственная инфраструктура федерального значения: магистральный транспорт, единая энергетическая система, сети телекоммуникаций. Только федеральный центр может определять стратегию развития базовой инфраструктуры и аккумулировать необходимые для ее реализации собственные и привлекаемые финансовые ресурсы.
Межрегиональной экономической интеграции способствует развитие и совершенствование не только материальной инфраструктуры, но и денежно - кредитной, платежно - расчетной систем.
Для поддержания и стимулирования межрегиональной интеграции особое значение будет иметь политика в области энергетических и транспортных тарифов. Регулирование тарифов особенно важно для сохранения и развития связей между Дальним Востоком, Сибирью и центральными регионами страны.
Осуществление мероприятий федеральной политики по гарантированию минимальных социальных стандартов, повышению минимальной заработной платы и пенсий, увеличению занятости в социально напряженных регионах и повышению пособий по безработице, а также законодательное закрепление за каждым уровнем бюджета сбалансированных доходных и расходных полномочий должно повысить бюджетную самодостаточность регионов и снизить межрегиональную социальную дифференциацию.


Страницы: 54 из 57  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->