Официальные документы

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ. РЕФОРМА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

(Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002). О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы))






Из геостратегических проблем, влияющих на развитие страны в целом, выделяются своим масштабом и значением для сохранения территориальной целостности российской экономики проблемы Дальнего Востока. Дальний Восток выполняет особые геостратегические функции, являясь форпостом России в Азиатско - Тихоокеанском регионе, который в XXI веке может занять ведущее положение в мировой экономике.
Дальний Восток, будучи самым редконаселенным и самым удаленным регионом страны, отличается наибольшей спецификой условий хозяйствования и социально - экономического развития. Устойчивое функционирование хозяйственного комплекса района и решение его социальных проблем зависят от проведения такой государственной политики, которая исходит из учета особой роли Дальнего Востока в обеспечении экономических и стратегических интересов России, что требует реализации на федеральном и региональном уровнях комплекса мероприятий по преодолению дезинтеграционных процессов и выводу экономики региона из кризиса.
Главными направлениями развития региона являются: структурная перестройка экономики, усиление взаимовыгодного сотрудничества и использование транспортного взаимодействия со странами Азиатско - Тихоокеанского региона. Будет переработана федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья. Основные ресурсы будут сконцентрированы на приоритетных направлениях развития хозяйства региона:
- решение энергетической проблемы и ослабление зависимости района от ввоза топлива;
- развитие транспортной инфраструктуры для создания условий активизации деловой активности и усиления интеграции регионов Дальнего Востока с другими регионами России;
- совершенствование деятельности рыбохозяйственного комплекса с развитием промышленной марикультуры и обеспечением охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов;
- развитие нефтегазового комплекса на шельфе о. Сахалин и в Республике Саха (Якутия);
- повышение конкурентоспособности продукции и интенсивное вхождение на рынки сбыта Азиатско - Тихоокеанского региона.
Основными направлениями развития топливно - энергетического комплекса будут: стабилизация и снижение размеров тарифов на тепловую и электрическую энергию, ликвидация чрезмерной разницы цены за энергию для производителей и потребителей.
В транспортном комплексе основными направлениями развития будут: создание конкурентоспособного и эффективного сквозного транспортного коридора Европа - Азия, увеличение объема перевозок грузов (в т.ч. транзита контейнеров), реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры и совершенствование транспортных тарифов.

4.4. Экономический федерализм и федеральная региональная
социально - экономическая политика

Меры по модернизации экономики и реформированию социальной сферы будут осуществляться с учетом региональных особенностей и региональных интересов на основе следующих принципов федеративных экономических отношений:
- единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы;
- разграничение компетенции между уровнями государственной власти, соответствие ресурсов полномочиям;
- согласованное формирование и осуществление единой экономической политики Российской Федерации и ее субъектами;
- создание равных условий экономического развития субъектов Российской Федерации и равных условий в конкурентной среде и получении государственной помощи;
- транспарентность отношений.
4.4.1. Реформа межбюджетных отношений

Основными целями реформирования межбюджетных отношений в среднесрочной перспективе являются:
- экономическая эффективность - создание долгосрочных институциональных стимулов для региональных и местных органов власти и управления проводить структурные реформы, поддерживать конкурентную среду, благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат;
- бюджетная ответственность - управление общественными финансами при максимально эффективном использовании налоговых и иных ресурсов соответствующих территорий, прозрачность и подотчетность налогово - бюджетной политики;
- социальная справедливость - обеспечение равного доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям вне зависимости от места их проживания;
- политическая консолидация - достижение общественного согласия по вопросам распределения между уровнями бюджетной системы и регионами финансовых ресурсов, создание условий для эффективного выполнения региональными и местными властями своих полномочий в рамках гражданского общества.
Для достижения этих целей должны быть созданы правовые и финансово - экономические механизмы, повышающие ответственность региональных и местных властей за результаты проводимой ими политики, в том числе обеспечивающие единое экономическое пространство, формирование условий равной конкуренции между регионами.
Для реализации этой стратегии необходимо решить следующие первоочередные задачи в рамках Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года:
- законодательно закрепить четкое и стабильное разграничение расходных полномочий по всем их составляющим между уровнями бюджетной системы;
- ликвидировать нефинансируемые федеральные и региональные "мандаты";


Страницы: 53 из 57  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->