РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 10.07.2001 N 910-Р (РЕД. ОТ 06.06.2002). О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002 - 2004 ГОДЫ). ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002). О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы))Несмотря на рост инвестиций в 1999 - 2000 годах, сохраняется деформированность их структуры в сторону энергосырьевого сектора и транспорта. В 1999 году на них пришлось 40 процентов от общего объема инвестиций (в начале 90-х годов эта доля составляла около 30 процентов, а в предыдущие десятилетия - 20 - 25 процентов). Такой "перекос" в сторону энергосырьевого сектора при отсутствии адекватного растущей экономике межсекторального перетока капитала консервирует отсталость ее перерабатывающих секторов, значительно усложняет задачу модернизации экономики.
Расчет на дальнейшую эксплуатацию благоприятных внешних факторов не может гарантировать поддержания устойчивых темпов роста. Необходимо существенное повышение эффективности производства, ускорение структурных реформ.
Целью данной программы социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) является формирование такой модели российской экономики, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного роста, была бы способна обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны.
Среднесрочная программа должна стать базовым документом, определяющим действия Правительства Российской Федерации в ближайшие три года, направленные на решение социально - экономических проблем страны. Реализация программных мероприятий будет логическим продолжением осуществления Стратегии социально - экономического развития России на период до 2010 года и начатого в рамках Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы создания адекватной налоговой системы, правовых основ для снижения административных барьеров и ограничения непосредственного вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятий, формирования рынка земли, основ новой пенсионной системы, проведения таможенной, судебной реформ, реформы социального обеспечения, повышения качества и доступности важнейших социальных услуг, а также повышения эффективности экономической инфраструктуры.
ограничения развития и макроэкономические
тенденции
Ключевой особенностью развития российской экономики в среднесрочной перспективе является необходимость одновременного повышения уровня жизни и развертывания модернизации национального хозяйства. Это будет происходить в условиях значительного масштабного отвлечения ресурсов на обслуживание внешнего долга и обеспечение безопасности страны. Модернизация экономики потребует также увеличения национальных расходов на развитие науки и образования, социальной инфраструктуры.
Другая особенность - усиление ограничивающего воздействия на темпы экономического роста со стороны сложившейся неэффективной структуры промышленности и недостаточного объема инвестиций в реальный сектор.
Экономический подъем 1999 - 2000 годов был связан с наличием значительных резервных мощностей и широкими возможностями импортозамещения. В таких условиях промышленный рост в разных отраслях происходил во многом автономно, роль межотраслевых взаимодействий была существенно снижена.
В 2002 - 2004 годах ситуация кардинально изменится. С одной стороны, динамика перерабатывающих отраслей во многом будет определяться возможностями повышения эффективности использования энергетических и сырьевых ресурсов. С другой стороны, технологически сопряженные отрасли будут "тормозить" друг друга, особенно в условиях недостаточной конкурентоспособности продукции и инерционных процессов выбытия производственных мощностей. На отраслевых рынках действие структурных ограничений проявится в снижении эластичности предложения по отношению к спросу, повышении цен и частичном замещении отечественных изделий импортными.
Реализация среднесрочной стратегии с учетом указанных ограничений диктует жесткие требования к темпам роста экономики, граница которого не менее 3,5 - 4,5 процента в среднем за год. При этом анализ показывает, что в перспективе темпы роста производства первичных ресурсов не превысят 2 - 4 процентов в среднем за год. Это означает, что повышение эффективности их использования должно составлять не менее 2 - 3 процентов в год.
В условиях сложившейся утяжеленной структуры экономики, сохраняющейся слабости рыночных институтов, устаревшей материально - технической базы предлагаемые динамика и качество развития недостижимы. Следовательно, инерционное развитие экономики оказывается тупиковым. Дальнейшая экспортно - сырьевая ориентация развития будет означать крайне неэффективное использование имеющегося потенциала.
При этом в краткосрочной перспективе энергосырьевой сектор будет оказывать на развитие российской экономики исключительно высокое влияние. Этот ресурс необходимо использовать для создания условий опережающего развития производства конкурентоспособной продукции с более высокой долей добавленной стоимости.
В среднесрочной перспективе источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал при неуклонно расширяющемся внутреннем потребительском спросе. В период 2002 - 2004 годов объем инвестиций должен увеличиться не менее чем на 18,5 - 25 процентов, то есть возрастать с темпом не ниже 6 - 8 процентов в среднем за год. Одновременно с этим необходимо резко расширить инновационное наполнение инвестиций.
Страницы: 2 из 57 <-- предыдущая cодержание следующая -->