ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Информационное письмо ФСТ РФ от 11.01.2006 N ДС-37/12. По вопросу применения Приказа Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 N 853-э/4 ''Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год)Федеральным законом от 26.12.2005 N 184-ФЗ на 2006 год установлен ряд изъятий, касающихся синхронизации процесса установления предельных индексов роста на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса с бюджетным процессом, в связи с чем в 2006 году предельные индексы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации после принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Предельно возможные индексы роста утверждены с учетом региональных инвестиционных программ, а также с учетом ранее принятых решений ФСТ России на 2006 год, связанных с согласованием решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, об установлении тарифов на тепловую энергию, превышающих предельные уровни.
Размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать вышеуказанным предельным индексам роста.
В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" порядок осуществления государственного контроля за соблюдением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение устанавливается Правительством Российской Федерации. Таким образом, до принятия указанного порядка регулирующие органы должны руководствоваться ст. 14.6 "Нарушение порядка ценообразования" Федерального закона от 30.12.2001 N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) порядок осуществления государственного контроля регулирования тарифов и надбавок устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок и органы регулирования субъектов Российской Федерации вправе осуществлять деятельность по контролю в рамках полномочий, закрепленных за ними названной статьей Федерального закона "Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса", до принятия соответствующего постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующего процедурные моменты осуществления контроля регулирования тарифов и надбавок.
Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) за Правительством Российской Федерации закреплены полномочия по определению порядка рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отношении установленных тарифов и надбавок (пп. 6 п. 1 ст. 4).
До настоящего времени данный порядок рассмотрения разногласий Правительством Российской Федерации не определен. В связи с этим ни ФСТ России, ни какой-либо иной государственный орган не имеют законных оснований рассматривать разногласия, связанные с установлением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации").
Также Федеральная служба по тарифам обращает внимание, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации" структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
В этой связи высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) должно уполномочить соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление государственного регулирования тарифов и надбавок в области жилищно-коммунального комплекса.