Официальные документы

ПИСЬМО ФНС РФ ОТ 20.10.2004 N 21-3-05/449. О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом





ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 20 октября 2004 г. N 21-3-05/449

О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ

Управление ресурсных и имущественных налогов по вопросу уплаты земельного налога сообщает следующее.
1. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
В Приложении N 2 (таблица 1) к Закону средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах приведены в условиях 1994 года. В сноске <*> к Приложению N 2 (таблица 1) к Закону указано, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в таблице 1, в 1994 году применяются с коэффициентом 50.
Начиная с 1992 года постановлениями Правительства Российской Федерации, а в дальнейшем федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и об индексации ставок земельного налога практически ежегодно индексировались ставки земельного налога на очередной календарный год.
Из положений статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" следует, что земельный налог относится к местным налогам, которые устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Поэтому положения федеральных законов об индексации ставок налога являются положениями, принятыми федеральным законодателем в рамках своих полномочий по определению налоговой ставки на соответствующий год, а не по определению порядка исчисления налога.
В 2000 - 2002 годах индексация ставок земельного налога проводилась на основании Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (коэффициент 1,2), Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" или Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" (коэффициент 2). При этом установлено, что коэффициенты применяются к ставкам налога, действовавшим в предшествующем году.
Перерасчет ставок земельного налога, установленных Законом Российской Федерации "О плате за землю", с учетом их индексации в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год должен производиться к ставкам, применяемым в предшествующем году, т.е. в 2002 году ставка земельного налога составит: Сзн2002 = Сзн2001 x К2002, где Сзн2001 = Сзн2000 х К2001 и т.д. Именно такой порядок расчета налоговой ставки на соответствующий финансовый год установлен федеральным законодателем. Указанное подтверждается пояснительными записками и расчетами закрепленных в законе о федеральном бюджете цифр, являющихся неотъемлемой частью федерального бюджета на соответствующий финансовый год.
Подобная позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации (решение от 20.01.2004 N ГКПИ03-1422). Данное решение вынесено по гражданскому делу по заявлению Калинина А.В. о признании незаконным пункта 16 Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю", утвержденной Приказом МНС России от 06.03.2000 N АП-3-04/90, и пункта 7 изменений и дополнений N 2 в Инструкцию, утвержденных Приказом МНС России от 12.04.2002 N БГ-3-21/197, в соответствии с которым последовательное применение в соответствующих годах коэффициентов индексации по земельному налогу признано Верховным Судом Российской Федерации правомерным.
Кроме того, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03 указывается, что формулировка законов (федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и об индексации ставок земельного налога) позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.



2. По вопросу применения пунктов 4, 10 и 15 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", которыми от уплаты земельного налога полностью освобождаются, в частности, учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов, детские оздоровительные учреждения независимо от источника финансирования, учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности независимо от источника финансирования, санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности, следует иметь в виду.
Статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Однако в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2004 N 14771/03 используемые в Законе Российской Федерации "О плате за землю" понятия должны оцениваться с учетом того, что Закон принимался до принятия как Налогового кодекса Российской Федерации, так и Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно содержанию указанной нормы Закона Российской Федерации "О плате за землю" основанием для применения льготы является использование земельного участка в определенных целях, например, для организации мероприятий спортивно-оздоровительной направленности, то есть данная льгота предоставляется Законом Российской Федерации "О плате за землю" с целью развития спортивно-оздоровительных заведений вне зависимости от их организационно-правовой формы.
Таким образом, льгота, установленная пунктами 4, 10 и 15 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", может быть распространена не только на учреждения, но и на организации любых форм собственности, осуществляющие деятельность в сфере культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и других сферах деятельности, указанных в данных пунктах Закона, а также их филиалы и обособленные подразделения в отношении земельных участков под указанными объектами.
И.о. начальника Управления
государственный советник
налоговой службы
Российской Федерации

А.С.ФЕДОРОВ









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)