Официальные документы

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 28.01.2010 N ГКПИ09-1614. ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 24 ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРАВИЛАМ УСТАНОВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 23.05.2006 N 306. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Решение Верховного Суда РФ от 28.01.2010 N ГКПИ09-1614. Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 24 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306)






Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации приняты оспариваемые заявителями Правила, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с данными Правилами под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2); нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3, 4); в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи (пункт 30).
В Приложении к Правилам приведены формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг, в т.ч. формула расчета норматива электроснабжения (формула 8).
Согласно пунктам 24, 25 Приложения к Правилам расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений, определяемого расчетным методом (формула 8).
Доводы заявителей о противоречии федеральному законодательству оспариваемой нормы в части включения в состав норматива потребления электрической энергии расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, не может быть признан обоснованным, поскольку отсутствует какой-либо федеральный закон либо другой нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, регулирующий порядок установления нормативов потребления электрической энергии иначе.
Нельзя признать обоснованным довод заявителей о том, что расходы электроэнергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, потребитель платит дважды в составе коммунальных платежей и оплачивая расходы на содержание и ремонт жилого помещения. В соответствии с пунктом 26 Правил коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, несостоятельными являются доводы заявителей о противоречии оспариваемого положения статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку указанные нормы федеральных законов не регулируют вопросы оплаты коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 24 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в указанной заявителями части, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, каких-либо правовых оснований для признания его незаконным, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

заявление М., Б. о признании частично недействующим пункта 24 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА


Страницы: 2 из 2  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->