Официальные документы

ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Постановление Правительства РФ от 10.07.1995 N 700 (ред. от 09.09.1996, с изм. от 24.08.2002). О федеральной целевой Программе ''Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей)






Большинство северных переселенцев расселяются в местностях, прилегающих к регионам Севера и характеризующихся природно-климатическими условиями проживания, наиболее близкими к северным. Остальные экономические районы (за исключением Северо-Кавказского) характеризуются значительно меньшим количеством лиц, прибывающих из этих районов. Общее количество переселенцев, охваченных обследованием, лишь частично представлено гражданами, проработавшими в северных регионах 10 и более лет и наиболее подверженными влиянию медико-биологических факторов на выбор местностей для последующего проживания. Тем не менее, устойчиво прослеживается тенденция к преимущественному переселению в места со сходными природно-климатическими условиями.
Интенсивное возрастание миграции из указанных регионов происходит при одновременном свертывании работы предприятий, как правило, в добывающей сфере, при неизбежном процессе закрытия населенных пунктов. Этому процессу следует противопоставить управляемое регулирование миграции северных переселенцев с сохранением производственного потенциала, созданного в этих районах. Позитивными примерами такого регулирования могут служить такие производственные структуры, как РАО "Норильский никель", "Воркутауголь" и "Газпром". В частности, заслуживает внимания работа, проводимая РАО "Газпром", учитывающая стремление многих его работников сохранить трудовые связи с этой производственной структурой через трудоустройство на подведомственных предприятиях в районах средней полосы России. При этом 32,5 процента потенциальных переселенцев намереваются и дальше продолжать работу на объектах, расположенных в северных территориях, по вахтовому методу.
По данным исследований, проведенных ФМС России, около 70 процентов переселенцев различных категорий являются горожанами и не приспособлены к жизни в сельской местности (включая профессиональные и трудовые навыки). В то же время, по данным ФМС России и Тамбовгражданпроекта, территории, принимающие переселенцев, характеризуются готовностью местных органов исполнительной власти предоставить земельные площади для проживания в сельской местности от 30 до 32,5 процента граждан, прибывающих на новое местожительство. Поэтому необходимы комплексные меры государственной поддержки для целенаправленного стимулирования миграции.
Об эффективности государственной поддержки миграционных процессов свидетельствуют данные зарубежного опыта. В частности, наряду с незначительными мерами поддержки, предусматриваемыми в развитых странах для переселенцев из слаборазвитых стран, прибывающих по собственной инициативе, обращает на себя внимание пример ФРГ, расходующей государственные финансовые средства на первоначальное обустройство, переподготовку и трудовую адаптацию таких регламентированных категорий целевых переселенцев, как лица немецкой национальности, выезжающие из Российской Федерации и других стран СНГ.
Учет региональных экологических обстановок на территории России (за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) для возможного размещения северных переселенцев позволяет установить, что эти территории на большей части неблагоприятны для их интенсивного освоения и проживания. В частности, состояние окружающей среды этих территорий таково, что около 80 процентов из них неблагоприятны для проживания или могут быть признаны ограниченно благоприятными (Приложение N 2). При этом неудовлетворительная информированность переселенцев относительно экологической обстановки в принимающих районах приводит к высокому удельному весу лиц, стремящихся обосноваться в местностях, пораженных "чернобыльским следом".
Сельскохозяйственные территории в районах вселения также на 82 процента могут быть отнесены к непригодным для их дальнейшего сельскохозяйственного освоения или к ограниченно пригодным (Приложение N 3).
Отмеченные обстоятельства существенно ограничивают возможности использования территорий принимающих районов для массового размещения на них северных переселенцев. При этом роль смягчающего фактора выполняет низкий показатель плотности населения в рассматриваемых районах, что обусловливает сохранение их миграционной емкости на достаточно удовлетворительном уровне.
Строительство жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется на первом этапе органами исполнительной власти, предприятиями и организациями этих территорий, Госкомсевером России и другими предприятиями-застройщиками. Анализ территориального распределения объемов строительства жилья по экономическим районам Российской Федерации показывает, что это распределение недостаточно удовлетворительно соответствует направлениям переселенческих потоков (Приложение N 4). Так, на принимающие территории Дальневосточного экономического района приходится менее 5 процентов выполняемых объемов строительства жилья, что значительно меньше доли переселяющихся в этот регион. В Северном экономическом районе доля строительства также намного меньше количества переселяющихся. Аналогичная ситуация в Уральском и Западно-Сибирском районах. В то же время доля строительства жилья в Центральном экономическом, Центрально-Черноземном и Северо-Кавказском районах превышает долю переселяющихся.


Страницы: 3 из 51  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->