157 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РФ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ПОТРЕБЛЯЕМЫХ УСЛУГ ПРИ ОТСУТСТВИИ ПРИБОРОВ УЧЕТА ИСХОДЯ ИЗ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ, УТВЕРЖДАЕМЫХ ПО ГАЗОСНАБЖЕНИЮ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. РЕШИЛ:
(Решение Верховного Суда РФ от 04.06.2008 N ГКПИ08-1119. Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 373 ''О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа'')Выслушав объяснения представителя заявителя Карпова Ю.П., возражения представителей заинтересованного лица Акопян Г.Л. и Екимовой Н.А., проанализировав оспариваемый нормативный правовой акт, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с названной статьей Кодекса своим Постановлением от 13 июня 2006 г. N 373 определило порядок установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа. Постановление не определяет порядок расчета самих нормативов, а отсылает по этому вопросу к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
Пункт 1 Постановления, предусматривающий установление нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа на основании норм потребления не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, указанных в приложении к Постановлению, не нарушает права заявителей.
По своему смыслу такая норма направлена на защиту прав граждан, не позволяя органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать нормы потребления газа, используемые при расчете нормативов потребления для целей определения размера оплаты газа конкретными потребителями, меньше объективно необходимого уровня обеспечения населения газом. Тем самым обеспечивается соблюдение требования пункта 3 статьи 541 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
Доводы заявителей о несоответствии Постановления статьям 539, 541, 544 Гражданского кодекса РФ необоснованны. Данные статьи Кодекса, предусматривая обеспечение учета потребления энергии, определение количества поданной абоненту и использованной им энергии в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении, оплату энергии за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, одновременно указывают на то, что иное может быть предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 539, пункт 1 статьи 544).
Статья 157 Жилищного кодекса РФ предусматривает определение объема потребляемых услуг при отсутствии приборов учета исходя из нормативов потребления, утверждаемых по газоснабжению органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Оспариваемое Постановление основано на этих законоположениях, регулирует именно отношения, связанные с порядком определения нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Утверждение представителя заявителей о противоречии оспариваемого Постановления статье 426 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей установление одинаковых условий публичного договора для всех потребителей, неосновательно. Данное Постановление в равной мере распространяется на всех потребителей, не имеющих приборов учета газа, и не допускает установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации различных условий публичного договора для абонентов, использующих газ для бытового потребления без приборов учета.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителей, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ в удовлетворении заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении заявления Карповой К.И., Незамутдиновой Ф.С., Степанова А.П., Губиной Е.П., Макаровой Г.И., Мухаметова К.З. отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
Страницы: 2 из 2 <-- предыдущая cодержание следующая -->