Официальные документы
Управление многоквартирным домом
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Богданова А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И. о признании недействующими абзаца 2 пункта 2 и пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902 "О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008 - 2009 годах" и подпункта "а" пункта 1 "Правил приобретения в 2008 - 2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы", утвержденных данным Постановлением, в связи с их противоречием статьям 3, 4, абзацу 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации,
по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., заключение прокурора Богданова А.Г., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным заявлением, полагая, что оспариваемые нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902 ограничивают его право на получение от Министерства обороны жилья в порядке переселения из закрытого военного городка, поскольку эти нормы применимы только в отношении военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
По мнению заявителя, основным критерием для применения Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902 является нуждаемость гражданина в жилом помещении, а иное толкование противоречит статьям 3, 4, абзацу 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, влечет нарушение единства системы правовой и социальной защиты военнослужащих.
Оспаривая законность пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902, заявитель считает, что Правительство Российской Федерации не имело права поручать Министерству обороны совместно с другими министерствами подготовку проекта акта, регламентирующего порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно.
Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2009 года в удовлетворении заявления И. отказано.
В кассационной жалобе И., указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильную оценку и не учет юридически значимых обстоятельств дела и его доводов, нарушение единства судебной практики, просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив заявление.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно абзацу 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, при наличии указанных в Законе оснований предоставляются жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Между тем, как указано в решении, обжалуемое Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902 издано не во исполнение названной законодательной нормы, а в целях стимулирования рынка жилищного строительства и обеспечения квартирами некоторых категорий граждан, установленных законодательством.
Анализ статей 13, 15, 20 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" позволил суду первой инстанции прийти к правильному выводу о том, что Правительство Российской Федерации осуществляет такие функции, как регулирование в социально-экономической сфере, формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации, а также обеспечение исполнения бюджета и социальных гарантий для военнослужащих.
Исходя из финансовых возможностей государства и установленного краткосрочного действия (2008 - 2009 годы) названного Постановления, Правительство Российской Федерации, выделив конкретные объемы федерального бюджета целевым назначением этих средств в размере 21.000 миллиона рублей Министерству обороны Российской Федерации на обеспечение жильем военнослужащих и 11.601 миллионов рублей для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, было вправе определить, какие именно категории военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, подпадают под действие принятого им нормативного правового акта, а также установить критерии выбора приобретаемых жилых помещений, в том числе в части их стоимости, общей площади жилых помещений в зависимости от числа комнат в таких квартирах, обременения их различного рода обязательствами, иные условия, несоответствие которым исключает возможность приобретения жилых помещений.
Этим же Постановлением также утверждены Правила приобретения в 2008 - 2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, которые определяют порядок приобретения Министерством обороны Российской Федерации и подведомственным Министерству регионального развития Российской Федерации федеральным государственным учреждением "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" квартир в многоквартирных домах для последующего их предоставления, в том числе вышеуказанной категории лиц.
В связи с этим вывод суда о несостоятельности ссылки заявителя на противоречие оспариваемых им правовых норм статьям 3, 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку они не регламентируют порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно или по социальному найму, является правильным.
Вопреки утверждению в жалобе, оспариваемыми положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902 право И. на выбор места жительства не регламентируется, поскольку, как это установлено в суде, заявитель состоит на учете нуждающихся в отдельных списках граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
Основания утверждать о незаконности пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902 также отсутствуют.
Статья 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" устанавливает, что постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Из пункта 9 и подпункта 30 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, следует, что Министр обороны Российской Федерации подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации, он представляет в установленном порядке проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
При таких данных кассационная жалоба И. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу И. - без удовлетворения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 11.03.2010 N КАС10-52. ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.12.2009 N ВКПИ09-135, КОТОРЫМ ОТКАЗАНО В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ АБЗАЦА 2 ПУНКТА 2 И ПУНКТА 6 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 04.12.2008 N 902 ''О МЕРАХ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В 2008 - 2009 ГОДАХ'' И ПОДПУНКТА ''А'' ПУНКТА 1 ПРАВИЛ ПРИОБРЕТЕНИЯ В 2008 - 2009 ГОДАХ КВАРТИР В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, УТВЕРЖДЕННЫХ ДАННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
Разделы:Управление многоквартирным домом
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 марта 2010 г. N КАС10-52
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 марта 2010 г. N КАС10-52
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Богданова А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И. о признании недействующими абзаца 2 пункта 2 и пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902 "О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008 - 2009 годах" и подпункта "а" пункта 1 "Правил приобретения в 2008 - 2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы", утвержденных данным Постановлением, в связи с их противоречием статьям 3, 4, абзацу 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации,
по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., заключение прокурора Богданова А.Г., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным заявлением, полагая, что оспариваемые нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902 ограничивают его право на получение от Министерства обороны жилья в порядке переселения из закрытого военного городка, поскольку эти нормы применимы только в отношении военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
По мнению заявителя, основным критерием для применения Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902 является нуждаемость гражданина в жилом помещении, а иное толкование противоречит статьям 3, 4, абзацу 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, влечет нарушение единства системы правовой и социальной защиты военнослужащих.
Оспаривая законность пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902, заявитель считает, что Правительство Российской Федерации не имело права поручать Министерству обороны совместно с другими министерствами подготовку проекта акта, регламентирующего порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно.
Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2009 года в удовлетворении заявления И. отказано.
В кассационной жалобе И., указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильную оценку и не учет юридически значимых обстоятельств дела и его доводов, нарушение единства судебной практики, просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив заявление.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно абзацу 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, при наличии указанных в Законе оснований предоставляются жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Между тем, как указано в решении, обжалуемое Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902 издано не во исполнение названной законодательной нормы, а в целях стимулирования рынка жилищного строительства и обеспечения квартирами некоторых категорий граждан, установленных законодательством.
Анализ статей 13, 15, 20 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" позволил суду первой инстанции прийти к правильному выводу о том, что Правительство Российской Федерации осуществляет такие функции, как регулирование в социально-экономической сфере, формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации, а также обеспечение исполнения бюджета и социальных гарантий для военнослужащих.
Исходя из финансовых возможностей государства и установленного краткосрочного действия (2008 - 2009 годы) названного Постановления, Правительство Российской Федерации, выделив конкретные объемы федерального бюджета целевым назначением этих средств в размере 21.000 миллиона рублей Министерству обороны Российской Федерации на обеспечение жильем военнослужащих и 11.601 миллионов рублей для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, было вправе определить, какие именно категории военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, подпадают под действие принятого им нормативного правового акта, а также установить критерии выбора приобретаемых жилых помещений, в том числе в части их стоимости, общей площади жилых помещений в зависимости от числа комнат в таких квартирах, обременения их различного рода обязательствами, иные условия, несоответствие которым исключает возможность приобретения жилых помещений.
Этим же Постановлением также утверждены Правила приобретения в 2008 - 2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, которые определяют порядок приобретения Министерством обороны Российской Федерации и подведомственным Министерству регионального развития Российской Федерации федеральным государственным учреждением "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" квартир в многоквартирных домах для последующего их предоставления, в том числе вышеуказанной категории лиц.
В связи с этим вывод суда о несостоятельности ссылки заявителя на противоречие оспариваемых им правовых норм статьям 3, 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку они не регламентируют порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно или по социальному найму, является правильным.
Вопреки утверждению в жалобе, оспариваемыми положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902 право И. на выбор места жительства не регламентируется, поскольку, как это установлено в суде, заявитель состоит на учете нуждающихся в отдельных списках граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
Основания утверждать о незаконности пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902 также отсутствуют.
Статья 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" устанавливает, что постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Из пункта 9 и подпункта 30 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, следует, что Министр обороны Российской Федерации подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации, он представляет в установленном порядке проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
При таких данных кассационная жалоба И. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу И. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
И.В.КРУПНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
И.В.КРУПНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)