Официальные документы
Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет для сведения и использования в работе Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2002 N 5697/01, в соответствии с которым Центральный банк Российской Федерации, его учреждения и структурные подразделения, действующие в составе территориальных учреждений, пользуются правом на освобождение от уплаты земельного налога.
Доведите направляемое информационное письмо до нижестоящих налоговых органов.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.11.2000 по делу N 1165/5 и Постановление Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 02.02.2001 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вичуге Ивановской области обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Центральному банку Российской Федерации в лице его Главного управления по Ивановской области о взыскании 5330 рублей 38 копеек земельного налога, не уплаченных за период с 1995 по 1999 год, и 4032 рублей 2 копеек пеней.
Основанием для обращения инспекции с иском в арбитражный суд явился отказ Главного управления Банка России по Ивановской области от добровольной уплаты сумм налога и возврат без исполнения Расчетно - кассовым центром Банка России по городу Вичуге инкассового поручения инспекции от 31.05.2000 N 127 на взыскание указанных сумм.
Решением от 09.11.2000 исковые требования удовлетворены в части взыскания 4452 рублей 84 копеек недоимки по налогу за 1997 - 1999 годы и 2541 рубля 22 копеек пеней. В остальной части в удовлетворении иска отказано на основании статьи 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа Постановлением от 02.02.2001 оставил решение без изменения.
В протесте первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией в марте 2000 года проведена выездная налоговая проверка Расчетно - кассового центра по городу Вичуге (далее - РКЦ), который является структурным подразделением Банка России, действующим в составе его территориального учреждения. По результатам проверки составлен акт от 24.03.2000 N 01-08.03-06, из которого следует, что Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Вичуга для размещения РКЦ выделен земельный участок площадью 1767 кв. метров по адресу: г. Вичуга, ул. 50 лет Октября, д. 6. На данный земельный участок названным Комитетом выдано свидетельство от 17.12.92 N 113 на бессрочное (постоянное) пользование землей. РКЦ представлены в налоговый орган сводные расчеты по земельному налогу за 1997, 1998 и 1999 годы. Однако суммы налогов не уплачены.
Налоговым органом на основании требования от 24.03.2000 N 01-29 об уплате задолженности по земельному налогу и пеней и решения от 29.05.2000 N 01-29 о взыскании этой задолженности направлено инкассовое поручение от 31.05.2000 N 127, не исполненное РКЦ.
Судебными инстанциями исковые требования налогового органа удовлетворены, поскольку Банк России и его учреждения освобождаются от исполнения налоговой обязанности только в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах. В статье 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", содержащей исчерпывающий перечень лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, Банк России в качестве субъекта, освобожденного от исполнения этой обязанности, не указан.
По мнению Банка России, он, его учреждения и структурные подразделения, действующие в составе территориальных учреждений, вправе претендовать на льготу по уплате земельного налога, поскольку Банк России относится к органам государственной власти.
Указанный довод является обоснованным.
Статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Эти полномочия, а равно и иные, касающиеся банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций и осуществления денежно - кредитной политики, по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Полномочия Банка России также предусматривают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Поскольку в пункте 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" имеется указание на то, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, Банк России с учетом его конституционно - правового статуса вправе воспользоваться данной льготой.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Таким образом, правом на освобождение от уплаты земельного налога пользуются и его территориальные управления и расчетно - кассовые центры, через которые Банк России осуществляет властные полномочия на местах.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.11.2000 по делу N 1165/5 и Постановление Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 02.02.2001 по тому же делу отменить.
Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вичуге Ивановской области в удовлетворении иска о взыскании с Центрального банка Российской Федерации в лице его Главного управления по Ивановской области задолженности по земельному налогу и пеней отказать.
ПИСЬМО МНС РФ ОТ 09.08.2002 N ШС-6-14/1212. О ПОСТАНОВЛЕНИИ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19.04.2002 N 5697/01 (ВМЕСТЕ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 19.04.2002 N 5697/01)
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
от 9 августа 2002 г. N ШС-6-14/1212
О ПОСТАНОВЛЕНИИ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19.04.2002 N 5697/01
от 9 августа 2002 г. N ШС-6-14/1212
О ПОСТАНОВЛЕНИИ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19.04.2002 N 5697/01
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет для сведения и использования в работе Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2002 N 5697/01, в соответствии с которым Центральный банк Российской Федерации, его учреждения и структурные подразделения, действующие в составе территориальных учреждений, пользуются правом на освобождение от уплаты земельного налога.
Доведите направляемое информационное письмо до нижестоящих налоговых органов.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
С.Н.ШУЛЬГИН
налоговой службы 1 ранга
С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2002 г. N 5697/01
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2002 г. N 5697/01
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.11.2000 по делу N 1165/5 и Постановление Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 02.02.2001 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вичуге Ивановской области обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Центральному банку Российской Федерации в лице его Главного управления по Ивановской области о взыскании 5330 рублей 38 копеек земельного налога, не уплаченных за период с 1995 по 1999 год, и 4032 рублей 2 копеек пеней.
Основанием для обращения инспекции с иском в арбитражный суд явился отказ Главного управления Банка России по Ивановской области от добровольной уплаты сумм налога и возврат без исполнения Расчетно - кассовым центром Банка России по городу Вичуге инкассового поручения инспекции от 31.05.2000 N 127 на взыскание указанных сумм.
Решением от 09.11.2000 исковые требования удовлетворены в части взыскания 4452 рублей 84 копеек недоимки по налогу за 1997 - 1999 годы и 2541 рубля 22 копеек пеней. В остальной части в удовлетворении иска отказано на основании статьи 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа Постановлением от 02.02.2001 оставил решение без изменения.
В протесте первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией в марте 2000 года проведена выездная налоговая проверка Расчетно - кассового центра по городу Вичуге (далее - РКЦ), который является структурным подразделением Банка России, действующим в составе его территориального учреждения. По результатам проверки составлен акт от 24.03.2000 N 01-08.03-06, из которого следует, что Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Вичуга для размещения РКЦ выделен земельный участок площадью 1767 кв. метров по адресу: г. Вичуга, ул. 50 лет Октября, д. 6. На данный земельный участок названным Комитетом выдано свидетельство от 17.12.92 N 113 на бессрочное (постоянное) пользование землей. РКЦ представлены в налоговый орган сводные расчеты по земельному налогу за 1997, 1998 и 1999 годы. Однако суммы налогов не уплачены.
Налоговым органом на основании требования от 24.03.2000 N 01-29 об уплате задолженности по земельному налогу и пеней и решения от 29.05.2000 N 01-29 о взыскании этой задолженности направлено инкассовое поручение от 31.05.2000 N 127, не исполненное РКЦ.
Судебными инстанциями исковые требования налогового органа удовлетворены, поскольку Банк России и его учреждения освобождаются от исполнения налоговой обязанности только в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах. В статье 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", содержащей исчерпывающий перечень лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, Банк России в качестве субъекта, освобожденного от исполнения этой обязанности, не указан.
По мнению Банка России, он, его учреждения и структурные подразделения, действующие в составе территориальных учреждений, вправе претендовать на льготу по уплате земельного налога, поскольку Банк России относится к органам государственной власти.
Указанный довод является обоснованным.
Статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Эти полномочия, а равно и иные, касающиеся банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций и осуществления денежно - кредитной политики, по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Полномочия Банка России также предусматривают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Поскольку в пункте 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" имеется указание на то, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, Банк России с учетом его конституционно - правового статуса вправе воспользоваться данной льготой.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Таким образом, правом на освобождение от уплаты земельного налога пользуются и его территориальные управления и расчетно - кассовые центры, через которые Банк России осуществляет властные полномочия на местах.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.11.2000 по делу N 1165/5 и Постановление Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 02.02.2001 по тому же делу отменить.
Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вичуге Ивановской области в удовлетворении иска о взыскании с Центрального банка Российской Федерации в лице его Главного управления по Ивановской области задолженности по земельному налогу и пеней отказать.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)