РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА. ПОТЕНЦИАЛ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЭКОНОМИКИ
(Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 N 1757-р Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года)- создание за рубежом сети информационно-аналитических центров, нацеленных на привлечение квалифицированных иностранных специалистов для обучения и стажировки в Уральском федеральном округе с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы, а также на стимулирование возвращения в макрорегион эмигрантов;
- привлечение в Уральский федеральный округ квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших образовательных учреждений, на постоянное место жительства;
- разработку и реализацию социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности макрорегиона;
- формирование и внедрение специальных региональных и макрорегиональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу жителей Уральского федерального округа, а также для развития толерантности в отношениях между местным населением и представителями других стран в целях предотвращения социальных конфликтов;
- создание благоприятной культурной среды для привлеченных в макрорегиональную экономику квалифицированных иностранных специалистов, включая содействие изданию специализированных средств массовой информации и коммуникации, объединению в клубы, представительству в общественных и молодежных организациях округа, а также формирование цивилизованных условий для труда и жизни мигрантов и защиту их гражданских прав.
В результате реализации инновационного сценария коэффициент миграционного прироста составит в 2015 году 18,1 на 10 тыс. населения, а к 2020 году - 32,9.
для обеспечения потребностей экономики
На фоне сохранения в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, высокого образовательного уровня населения и его уникальных качественных характеристик происходит усугубление кризиса системы подготовки кадров для региональных экономик (особенно рабочих и инженерных профессий), а также самой социальной сферы. Это приводит к необоснованному расходу и без того небольших государственных средств, выделяемых на подготовку специалистов, а также к несоответствию структуры подготовки кадров потребностям региональных рынков труда. Усугубление дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы происходит в территориальном и профессиональном отношении (дефицит рабочих и инженерных специальностей и переизбыток невостребованных специалистов в банковском секторе, операциях с недвижимым имуществом, торговле, а также людей, не имеющих профессионального образования, то есть понижение образовательного уровня занятых). При этом в прогнозный период значительные изменения ожидаются в структуре занятости по секторам экономики. В отношении спроса на трудовые ресурсы значительно возрастет доля сервисной экономики и туристско-рекреационного бизнеса.
Решение проблемы недостатка высококвалифицированных кадров прежде всего в промышленности возможно при соблюдении кардинального изменения структуры образования в сторону резкого усиления и преобладания в ней среднего профессионально-технического образования, а также повышения социальной и материальной престижности рабочих профессий.
Реализация указанных условий может быть осуществлена только при целенаправленном участии федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В Уральском федеральном округе во всех без исключения регионах разрабатываются соответствующие программы и планы.
Целями развития рынка труда Уральского федерального округа являются сохранение и развитие трудовых ресурсов в соответствии с перспективными направлениями модернизации региональных экономик округа, а также продуктивная занятость населения, гармонизация спроса и предложения рабочей силы путем повышения эффективности функционирования рынка труда, повышения качества рабочей силы и ее трудовой мобильности, обеспечения реализации прав граждан на защиту от безработицы. Достижение этих целей предполагает реализацию следующих мероприятий:
- разработка среднесрочных и долгосрочных прогнозов ситуации на рынке труда Уральского федерального округа, в том числе включающих оценку потребности в выпускниках начального, среднего и высшего образования до 2020 года, а также приведение объемов и направлений профессиональной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями экономики макрорегиона;
- стимулирование создания новых эффективных рабочих мест, предполагающих высокую производительность труда;
- содействие самозанятости населения, в том числе в сельской местности, за счет создания предприятий сервиса, небольших производств по переработке местного сырья и реализации программ микрокредитования малого и среднего предпринимательства;
- создание условий для развития территориальной и профессиональной мобильности граждан, проживающих в Уральском федеральном округе;
- создание условий для интеграции в региональный рынок труда иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики Уральского федерального округа в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного использования национальных кадров;
Страницы: 63 из 90 <-- предыдущая cодержание следующая -->