Официальные документы

ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

(Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 N 1757-р Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года)






Социокультурная политика призвана обеспечить эффективную демографическую и миграционную политику, развитие рынка труда, наращивание интеллектуального капитала и высококвалифицированного трудового потенциала, повышение уровня жизни и сокращение доли граждан с доходом ниже прожиточного минимума, модернизацию здравоохранения, совершенствование системы образования, науки и инновационного комплекса, развитие культуры, молодежную политику, развитие физкультуры и спорта, повышение доступности жилья, развитие системы социальной защиты населения. Социокультурная политика округа нацелена на формирование комфортной среды обитания населения и рациональной системы расселения, опирающейся на зоны опережающего роста.
В условиях нестабильности мировой финансовой системы инвестиционные возможности государства, а также частного бизнеса значительно снизились. Финансирование многих социальных программ и проектов в Уральском федеральном округе приостановлено, показатели их эффективности и рентабельности резко упали, а сроки реализации перенесены на неопределенное время. На текущем этапе развития округа задачей первостепенной важности становится адаптация социальной сферы, а также приспособление конкретных социальных и социокультурных проектов к негативным последствиям изменения глобальной финансовой конъюнктуры. Именно в период преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса наивысший приоритет должен отдаваться межведомственным социальным проектам инновационной направленности, которые способны оказать мультипликативный эффект и стать катализаторами пространственного развития Уральского федерального округа и устойчивого социально-экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в его состав.
Указанные проекты должны быть направлены на решение приоритетных задач долгосрочного социального развития Уральского федерального округа, обладать способностью по мере своей реализации расширять сети социокультурного обслуживания, вовлекать в производственные связи и стимулировать развитие значительного числа производств (как напрямую, так и опосредованно связанных с социальной сферой), иметь общественно значимый результат, включающий социальные, экономические, политические и другие эффекты, широкую степень распространения и потенциального внедрения полученных результатов, характеризоваться высокой эффективностью и результативностью, что позволит уже в ближайшей перспективе достигнуть запланированных результатов, иметь количественно измеримые целевые индикаторы и показатели, отражающие достижение целей и конечные результаты.
Уже сейчас создаются контуры как финансовых, так и институциональных основ постиндустриального развития социальной сферы Уральского федерального округа.
Разрабатываются и активно реализуются приоритетные национальные проекты в социальной сфере, государственные программы, включая долгосрочные федеральные, региональные целевые и ведомственные программы.
В социальную сферу начинают внедряться прогрессивные формы привлечения частного капитала, совершенствуются и конкретизируются механизмы государственно-частного партнерства, включая привлечение средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и других институтов развития для реализации на территории Урала масштабных социальных проектов, в первую очередь приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Происходит интенсивное пространственное развитие социальной сферы с поэтапным внедрением прогрессивных форм и институтов - мягких корпоративных структур в форме ассоциаций, консорциумов, некоммерческих партнерств и сетей, то есть групп учреждений, связанных партнерскими отношениями.
Совершенствуется корпоративное управление на принципах стратегического менеджмента, открытости, коммуникации, кооперации, координации, широкого общественного участия, комплексности, согласования конфликтогенных интересов.

1. Общесистемные направления развития социальной сферы

Уральский федеральный округ отличается крайней дифференциацией в территориальном разрезе как по уровню развития социальной инфраструктуры, так и по социальным потребностям, причем возрастает риск усугубления подобной неоднородности и сложившихся диспропорций в прогнозный период. Так, например, демографическая динамика способна перепрофилировать нагрузку на системы здравоохранения, образования и социокультурного обслуживания, вследствие чего необходимо уже сейчас переструктурировать их в направлении развития стационарных объектов в южных регионах округа и мобильных, дистанционных средств и средств оказания услуг - в северных районах, что приведет их в соответствие с реальными и прогнозируемыми условиями функционирования.
Нерегулируемые изменения в системе расселения, начавшиеся с 90-х годов и выражающиеся, в частности, в обезлюдении территорий, опустении малых населенных пунктов, отдаленных от районных и местных центров, эрозии социальных и инженерных инфраструктур, в целом привели к тому, что социальная и территориальная доступность в социальной сфере резко снизилась. Такое положение вещей в первую очередь препятствует гармонизации социокультурного развития.
Аналогичная ситуация наблюдается и на макрорегиональном рынке труда. Доля незанятого населения в трудоизбыточных регионах постоянно возрастает, при этом наблюдается дефицит кадров всех специальностей в трудонедостаточных районах. Такая ситуация создает определенные сложности для осуществления масштабных комплексных межрегиональных проектов типа "Урал Промышленный - Урал Полярный".


Страницы: 59 из 90  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->