ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
(Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 N 1757-р Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года)Социокультурная политика призвана обеспечить эффективную демографическую и миграционную политику, развитие рынка труда, наращивание интеллектуального капитала и высококвалифицированного трудового потенциала, повышение уровня жизни и сокращение доли граждан с доходом ниже прожиточного минимума, модернизацию здравоохранения, совершенствование системы образования, науки и инновационного комплекса, развитие культуры, молодежную политику, развитие физкультуры и спорта, повышение доступности жилья, развитие системы социальной защиты населения. Социокультурная политика округа нацелена на формирование комфортной среды обитания населения и рациональной системы расселения, опирающейся на зоны опережающего роста.
В условиях нестабильности мировой финансовой системы инвестиционные возможности государства, а также частного бизнеса значительно снизились. Финансирование многих социальных программ и проектов в Уральском федеральном округе приостановлено, показатели их эффективности и рентабельности резко упали, а сроки реализации перенесены на неопределенное время. На текущем этапе развития округа задачей первостепенной важности становится адаптация социальной сферы, а также приспособление конкретных социальных и социокультурных проектов к негативным последствиям изменения глобальной финансовой конъюнктуры. Именно в период преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса наивысший приоритет должен отдаваться межведомственным социальным проектам инновационной направленности, которые способны оказать мультипликативный эффект и стать катализаторами пространственного развития Уральского федерального округа и устойчивого социально-экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в его состав.
Указанные проекты должны быть направлены на решение приоритетных задач долгосрочного социального развития Уральского федерального округа, обладать способностью по мере своей реализации расширять сети социокультурного обслуживания, вовлекать в производственные связи и стимулировать развитие значительного числа производств (как напрямую, так и опосредованно связанных с социальной сферой), иметь общественно значимый результат, включающий социальные, экономические, политические и другие эффекты, широкую степень распространения и потенциального внедрения полученных результатов, характеризоваться высокой эффективностью и результативностью, что позволит уже в ближайшей перспективе достигнуть запланированных результатов, иметь количественно измеримые целевые индикаторы и показатели, отражающие достижение целей и конечные результаты.
Уже сейчас создаются контуры как финансовых, так и институциональных основ постиндустриального развития социальной сферы Уральского федерального округа.
Разрабатываются и активно реализуются приоритетные национальные проекты в социальной сфере, государственные программы, включая долгосрочные федеральные, региональные целевые и ведомственные программы.
В социальную сферу начинают внедряться прогрессивные формы привлечения частного капитала, совершенствуются и конкретизируются механизмы государственно-частного партнерства, включая привлечение средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и других институтов развития для реализации на территории Урала масштабных социальных проектов, в первую очередь приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Происходит интенсивное пространственное развитие социальной сферы с поэтапным внедрением прогрессивных форм и институтов - мягких корпоративных структур в форме ассоциаций, консорциумов, некоммерческих партнерств и сетей, то есть групп учреждений, связанных партнерскими отношениями.
Совершенствуется корпоративное управление на принципах стратегического менеджмента, открытости, коммуникации, кооперации, координации, широкого общественного участия, комплексности, согласования конфликтогенных интересов.
Уральский федеральный округ отличается крайней дифференциацией в территориальном разрезе как по уровню развития социальной инфраструктуры, так и по социальным потребностям, причем возрастает риск усугубления подобной неоднородности и сложившихся диспропорций в прогнозный период. Так, например, демографическая динамика способна перепрофилировать нагрузку на системы здравоохранения, образования и социокультурного обслуживания, вследствие чего необходимо уже сейчас переструктурировать их в направлении развития стационарных объектов в южных регионах округа и мобильных, дистанционных средств и средств оказания услуг - в северных районах, что приведет их в соответствие с реальными и прогнозируемыми условиями функционирования.
Нерегулируемые изменения в системе расселения, начавшиеся с 90-х годов и выражающиеся, в частности, в обезлюдении территорий, опустении малых населенных пунктов, отдаленных от районных и местных центров, эрозии социальных и инженерных инфраструктур, в целом привели к тому, что социальная и территориальная доступность в социальной сфере резко снизилась. Такое положение вещей в первую очередь препятствует гармонизации социокультурного развития.
Аналогичная ситуация наблюдается и на макрорегиональном рынке труда. Доля незанятого населения в трудоизбыточных регионах постоянно возрастает, при этом наблюдается дефицит кадров всех специальностей в трудонедостаточных районах. Такая ситуация создает определенные сложности для осуществления масштабных комплексных межрегиональных проектов типа "Урал Промышленный - Урал Полярный".
Страницы: 59 из 90 <-- предыдущая cодержание следующая -->