Официальные документы

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 N 1757-р Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года)






В территориальной структуре машиностроения Уральского федерального округа ключевые позиции занимают Свердловская и Челябинская области.
Для машиностроительного комплекса Свердловской области характерна большая доля металлоемких производств, обусловленная размещением на Урале отраслей мощной металлургической промышленности, потребляющих крупногабаритную и многотоннажную технику. Важной отраслью машиностроения области является транспортное машиностроение, в том числе вагоностроение. Крупнейшее предприятие этого профиля, расположенное в г. Нижний Тагил, специализируется на изготовлении вагонов большой грузоподъемности по перевозке руды, угля и других навалочных грузов. В области организовано серийное производство электровозов нового поколения, основанное на тесной кооперации российских предприятий, а также производство трамваев. Сформировалась и устойчиво функционирует такая новая отрасль промышленности, как медицинское машиностроение. В масштабах Уральского федерального округа и всей страны заметное место занимает энергетическое и электротехническое машиностроение.
В Свердловской области также широко представлены сложные, наукоемкие производства машиностроения главным образом оборонно-промышленные (авиационная, ракетно-космическая, средства связи, радиопромышленность и другие отрасли). Гражданское машиностроение представлено станкостроением, приборостроением и другими видами производства.
В Челябинской области развито прежде всего тяжелое машиностроение, производятся тракторы (93 процента общероссийского производства), бульдозеры (более 80 процентов) и грузовые автомобили (около 8 процентов). Значительное развитие получило производство электродвигателей малой мощности, продукции приборостроения, часов и ряда других видов машиностроительной продукции.
В Тюменской области машиностроение представлено отдельными предприятиями нефтепромыслового и сельскохозяйственного машиностроения, автомобильной, авиационной и электротехнической промышленности, судостроения и приборостроения.
В Курганской области развито машиностроение оборонно-промышленного комплекса, химическое машиностроение, приборостроение, производство мостовых металлоконструкций, машин и оборудования, пожарного и специального оборудования, а также трубопроводной арматуры.
Вместе с тем сдерживают развитие машиностроительного комплекса Уральского федерального округа следующие основные факторы:
- недостаточная загрузка мощностей машиностроительного комплекса. До 1991 года машиностроительные предприятия округа были ориентированы на нужды топливно-энергетического комплекса Западной Сибири и добывающих отраслей других регионов страны. Начиная с 90-х годов XX века нарастали процессы выбытия предприятий машиностроительного комплекса Урала из кооперации с предприятиями топливно-энергетического комплекса и металлургии;
- слабая работа в области диверсификации и специализации производства;
- недостаточно высокий уровень конкурентоспособности продукции машиностроения с позиций качества, надежности и ценовых показателей, а также ориентация на выпуск ранее освоенных моделей;
- неблагоприятное финансовое положение предприятий машиностроительного комплекса.
В среднем по округу более 30 процентов предприятий машиностроения убыточны, поэтому они не в состоянии осуществлять модернизацию производства и внедрять новые конкурентоспособные образцы продукции. Более 60 процентов основных фондов отрасли исчерпали свой эксплуатационный ресурс. Инновационные вложения в модернизацию производства машиностроительных предприятий крайне низкие. В последние годы машиностроение получало около 2 процентов общего объема ежегодных инвестиций в основной капитал предприятий Уральского федерального округа.
Эти факторы влияют на снижение качества продукции и производительности труда, ведут к росту брака, ограничению технологических возможностей предприятий, росту затрат в производстве, экологическим потерям и в конечном итоге к существенному снижению конкурентоспособности машиностроительной продукции, выпускаемой предприятиями Уральского федерального округа. Практически на всех рынках машиностроительной продукции наблюдается экспансия импорта.
Особо в машиностроительном комплексе Уральского федерального округа выделяется проблема средних и малых предприятий, многие из которых являются градообразующими и находятся, как правило, в более сложном финансовом и технико-технологическом положении, нежели крупные.
Несмотря на современное достаточно сложное состояние машиностроения Уральского федерального округа, в отрасли присутствует целый ряд оптимистических примеров инвестиционной деятельности предприятий по освоению и выпуску новых, востребованных рынком видов продукции. Среди них можно отметить следующие примеры:


Страницы: 23 из 90  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->