Официальные документы

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ. СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ

(Постановление Правительства РФ от 10.07.1998 N 762. О мерах по стабилизации социально - экономического положения в стране)






Смысл этой меры состоит в том, что в последние годы цены на продукты и услуги естественных монополий ушли вперед по сравнению с возможностями потребителей рассчитываться в денежной форме. В итоге железные дороги, газовая промышленность и электроэнергетика сосредоточили у себя большую часть накопленной дебиторской задолженности. Расчеты "живыми деньгами" с потребителями внутри России составляют у них:

РАО "Газпром" - 12 процентов
РАО "ЕЭС России" - 13 процентов
МПС по внутренним грузовым сообщениям - 31,2 процента.

Цены при расчетах денежными суррогатами или по бартеру существенно завышаются, а начисленные налоги не уплачиваются.
Снижение цен и тарифов, даже значительное, при условии оплаты "живыми деньгами" будет стимулировать рост монетизации экономики, спроса на деньги, не нанося ущерба сбору налогов.
В 1997 году были приняты решения о скидках цен и тарифов в этих отраслях при условии оплаты "живыми деньгами" по решению поставщика. В основном за счет этого РАО "Газпром" за 6 месяцев поднял денежную составляющую в расчетах с 7 до 12 процентов. Предлагаемый порядок отличается тем, что право выбора будет принадлежать потребителю.
Предлагается снизить также в 3 раза валютную составляющую тарифа за прокачку нефти по нефтепроводам.
Указанные меры хотя и повысят напряженность финансового положения в отраслях естественных монополий, позволят существенно снизить издержки в других отраслях промышленности, прежде всего нефтяной и нефтеперерабатывающей, химической, черной и цветной металлургии, а также в бюджетной сфере.

6.3. Реструктуризация задолженности предприятий

В настоящее время задолженность предприятий перед бюджетами всех уровней и внебюджетными государственными фондами по заработной плате, поставщиками и банками достигла примерно 1 трлн. рублей. На многих предприятиях их долги нередко многократно превышают годовые объемы реализации продукции и большей частью стали безнадежными. Особое значение при этом играют бюджеты всех уровней, ставшие своего рода генераторами неплатежей. Для оживления экономики потребуется осуществить меры по развязке долговой проблемы при том, что списание или прощение долгов, особенно со стороны государства, недопустимо, поскольку подрывает налоговую и финансовую дисциплину, в настоящее время и так чрезвычайно слабую.
Решения Правительства Российской Федерации о порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом, об ускоренной процедуре банкротства, об обращении взыскания на дебиторскую задолженность должников бюджету и о пересчете пеней уже создали определенную правовую базу.
Представляется необходимым осуществить ряд мер, которые позволили бы продвинуться в решении проблемы неплатежей и долгов и стимулировать снижение процентных ставок.
Предлагается внести следующие уточнения в порядок реструктуризации задолженности предприятий в федеральный бюджет:
- выделять отдельной строкой в балансе предприятий долги на 1 января 1998 г.;
- инициатива реструктуризации может исходить от налоговых органов или Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению;
- в случае неисполнения принятых обязательств, особенно по текущим платежам, подвергать предприятие предусмотренным санкциям, включая арест дебиторской задолженности, ускоренную процедуру банкротства и др.;
- в случае своевременного исполнения принятых обязательств соглашение о реструктуризации может предусматривать меры по увеличению периода отсрочки уплаты долгов.
6.4. Структурные реформы

В числе мер, направленных на поддержку отечественных производителей, улучшение их финансового положения, создание благоприятных условий для сокращения неплатежей, бартера и денежных суррогатов, предлагается:
- внести изменения в порядок налогообложения при реализации продукции по цене ниже себестоимости и основных фондов ниже балансовой стоимости, чтобы, не подрывая налоговую дисциплину, дать возможность предприятиям избавляться от неликвидов, реализовать неиспользуемое оборудование, устранить искусственное завышение цен, созданное вследствие применения бартера и денежных суррогатов;
- отменить счет недоимщика или изменить режим его использования таким образом, чтобы устранить мотивы проведения расчетов, минуя этот счет, применения бартера и расчетов наличными деньгами;
- изменить порядок начисления амортизации и оценки основных фондов с тем, чтобы дать возможность предприятиям снизить издержки. Имеется в виду разрешить считать установленные нормы амортизации предельными и дать возможность предприятиям начислять амортизацию по более низким нормам, а балансовую стоимость основных фондов, определенную в итоге многолетних индексаций, переоценивать в сторону понижения. Для естественных монополий будет определен особый порядок оценки основных фондов.
Для сокращения неплатежей предприятий естественных монополий в бюджеты всех уровней необходимо:
- строгое соблюдение всеми бюджетополучателями жестких лимитов потребления энергии, тепла и газа;
- организация прямого финансирования закупок бюджетополучателями топливно - энергетических ресурсов через систему федерального казначейства;
- изменение взаимоотношений между федеральной и региональными энергетическими комиссиями, обеспечение единства тарифной политики в топливно - энергетическом комплексе;


Страницы: 8 из 29  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->