Официальные документы

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ СИСТЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНЫХ РЕСУРСОВ С РЫНКА КАПИТАЛА НА РЫНОК ИПОТЕКИ

(Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2010 N 1201-р. Об утверждении Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года)






Интенсивное и инновационное развитие рынка ипотечного жилищного кредитования невозможно без повышения качества взаимодействия участников первичного рынка. Важнейшими проблемами текущего состояния первичного рынка являются ограниченность конкуренции, завышенные тарифы, незащищенность прав кредитора, низкая финансовая грамотность заемщиков, отсутствие единой информационной базы по заемщикам, недостаток общей и специализированной информации как у заемщиков, так и кредиторов, отсутствие гибкого подхода к разным социально-экономическим группам населения, низкий уровень качества оценки недвижимости, а также недостаточность инструментов проверки информации, предоставляемой заемщиком.
Решение задачи по созданию эффективного первичного рынка ипотечного жилищного кредитования, обеспечивающего баланс интересов кредиторов и заемщиков, необходимо начать на первом этапе и полностью завершить на втором этапе реализации настоящей Стратегии. Для решения этой задачи необходимо отрегулировать нормативную и исполнительную систему защиты прав кредиторов и заемщиков, в том числе внести в законодательную базу изменения, направленные на повышение информационной открытости рынка ипотечного жилищного кредитования и повышение качества оценки рисков, а также унифицировать процедуры андеррайтинга, выдачи и сопровождения кредита, создать единые информационные базы по заемщикам и недвижимости и разработать и внедрить новые механизмы распределения и хеджирования рисков.
Предполагается, что для решения задачи по повышению эффективности первичного рынка ипотечного жилищного кредитования необходимо реализовать следующие мероприятия:
- внесение изменений в гражданское законодательство Российской Федерации, направленное на совершенствование норм, регулирующих взаимоотношения заемщиков и кредиторов, для достижения баланса их интересов;
- совершенствование законодательства Российской Федерации в части реабилитационных процедур, применяемых в отношении граждан-должников и позволяющих осуществить реструктуризацию задолженности граждан под судебным контролем;
- разработка и внедрение различных схем повышения доступности ипотечных жилищных кредитов за счет дифференциации условий ипотечного жилищного кредитования в зависимости от территориальных особенностей и потребностей заемщиков, а также кредитной истории и платежеспособности заемщика, включая развитие различных форм оказания помощи отдельным категориям заемщиков, в том числе при переселении в другие города или жилое помещение меньшей площади под залог имеющегося жилья;
- повышение доступности ипотечного жилищного кредита для заемщиков путем снижения величины первоначального взноса за счет ипотечного страхования, а также доработка нормативной правовой базы для развития ипотечного страхования;
- формирование системы целевых жилищных накоплений с целью повышения доступности ипотечного жилищного кредитования, развитие унификации и стандартизации процедур андеррайтинга, выдачи и обслуживания ипотечных жилищных кредитов, а также унифицирование документации и методологии по операциям с закладной для упрощения действий органов государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней;
- выработка процедур и механизмов внесудебного разрешения споров, возникающих в процессе ипотечного жилищного кредитования, на основе банковских союзов, ассоциаций и других профессиональных объединений участников рынка ипотечного жилищного кредитования;
- повышение доступности информации Министерства внутренних дел Российской Федерации о недействительных паспортах, информации Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и данных бюро кредитных историй по заемщикам с целью повышения качества проводимого первичными кредиторами андеррайтинга;
- повышение доступности информации и ее раскрытие в соответствии с международными стандартами, а также создание единого стандарта предоставления данных по рынку жилья и ипотеки по формам, согласованным с участниками рынка, с целью разработки поведенческих моделей для более точного ценообразования по ипотечным жилищным кредитам;
- повышение финансовой грамотности населения на ипотечном жилищном рынке, включая проведение государственной информационной кампании, в частности создание консультативных центров, издание популярных брошюр, организация циклов передач и публикаций в средствах массовой информации;
- выработка единой формы раскрываемой заемщику информации о кредитных, валютных и об иных рисках по предоставляемому ипотечному жилищному кредиту в соответствии с международной практикой защиты прав заемщиков.

3. Формирование устойчивой системы привлечения долгосрочных
ресурсов с рынка капитала на рынок ипотеки

Состояние внутреннего рынка капитала и его способность снабжать экономику долгосрочными финансовыми ресурсами остаются основными ограничителями рынка ипотечного жилищного кредитования. Срочность, стоимость и объем ресурсов, доступных на отечественном рынке капитала (рынке ценных бумаг), не позволяют обеспечить устойчивое рефинансирование ипотечных портфелей.
Развитие ипотеки в посткризисный период должно осуществляться преимущественно за счет привлечения финансовых ресурсов на рыночных условиях с внутреннего и внешнего рынков капитала.
По мере развития и укрепления рынка капитала всем классам инвесторов должны быть предложены приемлемые по срочности, надежности и доходности ипотечные инструменты. Перечень ипотечных инструментов необходимо расширить с целью обеспечения максимального удовлетворения потребностей различных групп инвесторов. При этом особое внимание следует уделить решению проблемы несоответствия срочности имеющихся на внутреннем рынке ресурсов и ипотечных жилищных кредитов.


Страницы: 7 из 11  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->