ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 31.08.2010 N 06-364. О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Письмо Минобрнауки РФ от 31.08.2010 N 06-364. О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних)В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона N 48-ФЗ на образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающими социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства могут возлагаться полномочия по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 423 утверждены Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан соответствующими организациями.
В соответствии с указанными Правилами порядок контроля за деятельностью организаций по осуществлению полномочий устанавливается органом опеки и попечительства, то есть этот порядок утверждается актом органа опеки и попечительства.
Полномочия могут осуществляться организациями на возмездной или безвозмездной основе на основании договора с органом опеки и попечительства. Для осуществления указанных полномочий руководитель организации подает в орган опеки и попечительства соответствующие документы.
При этом необходимо отметить, что основной целью возложения полномочий является обеспечение возможности привлечения квалифицированных в требуемой области специалистов. Указанная возможность становится актуальной и в случаях отсутствия или недостаточного наличия у органов опеки и попечительства необходимых организационных, технических и иных возможностей по осуществлению такой работы.
Реализация данной нормы на практике позволит постепенно реорганизовать учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, любой ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы в учреждения по профилактике социального сиротства и семейного устройства детей.
Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 2 указанных Правил, утвержден Приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. N 334 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2009 г., регистрационный N 15610). По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов орган опеки и попечительства может принимать решение о передаче полномочий организации либо об отказе в передаче полномочий с указанием причин. При этом орган опеки и попечительства вправе будет возложить на организацию оба или одно из полномочий, предусмотренных Федеральным законом N 48-ФЗ.
4. Организация подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона N 48-ФЗ полномочие по подбору граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, таких как приемная семья, патронатная семья (далее - граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями), которое включает в себя обязательность проведения обследования условий их жизни, возложено на орган опеки и попечительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 423 утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами.
Данными Правилами впервые введен единый общефедеральный перечень документов, которые должен представить в орган опеки и попечительства гражданин, выразивший желание стать опекуном или попечителем.
Перечень документов, предусмотренный пунктом 4 указанных Правил, является обязательным для граждан, выразивших желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего. При отсутствии одного из указанных документов установить опеку или попечительство невозможно. Предоставление указанных документов обусловлено необходимостью всестороннего соблюдения прав и законных интересов ребенка.
Подпунктом "з" пункта 4 Правил предусматривается представление гражданами в орган опеки и попечительства справок о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, которые выдаются соответствующими уполномоченными органами по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе.
Порядок, сроки выдачи и форма указанных справок федеральным законодательством не установлены. В связи с этим необходимо учитывать следующее.
В соответствии с подпунктами 24.2, 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству и осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, а также за соответствием жилых помещений установленным требованиям законодательства.
По указанным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ).
Страницы: 3 из 18 <-- предыдущая cодержание следующая -->